Татьяна Джаджиева
Опыт использования формирующего оценивания в контрольно-оценочной деятельности учителя на уроках и во внеурочной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Введение федерального государственного образовательного стандарта общего образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе, в том числе и контрольно-оценочную деятельность учителя. В условиях реализации ФГОС меняется подход к оцениванию :
Оценивание – это механизм, обеспечивающий преподавателя информацией, которая нужна ему, чтобы совершенствовать преподавание, находить наиболее эффективные методы обучения, а также мотивировать учеников более активно включиться в свое учение.
Публикация «Опыт использования формирующего оценивания в контрольно-оценочной деятельности учителя на уроках и во внеурочной деятельности» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Оценивание – это обратная связь. Оно дает информацию о том, чему ученики обучились и как учатся в данный момент, а также о том, в какой степени преподаватель реализовал поставленные учебные цели.
Оценивание направляет учение : выполнив задания, ученики узнают о том, какого уровня они достигли, пройдя тот или иной курс, и в каком направлении им нужно двигаться дальше. Формирующее оценивание – это «оценивание для обучения»
Под формирующим оцениванием понимается оценивание в процессе обучения, когда анализируются знания, умения, ценностные установки и оценки, а также поведение учащегося, устанавливается обратная связь учитель-ученик.
Основная цель формирующего оценивания – мотивировать учащегося на планирование целей и путей достижения образовательных результатов, т. е. на дальнейшее обучение и развитие. Данный вид оценивании является инструментом обратной связи для учителя и для ученика, который позволяет оценить текущее состояние обученности и определить перспективы дальнейшего развития учащегося. Формирующее оценивание фокусирует внимание учителя и ученика прежде всего на отслеживание и улучшение учения, а не только преподавания. Оно дает учителю и ученику информацию, на основании которой они принимают решения о том, как улучшать и развивать учение.
Формирующее оценивание значительно отличается от суммирующего по нескольким важным показателям:
по цели:
цель формирующего оценивания определить новые пути и формы обучения; исправить ошибки учащихся; обеспечить обратную связь учителя с учащимися
цель суммирующего оценивания определить соответствие знаний учащихся нормам и требованиям стандартов обучения; констатировать факт достигнутого уровня обученности учащихся
по анализу:
при формирующем оценивании результаты оценивания сравниваются с предыдущими результатами самого учащегося
при суммирующем оценивании результаты оценивания сравниваются со стандартами или среднестатистическими результатами;
по шкале оценивания :
при формирующем оценивании шкала оценивания разрабатывается учителем; она может быть балльной (отметка, может быть словесной (оценка) и безотметочной;
при суммирующем оценивании спользуется общепринятая пятибальная шкала оценивания;
по критериям оценивания :
при формирующем оценивании критерии оценивания разрабатываются учителем или группой учителей в соответствии с принятой шкалой оценивания; обучающиеся должны заранее знать эти критерии.
при суммирующем оценивании единые критерии оценки (ЕГЭ, ОГЭ, тестовых работ);
по периодичности проведения оценивания :
при формирующем оценивании непрерывно, периодичность проведения оценивания на уроке определяется учителем в зависимости от потребностей учащихся, от формы и типа урока, его компонентов;
при суммирующем оценивании по итогам изучения тем, блоков, модулей, по окончании периодов обучения;
по фиксированию результатов оценивания :
при формирующем оценивании устно или письменно в листах достижения, картах самооценки, в портфолио учащихся
при суммирующем оценивании в официальных документах: результаты ОГЭ, ЕГЭ; результаты административных работ; классных и электронных журналах
Практика показала: чтобы перейти на уроках от суммирующего обучения к формирующему необходимо осуществить переход
от к
Традиционных письменных работ Творческим, исследовательским работам, тестам
Неявных критериев оценивания Четким и прозрачным критериям оценивания
Оценивания учителем Оцениванию при участии учащихся
Конкуренции Сотрудничеству, сотворчеству
Оценки результата Оцениванию процесса
Оценивания знаний Оцениванию понимания, интерпретации, анализа и синтеза
Значимости и важности оценки Значимости учения
Итогового, суммарного оценивания Развивающему оцениванию
Формирующее оценивание требует от учителя :
четко сформулировать образовательный результат, подлежащий формированию и оценке в каждом конкретном случае, и организовать в соответствии с этим свою работу;
сделать учащегося субъектом образовательной и оценочной деятельности
При использовании формирующего оценивания необходимо следовать алгоритму взаимодействия учителя и обучающихся при организации образовательной деятельности обучающихся :
1. Планирование образовательных результатов обучающихся по темам.
В рабочей программе педагога должны быть спланированы и распределены/сгруппированы образовательные результаты (предметные, метапредметные, личностные) обучающихся по учебным темам.
В разделе «Тематическое планирование» должно быть представлено поурочное распределение образовательных (предметных и метапредметных) результатов учащихся.
2. Планирование цели урока как образовательного результата деятельности обучающихся.
Для того чтобы цель обучения была диагностируемой, она должна быть сформулирована с точки зрения деятельности ученика, а не учителя.
3. Формирование задач урока как этапов деятельности обучающихся.
Далее цели урока должны быть трансформированы в задачи урока, которые отражают конкретные действия учащихся на уроке. Решение всех задач урока должно привести к достижению цели.
4. Формулировка конкретных критерий оценивания деятельности обучающихся на уроке.
Критерии могут быть созданы учителем совместно с учащимися. Школьник должны заранее знать критерии оценивания выполнения задания.
При выборе критериев оценивания необходимо помнить, что они должны быть:
1) однозначными, т. е. результат оценивания не должен зависеть от личностей оценивающего и оцениваемого;
2) понятными не только учителю, но и учащимся, чтобы они могли проводить самооценку и взаимооценку работ;
3) конкретными - без таких абстрактных формулировок, как, например, «хорошо понимает», или «успешно освоил». Они должны давать возможность однозначно оценить результат деятельности ученика.
5. Оценивание деятельности обучающихся по критериям.
6. Осуществление обратной связь: учитель-ученик, ученик-ученик, ученик-учитель.
Важным условием организации обратной связи является ее обратный механизм: ученик должен получать отклик от учителя. Это обеспечит реализацию механизма педагогической поддержки и сопровождения учащихся. Цель этого механизма - осмысление ошибок учащихся и выработка рекомендаций по их предотвращению.
7. Определение личного «образовательного прогресса» каждого обучающегося.
При оценивании необходимо сравнивать образовательные результаты обучающихся с предыдущим уровнем их достижений. Т. е. педагог уровень достижений ученика сравнивает не с нормами, стандартами, а предыдущим уровнем его достижений. Этот подход должен быть отражен в отметке обучающегося.
8. Определение места обучающегося на пути достижения цели.
Определив личный «образовательный прогресс» обучающегося, необходимо проанализировать возможности достижения цели в заданный временной период с учетом результата достигнутого учащимся на нынешнем этапе.
9. Корректировка образовательного маршрута обучающегося.
По итогам формирующего оценивания можно откорректировать образовательные маршруты обучающихся за счет вариативности задания (например, тестов разного уровня сложности); различного темпа выполнения задания (ознакомление обучающихся заранее с тем минимумом, который они должны выполнить обязательно); выбора элективных курсов; выбора направлений внеурочной деятельности.
Следует отметить, что на разных этапах организации образовательной деятельности на уроках и во внеурочной деятельности целесообразно использовать разные стратегии оценивания. Применяя ту или иную стратегию оценивания, важно понимать, на что она нацелена, каких результатов мы добиваемся, как помогаем ученику размышлять о его успехах в учебе. Существуют много приёмов формирующего оценивания.
Чаще других мы с коллегами используем следующие приёмы :
«прогностическая оценка» (оценка своих возможностей,
«сопоставление своих действий и результата с образцом»,
приём «обнаружение причин ошибок и способы их устранения,
приём «светофор»,
задания с «ловушками»,
приём «Проверь себя»,
приём «лесенка успеха;
сигнальные карточки;
прием «многоступенчатый выбор»;
приём карта самооценки (лист самооценки, лист достижений,
приём предупреждение ошибок через тренировочные упражнения;
приём «свобода выбора: (выполнение по выбору обучающихся разноуровневых заданий).
недельный отчет (Недельные отчёты – это листы, которые ученики заполняют раз в неделю, отвечая на 3 вопроса:
Чему я научился за эту неделю?
Какие вопросы остались для меня неясными?
Какие вопросы я задал бы ученикам, если бы я был учителем, чтобы проверить, поняли ли они материал?
Читая отчёты, преподаватель может узнать о концептуальных затруднениях и ошибочных понятиях, сформированных у учеников. Получить полезную обратную связь и реорганизовать содержания курса. Проникнуть в то, как ученик осознаёт собственную учебную деятельность («метакогнитивные процессы»).
оценочные рубрики (Рубрики это способ описания оценочных критериев, которые опираются на ожидаемые учебные результаты и достижения учеников. Обычно их используют при письменном оценивании и устных презентациях. Каждая рубрика содержит набор оценочных критериев и соответствующих им баллов. При использовании в классе рубрики обеспечивают объективный внешний стандарт, с которым сравниваются различные достижения разных учеников).
мини-обзор (В течение последних нескольких минут урока ученики отвечают на половинке листка бумаги на следующие вопросы: «Какой момент был наиболее важным в том, что вы сегодня изучали?» и «Какой момент остался наименее ясным?» Цель – получить данные о том, как ученики поняли то, что проходили в классе).
Эти приёмы эффективны, но требуют дополнительных затрат времени и на уроке и при подготовке к нему. Эффективность указанных приёмов формирующего оценивания для формирования у обучающихся умений и навыков контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить коррективы и адекватно оценивать свои достижения огромна, но прослеживается только в том случае, если они применяются систематически.
В педагогической практике ещё недостаточно используются возможности портфолио как формы аутентичного оценивания образовательных результатов по продукту, созданному учащимся в ходе учебной, творческой, социальной и других видов деятельности.
Традиционный портфолио представляет собой коллекцию работ, целью которой является демонстрация образовательных достижений учащегося. Являясь по сути альтернативным по отношению к традиционным формам (тест, экзамен) способом оценивания, портфолио позволяет решить две задачи:
проследить индивидуальный прогресс учащегося, достигнутый им в процессе получения образования, вне сравнения с достижениями других учеников;
оценить его образовательные достижения и дополнить результаты тестирования и других традиционных форм контроля.
В качестве примера эффективного использования приёмов формирующего оценивания - план – конспект урока английского языка в 5 классе, проведённого при подготовке к педагогическому педсовету с повесткой «Формирующее оценивание в контрольно-оценочной деятельности учителя»
Тема урока :«Кто есть кто?»
Цели урока :
1. Развитие речевой компетенции:
1) Предметное содержание урока : Семья. Члены семьи. Взаимоотношения в семье.
2) Развивать продуктивные речевые умения:
• Умения монологической речи:
- учить обучающихся делать устные сообщения, используя при этом основные коммуникативные типы речи (описание, характеристика, сопровождая высказывание речевыми клише;
- делать презентацию (защиту) по результатам выполненной работы;
- кратко высказываться без предварительной подготовки в соответствии с предложенной ситуацией;
• Умения письменной речи:
- составлять план, тезисы устного или письменного сообщения
Развивать рецептивные речевые умения:
• Умения аудирования:
- воспринимать на слух и понимать с опорой на наглядность и контекстуальную и языковую догадку речь собеседника в пределах темы
- воспринимать на слух и выделять необходимую информацию в аутентичных текстах
• Умения чтения:
- развивать умение читать аутентичные тексты с извлечением необходимой информации (поисковое чтение)
2. Развитие социокультурной компетенции:
• формирование представлений о семье и семейных ценностях
3. Формирование учебно-познавательной и компенсаторной компетенции:
• пользоваться такими приёмами мыслительной деятельности, как анализ и сравнение, обобщение и систематизация;
• выделять и фиксировать необходимую информацию
• использовать языковую и контекстуальную догадку, умение прогнозировать в процессе восприятия речи на слух и при чтении
• осуществлять самооценку и самоконтроль
4. Языковая компетенция:
• произносительная сторона речи:
- учить обучающихся применять правила чтения и орфографии;
- адекватно произносить и различать звуки английского языка
• лексическая сторона речи:
- расширение словаря за счёт введения и отработки новой лексики
• грамматическая сторона речи:
- закрепление умений употреблять глагол can/can't,
правильно строить предложения, употреблять притяжательный падеж имён существительных
Задачи урока :
1. Осуществить совместное с детьми целеполагание и отбор содержания и видов деятельности;
2. Закрепить знание структур: I/he/she have … I/he/she can/can’t
Планируемые результаты урока :
предметные личностные метапредметные
говорение: (монологическая речь)
Запрос и сообщение информации о третьем лице
аудирование:
Аудиосопровождение текста
чтение:
Прогнозирование содержания текста, поисковое чтение – диалог о третьем лице
письменная речь:
Текст описание внешности друга
орфография и пунктуация:
грамматическая сторона речи:
Imperative
лексическая сторона речи:
lovely, over there упр. 1 Личностные УУД:
формировать основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий, установление взаимосвязи между общественными и политическими событиями Коммуникативные УУД:
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач
Регулятивные УУД:
оценивать правильность решения учебной задачи, собственные возможности
Познавательные УУД:
осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций
Характеристика деятельности учащихся на уроке :
овладевают и употребляют в речи новые ЛЕ по теме, правильно употребляют в притяжательный падеж существительного и местоимения, прогнозируют содержание, читают и понимают аутентичные тексты, воспринимают на слух и выборочно понимают аудиотексты,
Тип урока : комбинированный
Оборудование урока : Учебники английского языка, 5 класс, УМК «Английский в фокусе», презентация к уроку, дидактический материал
Сценарный план урока.
Организация класса на работу.
Good morning, children.
I’m glad to see you?
How are you?
Ladder of success (Лестница успеха) (напомнить)
Карта самооценки в конце урока ( обратить внимание на разделы: знаю, умею применять, нужно повторить, требуется дополнительная консультация)
Этап Вызов
Фонетическая минутка.
1. Let’s repeat our twister :
Mоther, father, sister, brother
hand in hand with one another
Определение темы урока :
1. Let’s repeat our twister. Open your books at p. 58-59. How do you think what is our theme?
Our theme is «Who is who?»
Цели урока и мотивация :
(Слайд 2) Определение целей урока (с привлечением обучающихся) и определением границ знания/незнания
Do you know who is who in the family?
Look at the family tree and try to say who is who.
We can’t do it. It’s difficult for you.
How do you think what the main question of our lesson :
(Слайд 4)
OK. The main question of our lesson is Who is who in the family?
Our activities :
Working with new words and expressions
Telling about your own family
Reading
Describing appearance
Listening
Working with Grammar
Этап Осмысление
1) (слайд) Working with new words and expressions
Uncle
Aunt
Niece
Nephew
Appearance
Moustache
Cool
Noisy
Naughty
Caring
Clever
Plump
Tall
Fair
Thin
Slim
(слайд)
2) Exercises for speech :
Your choice :
1. Game “Snowball” (назвать членов семьи) or “In the chain”
2. Continue sentence :
My mother is …
She is …
She can …
My brother is …
He is …
He can’t …
or
3. Describe your family
I have … family.
I have, ,, …
My mum’s name is …
She is …
She can …
My dad’s name is …
He is …
He can …
My sister’s name is …
She is …
She can …
My brother’s name is …
He is …
He can …
Ladder of success (Работа с лестницей успеха и обсуждение, какие трудности возникли при выполнении заданий, работа над ошибками ошибок)
Ф И З М И Н У Т К A
3) Работа с упражнением 1,с. 58
Reading Ex. 1 p. 58
Задания на выбор
Your choice :
1. Match the descriptions to the characters (Подобрать описание к героям)
2. Read the text. Look at the picture and describe the fairy-tale hero.
3. Game “Guess”
4) Работа с грамматическим материалом.
Ex. 4.
Проверка выполнения заданий.
Ladder of success (Работа с лестницей успеха и обсуждение, какие трудности возникли при выполнении заданий, работа над ошибками ошибок)
3 этап. Рефлексия.
Working with family tree.
Answer the main question of our lesson : Who is who in the family?
Домашнее задание.
* Учебник: с. 59 упр. 8 (оформление для языкового портфеля – по выбору учащихся).
Рабочая тетрадь: с. 36
Итог урока ( на русском языке ответ на вопрос:
What is your mood? What is your opinion about our lesson? What is your opinion about your work?
Самооценка Ladder of success (Лестница успеха и Самооценка по карте)
Вывод: Технологию формирующего оценивания следует изучать и использовать как средство повышения эффективности оценивающей деятельности учителя.