Светлана Кострова
Занятие по экологии «Волшебная капелька» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Экологическое занятие в средней группе
«Волшебная капелька»
Программное содержание: закрепить с детьми доступные знания о воде, о том, что она нужна и людям, и животным, и растениям. Вода может быть чистая, прозрачная, грязная, холодная и горячая; снег и лед это тоже вода.
Вызвать у детей желание рассказывать о воде, активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами.
Публикация «Занятие по экологии „Волшебная капелька“ в средней группе» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Учить слушать небольшие по содержанию произведения, отвечать на вопросы воспитателя.
Развивать наблюдательность, мышление, умение воспринимать игровую ситуацию и принимать в ней участие. Воспитывать уважение и бережное отношение к воде.
Предварительная работа: беседы с детьми о воде и потребность для всех живых организмов; проведение исследовательской работы, рассмотрение иллюстраций по теме, чтение художественной литературы (стихотворение «Снежинки» Н. Вороного, рассказа Н. Калининой «Про снежный колобок», В. Сухомлинского «Мальчик хотел приласкать снежинку», наблюдения за состояниями воды на прогулках.
Материал: льдинка, экологическая сказка, иллюстрации к сказке, магнитофонная запись звуков дождя и моря, капельки с загадками, капельки-настроения, массажный мячик.
Ход занятия
Воспитатель. Давайте возьмемся за руки. Улыбнемся друг другу, чтобы создать хорошее настроение. (Дети здороваются по кругу друг с другом и воспитателем).
Воспитатель. Закроем глаза, вдохнем свежий воздух и представим себя в зимнем лесу. Ребята, а в зимнем лесу холодно или тепло?
Ответы детей.
Воспитатель: Давайте вместе покажем, как мы дрожим от холодного ветра?
Как мороз нас щиплет за щечки?
Разотрем щечки, чтобы они не замерзли.
Разотрем ручки, чтобы они не замерзли.
Как мы ступаем по снегу.
(пока дети выполняют задание, воспитатель незаметно берет в кулак льдинку).
Воспитатель. Ребята, как вы думаете, что спрятано в моем кулачке.
(Лед начинает таять и капать.)
Дети отвечают.
Воспитатель. Как вы думаете, кто это может быть?
Ответы детей: вода
В. - Ребятки, как вы думаете, о чем мы с вами сегодня будем говорить?
Д. - О воде.
Воспитатель читает стихотворение о воде Н. Рыжовой.
Вы, слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у вас кипит
Паром чайника шипит.
Без нее вам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить –
Без нее нам не прожить!
В. - А скажите мне, пожалуйста, где в природе можно встретить воду?
Д. - В озере, в океане, в реке, в море, в болоте…
В. – Ребята, в море – морская вода, а в реке…., в роднике, в болоте?
Д. – Речная, родниковая, болотная
В. - А вы знаете, что в море и океане вода соленая, ее пить нельзя. Как вы думаете, а какая вода в реке, озере, роднике?
В. - Пресная. Такую воду можно пить, предварительно прокипятив.
В. - Для чего нужна человеку вода?
Д. - Пить, умываться, купаться, готовить пищу.
В. - А животным нужна вода?
Д. - Да, для жизни, для питья, купания.
В. - А для чего нужна вода растениям?
Д. - Для жизни. Чтобы деревья и цветы не засохли.
Воспитатель подводит итог – что вода нужна всем живым организмам.
Физкультминутка
В. - Давайте немного отдохнем.
К речке быстрой мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре- вот как славно освежились.
А теперь поплыли дружно,
Делать так руками нужно:
Вместе раз – это брас,
Одной, другой – это кроль.
Все как один, плывем как дельфин.
Вышли на берег крутой и побежали домой.
Исследовательская работа.
В. - Я вижу, что вы много знаете о воде. А сегодня я хочу вас познакомить с некоторыми свойствами воды, потому что вода – это одно из самых удивительных существ на нашей планете. А чтобы это узнать, приглашаю пройти в нашу лабораторию.
I. Вода жидкая.
В. - Перед вами стоят 2 стакана. Один – пустой, а в другом – вода. Нужно аккуратно перелить воду из целого стакана в пустой. (уточни зачем)
В. - Саша, у тебя льется вода? А у тебя Аня?
В. - А почему вода льется?
Д. - Она жидкая.
В. - Правильно, вода – это жидкость, она жидкая.
В. - А если бы вода была твердой, она смогла бы течь в реке, ручейке?
Д. - Нет.
В. - А если вода течет и льется, она может литься из нашего крана?
Д. - Да!
Воспитатель прикрепляет на доске изображение крана с льющейся водой - первое свойство воды, определенное детьми.
II. Вода прозрачная (не имеет цвета).
В. - А теперь опустите ложечку в воду и в сок. Где ложечку видно, а в каком стакане не видно?
Д. - Ложечку видно в воде.
В. - Правильно, потому что вода не имеет цвета, она прозрачная.
Воспитатель обозначает следующее свойство воды на доске картинкой с изображением глаза.
III. Вода не имеет запаха.
В. - Понюхайте воду. Пахнет ли вода?
Д. - Нет.
В. - Правильно, вода не имеет запаха. Вот мы и выделили еще одно свойство.
В. - Алина, чего вода не имеет?
IV. Вода не имеет вкуса.
В. - Попробуйте воду. Какая вода на вкус? Она имеет вкус?
В. - Возьмите стакан с соком. Какой сок на вкус?
Д. - Сладкий, вкусный.
В. - Из чего делают сок?
Д. - Из фруктов.
В. - А ваш сок вкус какого фрукта имеет?
В. - А вода такая же сладкая?
Д. - Нет.
В. - Имеет ли вода вкус?
Д. - Нет.
В. - Правильно, вода не имеет вкуса.
Подвижная игра «Ходят капельки по кругу».
В. – Я вижу, что вы устали и предлагаю вам поиграть. Сейчас вы все превратитесь в капельки. (воспитатель одевает на голову атрибуты – капельки).
Пошел дождь, застучали капельки (Дети прыгают на месте).
Много собралось капелек вместе, и образовали ручейки (Дети собираются группами по два человека и, держась за руки, бегут).
Бежали, бежали ручейки и образовали большую речку (Дети объединяются в один большой ручей).
А большая речка впадает в море (Дети образуют круг).
Тут выглянуло солнышко, стало пригревать.
Капельки потянулись к солнцу и снова превратились в тучку (Дети, стоя в кругу, тянут руки вверх).
Подведение итогов.
В. - Ребята, так кто-же мне может сказать – зачем нам нужна вода? Какая бывает вода (назвать свойства воды? И надо ли беречь воду?
Дети рассказывают о том, что они узнали. Воспитатель помогает, дополняет ответы детей.