Татьяна Ивченкова
Занятие по экологии «Сбережём удивительный мир растений и животных леса» (подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие по экологии «Сбережём удивительный мир растений и животных леса» (подготовительная группа).
Цели:
-Воспитание бережного отношения к растительному и животному миру, чувства сопереживания и сопричастности природе;
-расширение кругозора детей;
-развитие устной речи, внимания, мышления.
Предварительная работа:
-рассматривание иллюстраций с изображением леса;
-чтение произведений Е. Чарушина «Заяц», «Лиса», «Волк»;
Публикация «Занятие по экологии „Сбережём удивительный мир растений и животных леса“ (подготовительная группа)» размещена в разделах
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Животные. В мире животных
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Растения. Изучаем мир растений
- Экология, защита природы. Конспекты занятий, НОД
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
-заучивание стихотворений П. Воронько «Липка», Я. Акима «Земля», К. Бальмонта «За грибами».
Материалы и оборудование: картина «Лес», карточки с изображением деревьев (осина, рябина, дуб, береза,липа,клён,сосна, запись птичьих голосов, картинки с изображением птиц (дятел, сорока, сова, соловей, кукушка, воробей, макет кустарника с птичьим гнездом, картинки муравейника, жабы, белки с бельчатами.
Ход занятия.
[/b]
I. Вводная беседа. Игровой момент.
Воспитатель: Внимание! Внимание! Желающие совершить увлекательное путешествие в мир растений и животных! Просим вас занять свои места!
(Дети выстраиваются в «поезд», воспитатель паровозик)
Поезд отправляется! Куда? Догадайтесь. Отгадайте загадку и узнаете, куда нас сегодня умчит весёлый поезд.
Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью питает,
Зимой согревает,
Богатырь стоит богат
Угощает всех ребят:
Ваню - земляникой,
Таню - костяникой,
Машеньку - орешками,
Петю - сыроежками,
Катеньку - малиной,
Хулигана - хворостиной. (Лес)
(«Поезд» двигается под музыку «Голубой вагон»).
II. Путешествие в лес.
1. Деревья.
Воспитатель:
-Да, мы подъезжаем к лесу. Посмотрите (картина «Лес», какие вековые деревья в нём растут. Как они называются?
(Детям раздаются карточки с изображениями деревьев (осины, рябины, дуба, берёзы, клёна, сосны, и они называют дерево и описывают его.)
Девочка читает стихотворение П. Воронько «Липка».
Выросла я, липка,
Тоненькой и гибкой.
Не ломай меня!
Медоносным цветом
Зацвету я летом.
Береги меня!
В полдень подо мною
Спрячешься от зноя.
Вырасти меня!
Я тебя листвою
От дождя укрою.
Поливай меня!
(«поезд» едет дальше).
2. Птицы.
- Много голосов разных птиц раздаётся в лесу. (Включается запись птичьих голосов.) Слышите?
- Какие птицы живут в нашем лесу? Отгадайте загадку:
Чёрный жилет,
Красный берет,
Нос как топор,
Хвост как упор.
Не дровосек, не плотник,
А первый в лесу работник. (Дятел).
- Что ты, ты дятел, так стучишь?
Целый час в дупле осины,
Как привязанный, торчишь!
- Я не даром тут стучу,
Червяков достать хочу.
Пообедаю на славу
И осину полечу.
(Г. Ладонщиков)
Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая. (Сорока).
Всю ночь летает –
Мышей добывает.
А станет светло –
Спать летит в дупло. (Сова).
Маленький певец лесной,
Лучше всех поёт весной. (Соловей).
Кто, усевшись на суку,
Двадцать раз кричит «ку-ку»? (Кукушка).
Воспитатель:
- А вот эту птицу вы очень хорошо знаете. (Показ картинки) (Воробей).
Я весёлый воробьишка,
Серый маленький воришка.
Я беспечен и болтлив,
И пуглив.
Чив-чив!
Мне едою служат мошки,
Мне едою служат крошки.
Я болтлив и суетлив,
И пуглив.
Чив - чив!
(В. Стоянов)
Воспитатель:
- А сейчас я предлагаю сойти с поезда и тихонько подойти к кустику орешника. Если мы раздвинем его веточки, то увидим….
Вот изба без углов,
Строилась без топоров. (Гнездо)
В конце мая – начале июня в птичьих гнездах появляются птенцы. Заботливые родители кормят их, обогревают и, конечно же, охраняют.
Чуть посторонний звук, шум – мамы начинают покидать своё гнездо.
Уводят врагов от птичьего домика. Об этом должны помнить люди! Поэтому они не должны шуметь в лесу, включать громко музыку, чтобы не спугнуть маму с гнезда, не оставить малышей без родителей.
Конечно же, надо соблюдать и другие правила поведения в лесу. Кто из вас их знает? Расскажите.
• Не разорять птичьи гнёзда!
• Не брать птенцов из гнезда!
• Не ломать ветки, не рвать цветы!
(«поезд» под музыку едет дальше).
3. Другие обитатели леса.
Воспитатель:
- Но не только птицы живут в лесу. Есть и другие жильцы.
Вот за пнём
Стоит бугорок,
А в нём –
Большой городок.
Что же это за городок? (Муравейник).
- Для чего муравьи в лесу? (Ответы детей.)
-Можно ли разорять муравейники? (Нет.)
Муравьи приносят огромную пользу, поедая вредных гусениц, которые питаются зеленью.
- Вот у лесного болотца жаба! Мальчики хотели кинуть в нее камень. Девочки просто испугались и убежали.
-Можно обижать жабу?
-А приносит она вред?
- Вот жаба, жаба! Убежим! –
Дрожат Наташа с Машей.
А жаба им в ответ:
- Эх, вы!
Ведь я вам не мешаю.
Живём мы тихо у воды,
Едим букашек, мошек.
От жаб детишкам нет беды,
Как нет беды от кошек.
Вам жаб не нужно обижать
И ни к чему от них бежать.
- Ребята, посмотрите какое дерево. А что это за дыра в нём? (Дупло.)
- А кто же в нём мог поселиться? (Белочка и бельчата.)
Зверька узнаем мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубе серенькой зимой,
А в рыжей шубке – летом.
Эти зверьки живут в лесу круглый год. Ведь у них есть жилище и много-много корма в лесу. Чем питается белочка? (Ответы детей.)
Шишки да орехи, ягоды да желуди, и, конечно же, грибы – любимое лакомство белочек.
- Какие грибы растут в лесу? (Отвечают дети.)
Ребёнок читает стихотворение К. Бальмонта «За грибами».
Вот мы дружною семьёй –
За грибами, в лес.
Я да он, да ты со мной,
Старый лес воскрес.
Пасмурно глядел.
А как наш родился хор,
Весь он загудел.
Белка слушала в сосне,
И с размаху прыг!
Там сорока в вышине
Подняла свой крик.
Ну, товарищи, вперед,
В рассыпную вдруг.
Тот, кто первый гриб найдет,
Он мой лучший друг.
Только, братцы, примечай,
Вот вам уговор:
Чтобы этот гриб, пускай,
Был не мухомор.
-А что делать с мухоморами? Может, растоптать этот ядовитый гриб? Сбить его палкой? (Нет.)
Для некоторых животных мухоморы пригодны в пищу. Вот, например, лесной красавец лось не только щиплет траву, ест папоротники и лакомится молодыми побегами ив, осин и липок, но и ест грибы. А мухоморы для лося – лекарство.
По кустам шагает тихо
Мама – старая лосиха.
Вслед за нею шли лосята,
Ели вкусные маслята.
Лось - старик глодал осину,
Белый гриб губами брал,
А на шкуре на лосиной.
Зайчик солнечный играл.
- Кого из зверей, жителей леса, вы знаете? (Ответы детей.)
Итог занятия
[/b]
- А как вы думаете, хорошо ли живётся всем живым существам в лесу? (Лес чистый, хорошо дышится в нём, лес – дом для животных, в лесу животные находят себе корм.)
- Как надо вести себя в лесу, чтобы не причинить вреда лесу и его обитателям? (Ответы детей.)
Чтение стихотворения Я. Акима «Земля»:
Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелетных.
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивленно…
Береги свою планету –
Ведь другой похожей нету!
- Внимание! Внимание! Весёлый поезд возвратился на станцию Детский сад. Наше путешествие завершается.
(Звучит музыка.)