елена золотцева
Интегрированное занятие по экологии для детей с ЗПР 3 г. о. (6–7 лет)
▼ Скачать + Заказать документы
Интегрированное занятие по экологии для детей с ЗПР 3г. о. (6-7 лет)
Тема: «Птицы -наши друзья».
Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие. социально- коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
«Речевое развитие»
Задачи:
Учить эмоционально воспринимать содержание рассказа, загадки.
Развивать у детей умение слышать текст, отгадывать загадки.
Воспитывать любовь к художественному слову.
Развивать навыки правильного грамматического строя речи.
Публикация «Интегрированное занятие по экологии для детей с ЗПР 3 г, о, (6–7 лет)» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2015
Закрепить умение самостоятельно составлять рассказ.
"Познавательное развитие"
Задачи:
Закрепить умение называть обобщающие слова для группы предметов.
Помочь детям запомнить некоторые названия птиц.
Закрепить умение собирать из частей целое.
Расширить представление детей о птицах, проживающих в средней полосе России: внешние признаки, среда обитания, способы питания,сезонные изменения в жизни птиц, размножение.
Дать представление о праздновании Дня птиц, охране окружающей среды и бережном отношении ко всему живому.
Познакомить с редкими птицами Ставропольского края.
Дать понятие об инфекционных заболеваниях, мерах профилактики, способах оказания первой помощи.
«Художественно-эстетическое развитие»
Задачи:
Закрепить умение слушать музыку,развивать эстетический вкус
Развивать мелкую моторику пальцев, умение адекватно использовать цвет.
Развивать умение двигаться под музыку.
«Социально-коммуникативное развитие»
Задачи;
Закрепить умение передавать движением характер птиц.
Воспитывать аккуратность, закрепить умение использовать оборудование по назначению.
Продолжать учить проводить эксперименты, делать выводы.
Материалы и оборудование: Фланелеграф, большая картинка соловья и закрывающие ее части, конверт с бумажными «перьями»,разрезные картинки (дупло, скворечник, гнездо) мнемотаблица (для рассказа,пинцеты по количеству детей, перья гусиные, тарелочки с водой, шапочки (воробей, ворона, аист, скворец, грач, дятел,картинки перелетных и зимующих птиц, картинки редких птиц Ставропольского края: дрофа, розовый скворец, розовый пеликан, змееяд, орлан, картинки с изображениями: соловьиного гнезда, больного ребенка, картинки с контурным изображением птиц (грач,ласточка,синица,цветные карандаши. Фонограмма голосов птиц, музыкальное произведение про птиц:
ХОД:
Орг. момент: «Заколдованная птица»
На фланелеграфе картинка соловья, закрыта цветными кусочками бумаги. У воспитателя «перышки с заданиями.
Воспитатель:
-Злой волшебник заколдовал птицу, превратил ее в разноцветные кусочки. Чтобы ее расколдовать, надо выполнить задания. Они в этом конверте (достает из конверта маленькие перыщки из бумаги).
1 задание: Д/у»Угадай по голосу». Поочередно звучит фонограмма голосов птиц:
-Чей голос услышали сейчас? И т. д.
-Молодцы с этим заданием справились,и одна часть картинки открылась (открывает).
2 задание:Д/у «Чудесное превращение».Воспитатель достает перо, читает: «Надо превратиться в птиц,но сначала отгадайте загадки» :
1) Окраской сероватая, повадкой вороватая,
Крикунья хрипловатая, известная персона
Кто она?
Дети: Ворона.
2) Чик - чирик! За зернышкам прыг! Клюй, не робей! Кто это?
Дети: воробей.
3) Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей.
Целый день по пашне вскачь,
И зовется птица…
Дети: грач
4) На шесте дворец, во дворце певец,
А зовут его…
Дети: скворец
5) Длинный нос - короткий хвост,
стоит притихший, на высокой крыше,
на чьей крыше гнездо вьет-
в том доме счастье принесет.
Дети: аист
6) Все время стучит, деревья долбит,
Но их не калечит, а только лечит.
Дети: Дятел.
В процессе отгадывания загадок педагог надевает шапочки на детей.
Звучит музыка. Воспитатель:
-Посмотрите,вы все превратились в птиц. Ты кто (ворона, дятел и т. д.)
-И с этим заданием вы справились (открывает следующий кусочек на картинке).
3 задание: Д/у «Зимующие- перелетные».
Воспитатель:
- Сколько много птиц и все они не похожи друг на друга. Птички посмотрите на волшебной поляне что-то есть. (лежат обручи)
Воспитатель читает задание :
-Надо каждой птичке занять свое место :
1Здесь будут жить птички, которые зимуют.
2 Здесь будут жить перелетные птицы.
-Раз,два,три, птичка свое место займи.
Педагог проверяет правильность выполнения задания
-Ты какая птичка (зимующая,перелетная)Воспитатель открывает следующий кусочек на картинке
4 задание: Д/у «Кто где живет?». игра «Составь из частей целое» (должно получиться гнездо, дупло, скворечник) .
Воспитатель:
- Что же у нас получилось?
Дети: Дупло.
Воспитатель:
-Кто из вас птички живет в дупле?
-Кто живет в скворечнике?
-Кто из вас вьет гнезда?
Педагог открывает еще одну часть картинки.
5 задание :Д/у «Представьтесь и расскажите о себе?»Педагог показывает таблицу
-Посмотрите на таблицу и расскажите о себе, птички (рассказы детей по мнемотаблице : название, окраска, питание, жилище, польза для природы и человека)
6. задание Д/Упражнение «Скажи одним словом»
- Ребята, встаньте, пожалуйста, в круг. Я буду бросать вам мяч, а вы мне будете его возвращать с ответом.
У аиста длинные ноги, он какой? … (длинноногий).
У аиста длинный клюв, он … (длинноклювый).
У ласточки длинный хвост, она … (длиннохвостая).
Ласточка любит тепло, она … (теплолюбивая).
У соловья звонкий голос, он … (звонкоголосый) и др.
Воспитатель хвалит детей :
-Все задания мы выполнили и у нас появилась картинка. Кто это? (Соловей).
7. Чтение рассказа М. Богданова.
Воспитатель: как красиво поют птицы, особенно соловей! Недаром говорят, что в лесу он - первая скрипка, самая трепетная, самая звонкая и самая нежная. Послушайте (читает рассказ М. Богданова)
«Сквозь призывный щебет пернатых властно доносится щёлканье соловья. Соловей - одна из самых распространённых у нас певчих птиц. Все перышки его окрашены в однообразный бурый цвет, который на брюшке светлее и переходит в белый (выставляет картину). Большие тёмные глаза придают особую прелесть соловушке.
Питаясь только насекомыми, соловей на зиму улетает в тёплые края. Весной соловьи прилетают на родину - в то время, когда деревья и кустарники начнут одеваться листьями. Вернувшись домой, соловьи отыскивают свои старые жилища и начинают петь. Затем соловьи-родители принимаются вить гнёзда, которые помещаются около земли, в кустах смородины, крыжовника или других кустарников. В глухих старых лесах соловьи не держаться. Они поселяются на опушках леса, берегам рек, склонам оврагов, где много кустарников.
Охотно держатся они в садовых кустах и цветниках, где растут розы и другие цветущие растения. Птенцы соловьёв выходят из яиц голые и слепые. Соловей помогает самочке высиживать яйца и кормить птенцов, распевая в то же время свои чудные песни.
Во второй половине июня молодые соловьи уже покидают гнёзда, а соловей перестаёт петь. Всю оставшуюся часть лета соловья ведут тихую, скрытую жизнь и не поют.
На всём свете нет никакой певчей птицы, которая пела бы лучше соловья».
Воспитатель:
- Когда соловья возвращаются в родные места? Почему? Почему соловьи любят кустарники? Как они выводят птенцов?
8. Физ. минутка. Звучит фонограмма мелодии, дети выполняют движении в соответствии тексту.
Руки подняли и помахали -
Это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули -
Ветер сбивает листву.
Плавно руками помашем -
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, покажем -
Крылья мы сложим назад.
9. Рассказ педагога о дне птиц. Воспитатель показывает картинку с изображением людей, развешивающих скворечники
-В какое время года вывешивают скворечники?
-Как вы думаете, для чего люди вывешивают скворечники? (чтобы охранять птиц)
-Знаите какой праздник люди отмечали 1 апреля (день птиц)
- Международный день птиц проходит ежегодно и не случайно отмечается именно в апреле. 1 апреля 1906 года была подписана Международная конвенция по охране птиц.
День птиц - это не только день защиты птиц, но и время прилета пернатых с зимовок. В России праздник отмечали с 1994 года, но и раньше возвращение перелетных птиц праздновалось потому, что означало наступление весны. Обычай старины - печь в этот день жаворонков из теста и петь особые песенки - заклички. Одна из старейших традиций - развешивание в этот день скворечников, синичников, гоголятников и прочих "птичьих домиков".
-А как надо обращаться с птицами и их гнездами? (нельзя в лесу шуметь. разорять гнезда, брать птенцов домой)
10. ОБЖ. Показать картинки с изображением больного ребенка
-Как вы думаете, можно ли больную птицу принести домой? (нет, можно заразиться от птицы и заболеет).
-Чем можно заболеть?
-Как узнать, что ты заболел?
-Что нужно сделать, если вы заболели инфекционным заболеванием?
-Как отличить здоровую птицу от больной? (плохо летает, медленно передвигается, оперение тусклое, перья слипшиеся)
11. Эксперимент.
-Почему птицы болеют? (плохое питание, заражение от других птиц, ранения, нанесенные охотниками, состояние экологии :заводы и фабрики выбрасывают свои отходы в окружающую среду).
- У всех водоплавающих птиц есть специальная жировая железа в клюве. И когда мы видим, как птицы чистят свои перышки, прихорашиваются. Оказывается, это они при помощи клюва смазывают перья жиром, чтобы держаться на воде и не тонуть.
Схема работы:
1. Налей в миску воды и добавь немного синей краски.
2. С помощью пинцета аккуратно опусти на поверхность воды первое перо.
3. Через одну минуту достань перо и осторожно проведи по нему ватным шариком. Посмотри на шарик.
4. Положи перо на бумажное полотенце.
5. Добавь в воду две столовые ложки (30 г) жидкости для мытья посуды. Осторожно размешай, чтобы не было пузырьков.
6. Аккуратно опусти на поверхность воды второе перо.
7. Через одну минуту достань перо и осторожно проведи по нему ватным шариком. Посмотри на шарик.
8. Положи перо на бумажное полотенце.
Результат:
Плавать будут оба пера, но в мыльной воде перо пропустит воду - на ватном шарике ты увидишь голубой цвет.
Вывод: химические вещества разрушают жировую прослойку у водоплавающих,перья намокают, становятся более тяжелыми, это мешает птицам передвигаться (плавать, летать,они начинают болеть.
12. Рассказ о редких птицах Ставропольского края.
-Что будет, если все птицы заболеют?/умрут/
Птицы вымирают и становятся редкими. У нас на Ставропольском крае тоже есть редкие птицы, их нужно особенно беречь и охранять ( показ картинок :розовый скворец, дрофа, орлан, розовый пеликан).
13. Д/у «Раскрась птицу».У детей контурное изображение птиц.
-Кто изображен на твоей картинке? Вспомни,какое оперение у этой птицы, раскрась.
Воспитатель МКДОУ №42 г. Невинномысска
Золотцева Е. Б.