Анна Лаврова
Занятие по экологии в средней группе «Путешествие капельки Капитошки»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие по экологии в средней группе «Путешествие капельки - Капитошки».
Пояснительная записка: в дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования. Поэтому перед нами педагогами встает задача формирования у дошкольников основ экологической культуры. Мною разработан конспект образовательной деятельности экологического цикла.
Публикация «Занятие по экологии в средней группе „Путешествие капельки Капитошки“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Круговорот воды в природе. Путешествие капельки
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2018
Образовательная область: познание.
Продолжительность занятия : 20 мин.
Интеграция: коммуникация, художественное творчество.
Виды деятельности: познавательно – исследовательская, коммуникативная, двигательная, продуктивная.
Возраст детей: средняя группа (4-5 лет).
Форма проведения: занятие – путешествие.
Цели и задачи:
1. Формировать у детей знания о значении воды в жизни человека и других живых существ, организмов: вода-источник жизни; вода необходима для поддержания и обеспечения жизни и существования;
2. Закрепить знания о том, что вода на морозе превращается в лед, а снег и лед в тепле тает и становится водой;
3. Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия;
4. Учить определять холодную и теплую воду, правильно обозначать ее словами;
5. Развивать тактильные ощущения детей;
6. Воспитывать нравственное и эстетическое отношение к окружающему миру, правильное отношение к своему здоровью. Прививать бережное отношение к воде.
Обогащение словаря: путешествие, спутница, водопроводные трубы, кипяченая вода.
Материал: кукла - Капитошка; иллюстрации с сезонными пейзажами, аудиозапись с журчанием дождя, ручейка, воем вьюги, шумом реки; 2 лейки (разного цвета) с теплой и холодной водой; 2 тазика; салфетки и подносы по количеству детей; формочки со льдом; прозрачный контейнер с снегом; цветок в горшке; маленькая лейка; 2 бутылки с водой (у одной бутылки пробка намазана черной краской); воронка; марля, вата; 2 стола и стулья по количеству детей.
Предварительная работа: заучивание стихов о воде, рассматривание иллюстраций, чтение сказок, познавательной литературы о воде, наблюдение в природе, за цветами (полив, беседы на тему: «Где можно встретить воду».
Ход занятия:
В: (В группе полукругом стоят стулья по числу детей. Перед стульями - 2 стола).
В: Давайте вспомним наш девиз:
«С голубого ручейка начинается река, а игра начинается с улыбки!» (дети проговаривают вместе с воспитателями). А, давайте еще мы улыбнемся нашим соседям, чтобы зарядить их своим хорошим настроением (дети поворачивают головы детям, сидящим рядом и улыбаются).
Игровая ситуация.
В: Сегодня я приглашаю вас в царство Волшебницы Воды. Отправимся мы в это путешествие не одни. Посмотрите, кто к нам пришел в гости. Это Капелька - Капитошка. Давайте мы с ней поздороваемся.
Д: Здравствуй!
В: А где ты живешь?
К: Про свой дом, я вам загадаю загадку:
Она и в озере, она и в лужице,
Она и в чайнике у нас кипит,
Она и в ручейке бежит, шумит.
Чтобы не было беды –
Жить нельзя нам без (чего)
Д: Воды.
К: Правильно, мой дом – вода. Я живу в воде. Ребята, а вы хотите отправиться в путешествие?
Д: Да.
К: Мы, сегодня отправимся путешествовать по разным временам года. Сейчас я, открою свой сундучок, и посмотрим, что в нем? (Открывает сундучок и звучит аудиозапись с шумом дождя, воспитатель вешает иллюстрацию с изображением осени).
К: Что, это так шумит? (ответы детей).
Интересно, в какое время года мы с вами попали? (ответы детей)
В: Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далекий птицы улетели,
Если небо хмурое, если дождик льется,
Это время года, как зовется?
Д: Осень.
К: Правильно, осень. Мы оказались в осеннем лесу.
В: Ребята, а как вы думаете, какой дождь идет осенью: теплый или холодный?
Д: Осенью идет холодный дождь.
В: Правильно, холодный дождь идет осенью.
Исследовательская работа:
В: Мы сейчас с вами не - много поиграем. (Перед детьми 2 стола. На каждом столе по тазику, салфетки и подносы по количеству детей. На одном столе зеленая лейка с холодной водой, а на другом столе - красная лейка с теплой водой). Давайте разделимся на 2 группы. Девочки подойдут к столу с красной лейкой, а мальчики к столу с зеленой лейкой. (Каждая группа детей подходит к своему столу).
К: Ребята, я спрятала в одной лейке летний дождик, а в другой – холодный осенний. Попробуйте отгадать, где какой дождик.
В: А, я ребята вам буду помогать отгадывать, где какой дождик спрятала наша Капитошка. А, как вы думаете, как это можно сделать?
Д: Потрогать воду.
(дети выполняют задание)
В: Девочки подставить свои ручки под «дождик» и определите, какой «идет дождик» из красной лейки (Воспитатель поливает девочкам на руки из красной лейки)
В: Девочки, какой дождик спрятался в красной лейке?
Д: В красной лейке спрятался теплый дождик.
В: А когда идет теплый дождик? В какое время года
Д: Теплый дождик идет летом, когда тепло.
В: Молодцы. Правильно. А сейчас мальчики подставят руки под дождем и определят, какой «дождик идет» из зеленой лейки – теплый или холодный?
(Воспитатель поливает мальчикам на руки из зеленой лейки). Мальчики, а какой дождик спрятался в вашей – зеленой лейке?
Д: В зеленой лейке спрятался холодный дождик.
В: Когда идет холодный дождик?
Д: Холодный дождик идет осенью, когда на улице холодно.
В: А сейчас вытрите ручки салфетками, аккуратно их положите на место и садитесь на стульчики (дети садятся на свои места).
Капитошка, наши ребята справились с твоим заданием.
К: Молодцы.
В: А еще ребята, давайте расскажем Капитошке, какой бывает дождик?
Д: Теплый и холодный.
В: А в какое время года идет теплый дождик?
Д: Летом. Когда тепло и светит теплое солнце.
В: А холодный дождик?
Д: Осенью. Когда на улице холодно.
К: Молодцы ребята. Мы с вами продолжаем путешествовать. Ребята закрывайте глаза, а я посмотрю, что интересного еще у меня спрятано в сундучке (Дети закрывают глаза. Включается фонограмма с воем вьюги.
Воспитатель вешает на доску картинки с изображением зимы. Капелька прячется. Лейки убираются и на стол ставиться контейнер со льдом.)
В: Ребята открывайте глазки… (воспитатель читает стих.)
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила
И на санках прокатила.
Как вы думаете, а в какое время года мы с вами сейчас попали?
Д: Зима.
В: Правильно, мы оказались в зимнем лесу. Дети, а как вы думаете, что бывает с водой зимой?
Д: Вода зимой замерзает.
В: А во, что она превращается?
Д: В лед.
В: Да, вода зимой превращается в лед. И наша Капитошка испугалась, что замерзнет, поэтому и спряталась. Но в подарок нам она оставила чудесные льдинки.
Исследовательская работа.
(На столе контейнер со льдом. Дети встают вокруг стола).
В: Ребята, подойдите к столу. Возьмите в руки по одной льдинке….Потрогайте их. Скажите, а какие льдинки? (Разные ответы детей. Воспитатель дополняет их. Дети вытирают руки салфеткой). Молодцы! Садитесь на стульчики.
В: Интересно, что произойдет со льдом, если его подольше оставить в тепле?
Д: Он растает.
В: Во, что он превратиться?
Д: Лед превратиться воду.
В: А почему, как вы думаете?
Д: Потому что в группе тепло.
В: Мы с вами в зимнем лесу… И, чтобы не замерзнуть мы с вами немного разогреемся.
Физкультминутка.
(дети встают около своих стульчиков).
Туча по небу гуляла. (дети шагают на месте)
Туча бусы растеряла. (дети подымают руки вверх и машут руками)
Скачут бусы по дорожке (дети прыгают на двух ногах на месте, руки на поясе)
Как хрустальные горошки.
Поскакали!
По песочку! (дети шагают на месте высоко подымая ножки)
И по камушкам! (приседают)
По болоту, мостовой! (топают ногами)
И везде, кругом, кругом (дети хлопают в ладошки).
(Садятся на стульчики).
В: Ну вот, мы с вами и согрелись, и отдохнули. Продолжаем наше путешествие. Закройте глазки…. (Воспитатель включает фонограмму с журчанием ручья. Воспитатель вешает на доску картинки с изображением весны. Со стола убирается контейнер со льдом. А взамен ставит контейнер со снегом. Появляется Капитошка. Воспитатель читает стих про весну).
В: Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной полочкой взмахнет,
В лесу подснежник расцветет.
В какое время мы с вами попали?
Д: Весна.
В: Посмотрите, вот и наша Капитошка вернулась. А что она принесла, посмотрите (воспитатель показывает контейнер со снегом.)
К: Это у меня снег от весны прячется.
В: Посмотрите ребята, какой снег стал весной? (дети подходят к столу)
Д: Серый, грязный и т. д.
В: Весной солнышко пригреет и, что станет с нашим снегом?
Д: Он растает, превратится в воду и т. д.
В: Побегут ручьи и можно пускать кораблики. Здорово.
Давайте сядем на свои места и продолжим наше путешествие. (Воспитатель включает фонограмму с шумом реки и вывешивает на доску картинку с изображением лета. На стол ставиться комнатный цветок, лейка, 2 бутылки с водой). Откройте глазки. (воспитатель читает стих о лете)
Я соткано из зноя, несу тепло с собою.
Я реки согреваю, купайтесь – приглашаю.
И любите за это вы все меня…Я?
Д: Лето.
В: Вот мы с вами попали в летний лес. Ой, как стало жарко. И хочется пить. А вы знаете, что и растения то же хотят пить. Цветы надо поливать, они живые, без воды засохнут, завянут, им нужна вода. Посмотрите у меня на столе цветок, земля в горшочке совсем сухая. Давайте польем его. Вот у меня бутылочка с водой. Сейчас я воду перелью в лейку (воспитатель берет бутылку с грязной крышкой, встряхивает. Вода от краски на крышке становиться грязной).
В: Ребята, а что стало с нашей водой?
Д: Вода стала грязной, испачкалась и т. д.
В: Можно поливать такой грязной водой растения?
Д: Нет. Они завянут.
В: Ребята грязной водой не только поливать нельзя растения, но и пить, готовить еду, мыть руки, посуду и т. д.
Экспериментальная деятельность:
В: Мы с Капитошкой приглашаем вас в лабораторию. И попробуем эту воду вместе с вами очистить. Посмотрите, перед вами две емкости с водой. Как вы думаете, вода в них одинаковая? А какую воду вы хотели бы выпить? Почему? Давайте все вместе попробуем очистить грязную воду.
Посмотрите, я беру воронку, кладу в нее марлю, сложенную в несколько слоев, и через такой фильтр начинаю пропускать грязную воду. – Что же у меня получилось?
Д: Вода становится чище.
В: Правильно. Вода прошла через марлю и вату, очистилась и процедилась. Липкая грязь осталась на стенках ваты и марли. Такой очищенной водой можно помыть руки и лицо, но пить нельзя, нужно ее прокипятить, чтобы все до конца погибли микробы и не попали в наш организм. А вот растения будут только рады. Давайте, наконец польем наш цветок (поливают цветок, можно полить цветок детям, дети садятся на стульчики).
В: Говорят, вода везде: в луже, в море, в ручейке, и в реке и в водопроводном кране. Вот наше путешествие подходит к концу. На нашем занятии мы много путешествовали и узнали много интересного. Какая бывает вода на ощупь?
Д: холодная и теплая.
В: Во, что превращается вода?
Д: Вода превращается в лед.
В: Что происходит со снегом и льдом в тепле?
Д: Снег и лед в тепле тают, становятся водой.
В: Кому нужна вода?
Д: Вода нужна людям, растениям, животным и т. д.
В: Какую воду можно употреблять в пищу?
Д: Чистую, кипяченную.
В: Капитошка говорит вам всем спасибо.
Ребята, воду нужно беречь. Есть такая пословица: «Воду попусту не лей - дорожить водой умей». Вода – это друг человека.
Не умыться, не напиться без воды.
Листику не распуститься без воды.
Без воды прожить не может птица, зверь и человек.
И поэтому вода необходима всему живому на нашей земле.
Наше занятие окончено. Молодцы!