Вера Тухватуллина
Занятие по экологии с элементами ТРИЗ «Наш маленький друг. Паук-крестовик»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Юлдузский детский сад» Чистопольского района Республики Татарстан
Занятие по экологии с элементами ТРИЗ
«Наш маленький друг».
Подготовила воспитатель
Тухватуллина Вера Петровна
г. Чистополь 2013г.
Цель: познакомить детей с пауком-крестовиком; дать понятие о том, что в природе нет вредных животных, у каждого из них есть своя среда обитания; закрепить правила поведения в природе: «Не обрывайте паутину и не убивайте пауков».
Публикация «Занятие по экологии с элементами ТРИЗ „Наш маленький друг, Паук-крестовик“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Пауки, паучки, паукообразные
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2013
Оборудование: Дидактическая игра «Кто, где живет?», альбом «Правила поведения в природе», иллюстрация с изображением паука, игрушка – паук сделанная из ниток.
Ход занятия.
- Дети, сегодня у нас будет необычное занятие, а для начала мы с вами разомнем пальчики:
На двери висит замок. Сомкнули пальцы в замок
Кто открыть его бы смог.
Потянули. Тянут, разъединяя пальцы.
Покрутили. Пальцы рук в замок, делают круговые движения
Постучали и открыли. Разъединяют пальцы.
- Хорошо, ребята, а теперь давайте вспомним скороговорку, которую мы учили на прогулке.
На лужайке под ромашкой,
Жук летал в цветной рубашке.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу,
Я с ромашками дружу.
- Ребята, подойдите к окну. На дворе апрель. Апрель – месяц первых цветов и последнего снега. В апреле весна все переделывает на свой лад. Каждый день новости. Новые звуки, шорохи, краски. Просыпается вся природа, и вместе с ней просыпается и наши маленькие друзья – насекомые.
В нашу жалобную книгу природы, поступила новая жалоба. Я ее прочитаю, а вы догадайтесь, от кого она, кого называют мерзкими тварями? – «Нас, пауков. Говорят, мы отвратительны и безобразны. Пойдут в лес за ягодами, грибами, запутаются в паутине – оказывается мы виноваты. А ведь на самом деле мы пользу приносим: мух, комаров ловим, чтобы они у вас над ухом не жужали. Вам ничего не стоит порвать паутину, а нам нужно начинать плести ее заново. Для вас это забава – а для нас беда». - Ребята, вы догадались, кто нам жалуется?
- Да, это пауки.
- Паук – животное нередкое, люди часто не замечают его, считают его не нужным, или даже вредным. Но оказывается, паук очень интересное животное, я помогу вам лучше его узнать. (Рассматриваем иллюстрацию с изображением паука).
- На опушке леса, от ветки к ветке натянул свои сети паук. У него есть вредная примета: пятнышки на его спине складываются в рисунок напоминающий крест, это паук-крестовик.
Паук-это не насекомое, ведь у насекомых 6 ног, а у паука - 8. Голова и грудь слились вместе. У пауков 8 глаз, все они расположены парно, благодаря этому, паук может видеть все, что происходит вокруг него, не поворачивая головы.
- Дети, как вы думаете, откуда паук берет нить для плетения паутины?
- Из брюшка.
- На брюшке у паука есть паутинные бугорки с несколькими отверстиями, из них выделяется жидкость, которая на воздухе твердеет и превращается в нить.
- Дети, как вы думаете, для чего нужна пауку нить?
- Для ловли мух, комаров…
- Ребята, нити паука служат разным целям: некоторые виды пауков ткут пеленки для откладывания яичек, а когда паучата выводятся, паутина становится гнездом. Иногда нить служит лестницей для спуска и подъема, или самолетиком – ветер подхватит паутину с паучком и перенесет ее в другое место. Но главное назначение-сеть-ловушка для вредных насекомых, уничтожая их, пауки приносят пользу людям. Паутина может показаться брошенной, паука в ней нет, но на самом деле он притаился поблизости и ждет, когда в сеть попадется добыча. О том, что сеть с добычей, паук узнает по дрожанию сигнальной нити, которая тянется от середины паутины к месту засады. Выбраться из сети не удается никому, так как нити смазаны клейкими веществами.
- Оля, расскажи нам стихотворение про паука.
Диво - дивное паук
8 ног и 8 рук.
Если надо наутек -
Выручают 8 ног
Сеть сплести за кругом круг
Выручают 8 рук.
Если злится на кого-то
Словно все вокруг враги,
Спину горбит, смотрит люто.
Значит встал не с той ноги.
- Такое веселое стихотворение о паучке написал С. Я. Маршак. Ребята, вы наверное устали, сейчас мы с вами разомнемся. (Дети выполняют приседания с изменением скорости под счет).
- А, сейчас подойдите к столу. (На столе листы бумаги с кляксами). Видно, здесь рисовал неаккуратный художник. Сколько клякс он наделал! Посмотрите внимательно и выберите кляксу, которая больше похожа на паука. (Дети находят кляксу). А, сейчас, каждый из вас нарисует по одной ножке, их должно быть 8. (Дети рисуют ножки).
- Молодцы, теперь это настоящий паук-крестовик. У каждого животного в природе есть место, где ему удобнее жить. Возьмите карточку, на ней изображены 3 среды обитания. Положите значок, обозначающий паучка туда, где, по вашему, легче было бы жить пауку. (Дидактическая игра: «Определи среду обитания»).
- Дети, подойдите все ко мне. Представьте, вы маленькие паучки. Вам такое задание: нужно сплести сеть. Возьмите нити и начинайте работать. Не забывайте, паутину нужно сплести очень аккуратно. (Дети берут подготовленные нити и плетут паутину).
- Ребята, какая красивая у вас получилась паутина, что в ней решил поселиться вот этот паучок (плетеный макраме).
- А, сейчас ребята, посмотрите в наш альбом «Правила поведения в природе» и запомните такое правило: «Не обрывай в лесу паутину и не убивай пауков». Скоро, мы с вами будем ходить в лес на экскурсию, я вас очень прошу, будьте внимательными, выполняйте это правило.
- Ребята, скажите, о ком мы с вами сегодня беседовали на занятии?
- О пауке.
- Правильно, ребята, сегодня мы узнали, кто такой паук, какую пользу он приносит. Молодцы, ребята, на занятии были все активными, правильно отвечали на вопросы и надеюсь все запомнили «Правила поведения в природе».
Используемый материал: «Знакомим дошкольников с миром животных» Е. И. Золотова. Москва «Просвещение» 1988 год. «Детям о природе» М. В. Лучич. Москва «Просвещение» 1989 год. «Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду» Л. В. Русскова. Москва «Просвещение» 1986 год.
Иллюстрации: images.yandex.ru