Татьяна Веселова
Конспект занятия по звуковой культуре речи в подготовительной группе «Путешествие в страну Знаний»
▼ Скачать + Заказать документы
Путешествие в страну Знаний
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №10 г. Лысково
Конспект образовательной деятельности
по подготовке к обучению грамоте
Образовательная область «Речевое развитие»
Тема «Путешествие в страну Знаний»
(подготовительная к школе группа)
Подготовила :
Веселова Т. А., воспитатель
1 квалификационной категории
2021г.
Публикация «Конспект занятия по звуковой культуре речи в подготовительной группе „Путешествие в страну Знаний“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Цель: совершенствование звукопроизношения, слухового внимания и восприятия детей.
Задачи: продолжать совершенствовать фонематический слух, умение различать на слух и в произношении звуки родного языка. Учить детей делить слова с открытыми слогами на части, а так же находить слова с определенным звуком и называть их. Развивать познавательный интерес, речь, внимание. Воспитывать умение слушать.
Ход занятия
Мотивационный момент
Воспитатель: Дорогие ребята!
Кто – то бросил нам в оконце
Посмотрите письмецо
Может, это лучик солнца,
Что щекочет нам лицо?
Может, это воробьишка,
Пролетая, обронил?
Может, кот письмо, как мышку,
На окошко заманил?
Сегодня к нам в группу пришло письмо. Сейчас я вам его прочитаю:
(пока открываю письмо звучит «волшебная» музыка)
«Мои дорогие юные друзья! Я Королева Знаний. Сегодня я вас приглашаю в гости, в мою Страну Знаний! Мне так хочется узнать, чему же вы научились на занятиях по Обучению грамоте. В Стране Знаний вас ожидают интересные задания, которые вы должны выполнить. Я уверенна, что вы справитесь со всеми заданиями. Желаю вам удачи!»
Воспитатель: - Вот так сюрприз, Королева знаний прислала нам задания. Ну что, постараемся выполнить эти задания?
-Но прежде, чем мы отправимся в путешествие, давайте вспомним, чем отличается буква от звука?
(Букву мы видим, пишем, читаем, а звук мы слышим и говорим)
-Давайте с вами вспомним все гласные звуки и сделаем гимнастику для наших губ. А-О-У-Ы-И-Э-Е (выполняется упражнение с показом на экране)
Воспитатель: ну, а теперь мы можем отправляться в путь! У меня есть волшебный карандаш, который поможет нам оказаться в Стране Знаний. Закрываем глаза.
Раз-два-три в Страну знаний нас веди!
Воспитатель: Вот мы, кажется, и попали в Страну знаний. (сели)
Воспитатель: Ну что, вот первое задание от Королевы Знаний.
Игра «Доскажи словечко». (1)
1. Он плывет по простыне, как кораблик по волне
Он хозяйкам добрый друг, электрический (утюг)
2. Вот пришла и осень, листья пожелтели
И с прощальным криком птицы (улетели)
3. Долгожданный дан звонок - это кончился (урок)
4. Все ребята со двора малярам кричат (ура)
Воспитатель: какой звук вы услышали в начале каждого слова?
Дети: звук [у]
Воспитатель: молодцы, внимательно слушали. Ребята, а звук [у] гласный или согласный? Как вы думаете, чем отличаются гласные звуки от согласных?
Воспитатель: правильно, одни поются, вот например: «У-У-У…», «А-А-А.», а звуки «к», «м» или «д» - произносятся отрывисто. Те, которые поются – они гласные, а те, которые произносятся отрывисто – согласные.
- Я предлагаю вам произнести слова. ( На доску выставляются картинки или на экран: утка, мел, кот, дом, дети произносят звуки по очереди вместе с воспитателем и индивидуально).
Воспитатель: Ребята, сейчас мы с вами разделимся на две команды. Каждая из команд должна будет собрать из лепестков, лежащих на столе, ромашку. Только одно условие: первая команда собирает ромашку с серединкой красного цвета, для своего цветка ей понадобятся лепестки, на которых написаны слова, начинающиеся на гласный звук. Вторая команда собирает ромашку с серединкой синего цвета. Какие ей нужно выбрать для своего цветка лепестки? (Лепестки, со словами начинающиеся на согласный звук.)
Игра «Ромашка» (2)
(Дети выполняют задание)
Воспитатель: ребята, перед вами на столах лежат кружочки – красные и синие. Красные – обозначают гласные звуки, а синие – согласные. Сейчас я буду произносить слова. Если слово начинается с гласного звука, то вы поднимаете красный кружок. Если слово начинается с согласного звука, то вы поднимаете синий кружок. (улитка, ножницы, кот, иголка, снег, ананас, автобус, стол, шкаф, юла)
Упражнение: «Определи, гласный или согласный звук» (3)
Воспитатель -Хорошо, молодцы, в свободное время мы ещё с вами поиграем.
Физминутка «Быстро встаньте, улыбнитесь»
Быстро встаньте, улыбнитесь
Выше, выше потянитесь.
Ну ка плечи распрямите
Поднимите, опустите.
Влево, вправо повернулись,
Рук коленями коснулись,
Сели-встали, сели-встали
И на месте побежали.
Упражнение «Сосчитай звуки». (4)
Воспитатель: ребята, сейчас я вам прочту отрывок из стихотворения
Г. Лагдзынь «Расскажи», а вы послушайте его и сосчитайте слова со звуком [р
Отрывок из стихотворения Г. Лагдзынь «Расскажи».
Ты куда летишь, сорока?
Расскажи!
Нам дорогу в бор далекий
Покажи!
- Сколько слов со звуком (р) вы услышали?
- Хорошо, молодцы.
Воспитатель: ребята, а какой звук «р»? Я предлагаю вам попробывать его произнести. ( выставляет на доску картинки: рыба, река, рак. дети называют звук, «рычат», произносят звук вместе с воспитателем, затем индивидуально) .
Воспитатель: что мы с вами сейчас делали?
Дети: рычали.
Воспитатель: правильно, этот звук так и называется – рычащий.
Воспитатель: а теперь, внимание, я буду вам читать предложения, а вы постарайтесь добавить недостающее слово, начинающее на звук «р». Слушайте внимательно.
- Мама мыла (раму)
- Рыбак ловил (рыбу)
- Поезд мчится по (рельсам)
Воспитатель: Ребята, а что такое слог, кто может сказать?
Дети: он состоит из букв.
Воспитатель: правильно, вот, например: слово часы
- Сколько слогов вы слышите?
Дети: два.
Воспитатель: назовите эти слоги. (ответы детей).
Воспитатель: А бывает слова состоят из 3-х слогов. Например, ма-ши-на (воспитатель прохлопывает руками)
Воспитатель: сколько слогов в этом слове? (3)
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам выполнить задание : я произношу слова, а вы мне скажите, сколько слогов в этих словах. А сосчитать помогут вам ваши ладошки.
Игра «Сосчитай сколько слогов» (5) (корова, муха, лиса, луна, берёза, утро, облако, голуби, мыши, сани, собака)
Воспитатель: хорошо, ребята. - Скажите, а что такое предложение?
Дети: это много слов
Воспитатель: правильно, предложение - это несколько слов, связанных друг с другом.
- Послушайте, я сейчас вам скажу предложение.
-А вы сосчитайте, сколько слов в этом предложении?
-(Птичка села на кормушку.)
- Сколько слов в этом предложении? (4)
Воспитатель: Молодцы, ребята, а теперь посмотрите у вас на столе одна большая полоска – это предложение, а маленькие полоски – это слова. Сейчас мы поиграем. Я назову предложение, а вы в парах составите его с помощью маленьких полосок.
Игра: «Посчитай слова и составь правильно предложение». (6)
«Наступила зима»
«Зима заморозила реки»
«Зима запорошила снегом поля»
Рефлексия: Ну что ж, молодцы, справились с заданием. А теперь нам пора возвращаться в группу. Ребята, чему вы сегодня научились, что узнали нового?
Дети: учились слышать слова и звуки, познакомились со слогом, узнали, что звуки бывают гласные и согласны, познакомились с рычащим звуком «р».
Воспитатель: А какое задание вам показалось самым сложным? Самым интересным?
Воспитатель: Ребята, у кого не всё получалось, не расстраивайтесь. Мы будем ещё с вами упражняться в играх. Я видела, что каждый из вас старался и теперь уверена, что в школу вы пойдёте умными и грамотными детьми. А Королеве Знаний мы пошлём фотографии, на которых она увидит, как вы выполняли задания.
Воспитатель: А сейчас встаём в круг и с помощью волшебного карандаша возвращаемся в группу.
Закрываем глазки.
Раз-два-три в группу нас скорей веди!