Наталья Алыкова
Занятие по внеурочной деятельности «Растения — помощники в лечении»
▼ Скачать + Заказать документы
" Растения -помощники в лечении "
Цель:
систематизировать знания учащихся о лекарственных растениях
Задачи:
Познакомить с правилами сбора и использования лекарственных трав.
Развивать навыки работы в группах.
Воспитывать любовь к природе, стремление к здоровому образу жизни.
Оборудование:
Справочники лекарственных растений;
плакаты лекарственных растений;
сообщения детей;
выставка книг.
Ход занятия
1. Орг. момент
2. Целеполагание
Публикация «Занятие по внеурочной деятельности „Растения — помощники в лечении“» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- ЗОЖ, здоровье. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Растения. Изучаем мир растений
- Темочки
- Встречаясь, мы друг с другом здороваемся, т. е. желаем друг другу здоровья, причем крепкого здоровья.
- А как сохранить и укрепить здоровье?
- Какие пословицы и поговорки вы знаете о здоровье?
(Если хочешь быть здоровым, закаляйся. Здоровье в порядке, спасибо зарядке. Здоровому врач не надобен. Здоровье всего дороже. Здоровье не купишь)
-Что вы обычно делаете, если заболели? (идем в аптеку, покупаем таблетки).
- А можно обойтись без таблеток, аптеки? (да, можно лечиться травами)
-Что вы знаете о лекарственных травах? (ответы детей)
- А где можно найти лекарственные травы? (в огороде, в саду, в поле, в лесу).
- Какую тайну лекарственных трав вы бы хотели разгадать? Что бы вы хотели узнать на сегодняшнем уроке и чему бы хотели научиться?
Запись вопросов на доске, например:
-Как собирать лекарственные растения?
-Как правильно ими лечиться?
-Могут ли ядовитые растения быть лекарственными?
3. Работа в группах
Учащиеся делятся на 4 группы:
1-я группа - «Лекарственные растения нашего леса»
2-я группа - «Лекарственные растения луга».
3-я группа - «Лекарственные растения - сорняки».
4-я группа - «Лекарственные растения огорода».
-Выберите из имеющихся у меня названий растений 3 растения по своей теме. Пользуясь справочниками, подготовьте описание каждого растения, не называя его.
(Предлагаемые названия растений - ландыш, берёза, черника, брусника, земляника, пижма, тысячелистник, зверобой, крапива, пастушья сумка, лопух, ромашка, мать - и - мачеха, подорожник, лук, чеснок, картофель, капуста, калина, боярышник, шиповник, облепиха, гриб-дождевик)
Группы отчитываются, рассказывая какие растения они выбрали, и загадывают загадку другим группам, например, о растении леса - ландыше :
1) Это многолетнее растение до 20 см высотой, растущее на влажных почвах хвойных и смешанных лесов. Во время цветения выбрасывает стрелку с маленькими беленькими цветочками, похожими на колокольчики. Это растение ядовито. Используется в медицине как успокаивающее средство для нервной и сердечнососудистой системы.
-Теперь попробуйте составить правила сбора лекарственных растений (в группах)
Проверка.
4. Работа с книгой
-Найдите в книге правила сбора на с. 10, прочитайте, сравните их с составленными вами.
- Почему в правилах сбора лекарственных растений сказано : «Бери только те растения, которые знаешь»?
- Разве могут растения нанести вред человеку? (есть ядовитые растения)
-Какие ядовитые растения вы знаете? (волчье лыко, беладонна, ландыш, вороний глаз)
-Эти растения тоже лекарственные, но с ними нужно быть очень осторожными и применять только по назначению врача!
Но что делать, если всё-таки произошло отравление?
Признаки отравления: тошнота, рвота, головокружение, шум в ушах, судороги и т. д.
Ребята, запомните правила оказания первой медицинской помощи при отравлении ядовитыми растениями.
1. Если произошло отравление ядовитым растением, то, прежде всего надо дать пострадавшему 4 – 5 стаканов подсоленной воды, а затем вызвать рвоту.
2. Уменьшает всасывание ядов приём активированного угля. Для этого несколько таблеток размельчают, смешивают с водой и дают выпить пострадавшему.
3. Если поражена кожа от прикосновения к ядовитому растению, то этот участок нужно несколько раз обмыть водой с мылом или раствором марганцовки.
4. Пострадавшего обязательно доставить в больницу
5. Познавательная игра «На приеме у врача»
Описание игры
«врачи» – дети, которые помогут «больному» в выборе растения, помогающего избавиться от болезни;
«больные» - дети, которые будут называть симптомы болезни.
В игре используются карточки:
1) больное сердце – капли ландыша, средство, успокаивающее сильное сердцебиение;
2) плохой аппетит – корень одуванчика возбуждает аппетит, из листьев делают салаты;
3) частые ангины – ромашка лекарственная;
4) больной желудок – тысячелистник применяют при заболеваниях желудка;
5) бородавки – росянка, чистотел;
6) раны и царапины – свежие листья подорожника, помяв прикладывать к ушибу, царапине;
7) ухудшение зрения – черника, это лекарство и витамины;
8) простуда – малиновый настой, лекарственная ромашка, мать-и-мачеха;
9) кашель – чабрец, мать-и -мачеха, подорожник;
10) кровотечение – тысячелистник;
11) что использовать вместо ваты – мох сфагнум в войну использовали вместо ваты, накладывая на раны.
12)авитаминоз – смородина, капуста, шиповник, черника, клюква, брусника.
Где можно узнать о лекарственных свойствах и способах применения растений? (в справочниках и энциклопедиях)
6. Подведение итогов урока.
-Вернемся к началу занятия. На все ли вопросы мы смогли найти ответ? (на все).
Какие же Мы с вами молодцы!Спасибо за активное участие!