Ольга Николаевна
Занятие по социально-нравственному воспитанию «О дружбе и друзьях»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие «О дружбе и друзьях»
Цели занятия :
1. Закрепить знания детей о положительных и отрицательных качествах характера.
2. Научить детей анализировать свои и чужие поступки, определять сильные и слабые стороны характера.
3. Помочь детям лучше понять себя, осознать свои таланты и способности, которые делают их уникальными.
4. Показать, что друзьями могут быть разные люди и даже вымышленные персонажи.
** Программные задачи:**
Темочки:
— Помочь детям понять, что такое надёжные друзья, и вызвать у них желание иметь таких друзей и делать для них приятное.
— Объяснить, что надёжным можно назвать только того, кто ни разу не обманул, не нарушил обещание и не совершил предательства.
— Закрепить умение детей разрешать проблемные ситуации и развивать их ассоциативное мышление.
— Расширить знания детей о дружбе, помочь им научиться аргументировать свою точку зрения.
— Сформировать нравственные качества, которые помогут им дружить, беречь дружбу и общаться в коллективе.
— Воспитывать доброжелательность и уважение друг к другу, а также способствовать формированию дружного коллектива.
**Методические приё мы:** проблемные ситуации.
** Оборудование:** мяч, плакаты с неоконченными предложениями, музыкальное сопровождение, элементы инсценировки сказки.
Выставка рисунков «В стране Дружбы» и книжная выставка по теме.
**Ход занятия :**
Дети слушают песню «О дружбе» Шаинского.
Воспитатель спрашивает детей, о чём они хотят поговорить сегодня. Дети отвечают, что они хотят поговорить о дружбе и друзьях.
Воспитатель говорит, что взрослые часто говорят им: «Нужно быть дружными, дружно жить». Затем она спрашивает детей, что они понимают под дружбой и другом. Дети отвечают.
Воспитатель также интересуется, почему они называют другом только некоторых людей. Она предлагает детям рассказать о своих друзьях или подругах. Дети рассказывают о своих друзьях и о том, почему они считают их своими друзьями. Они также рассказывают о том, как их друзья вели себя как настоящие друзья.
Воспитатель говорит, что многие из детей правильно рассказали о своих друзьях и о том, как нужно дружить. Она также говорит, что тот, кто умеет дружить, заботится о своих товарищах и старается сделать им что-нибудь хорошее.
Затем воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Клубок». Дети сидят в кругу, первый ребёнок разматывает клубок, а конец нити зажимает и передаёт его рядом сидящему, говоря о хороших качествах товарища. Так разматывают клубок до конца.
Воспитатель спрашивает детей, что помогает, а что мешает дружбе. Дети отвечают, что помогают доброта, взаимопонимание, сотрудничество, вежливость, чувство юмора. А мешают грубость, обзывания, драки, обиды, упрямство, эгоизм.
Затем воспитатель загадывает детям загадки о качествах характера человека. Дети должны догадаться, какое качество характера человека загадал ведущий. Например, «Человек, умеющий жить мирно, дружно, без ссор» — это миролюбивый человек. «Человек, умеющий сам выполнять свои обязанности» — это ответственный человек. «Человек, любящий трудиться» — это трудолюбивый человек. «Человек, который знает свои недостатки» — это самокритичный человек. «Человек, всегда готовый помочь» — это отзывчивый человек.
Для того чтобы дети точнее поняли значение этих слов, можно попросить их составить предложение с этими словами или по «отгадке» составить описание качества.
Затем воспитатель предлагает детям упражнение «Темные и светлые мешочки». На листе нарисованы два больших мешка, и дети коллективно рассортировывают таблички с качествами людей на «темные» и «светлые». Выбирается помощник, который с помощью магнитов прикрепляет таблички к доске. При этом под «темными» понимаются те качества, которые мешают жить мирно и счастливо, а под «светлыми» — те, которые помогают.
Воспитатель также проводит викторину о дружбе. Например, она спрашивает детей, кто был четвёртым в компании друзей из рассказа «Бременские музыканты». Дети отвечают, что это был слоненок.
Затем воспитатель говорит, что о дружбе есть много пословиц. Она предлагает детям вспомнить некоторые из них, например: «Нет друга — ищи, а нашёл — береги», «Не имей сто рублей, а имей сто друзей», «Один за всех и все за одного», «Дружба — самое дорогое сокровище», «Дружба дороже денег», «Без друга в жизни туго».
Воспитатель также говорит, что есть много книг о дружбе. Она проводит викторину по этим книгам, например, спрашивает детей, кто был рядом всегда с девочкой с голубыми волосами. Дети отвечают, что это был пудель Артемон.
Затем воспитатель говорит, что у девочки с голубыми волосами было много друзей, но один был рядом всегда. Она спрашивает детей, кто это. Дети отвечают, что это пудель Артемон.
**Воспитатель** : Друзьями могут быть не только сверстники, любимые игрушки, но и взрослые люди, животные, герои книг и мультфильмов. Мне приятно видеть, что вы с радостью отправились в это путешествие.
Давайте попробуем открыть секреты дружбы и придумать правила. Что же у нас получится?
Не ссориться.
Не бояться просить прощения, если обидел друга.
Не грубить.
Не злиться.
Не жадничать.
Помогать друг другу.
Быть честным.
Давайте ещё раз проговорим правила. А теперь я хочу, чтобы каждый из вас положил в эту копилочку пожелание о дружбе. Возьмите сердечко, скажите, какими надо быть, чтобы появились друзья, и бросьте сердечко в копилочку.
Копилочка останется у нас в группе, и вы сможете пополнять её новыми пожеланиями о дружбе.
Давайте немного отдохнём и расслабимся. Встаньте, пожалуйста, в круг, возьмитесь за руки и улыбнитесь друг другу.
Мне очень приятно видеть, что вы умеете дружить. Сейчас я хочу предложить вам представить, как между вашими ладонями вспыхивает маленькое солнышко. Оно не обжигает, а лишь согревает вас. Я знаю, что иногда вы ссоритесь, но когда в чьих-то глазах появляется злость, просто положите этому человеку руки на плечи. Добро растопит злость без следа.