Папки-передвижки

Занятие по развитию связной речи с элементами обучения грамоте «Пересказ рассказа «Март» по Г. Скребицкому

Надежда Орлова
Занятие по развитию связной речи с элементами обучения грамоте «Пересказ рассказа «Март» по Г. Скребицкому
▼ Скачать + Заказать документы

Коррекционно-образовательные цели:

- Расширение, уточнение, актуализация словаря по теме «Весна» (весна, капель, проталины, подснежник, почка, таять, пахнуть, распускаться, сосулька).

- Совершенствование грамматического строя речи (умения согласовывать прилагательные с существительными, навыка звукового анализа слов, навыка чтения.

Коррекционно-развивающие цели :

Темочки:

- Развитие связной речи с использованием мнемотаблицы, фонематических процессов, речевого слуха, мышления, тонкой моторики, выразительности движений.

Воспитательные цели:

- Воспитание эмоционального отклика на изображенное на картине, инициативности, самостоятельности.

Оборудование:

Проектор, ноутбук, мультимедийный экран, аудиозапись пьесы П. Чайковского «Март. Подснежник» из цикла «Времена года» и пением птиц в весеннем лесу, мольберт, репродукция картины И. Грабаря «Март», рассказ Г. Скребицкого «Март», мнемотаблица к рассказу «Март», буквы и зрительные сигналы для составления схемы слова и предложения.

Предварительная работа. Наблюдение за изменениями в природе на прогулке; за тем, как снег вокруг стволов деревьев начал подтаивать; первыми проталинками. Разучивание стихов Ф. Тютчева, А. Толстого, А. Алферова, И. Токмаковой, Л. Кудрявской. Разучивание пальчиковой гимнастики «Ласточка», «Пчела», игры малой подвижности «Веснянка».

Ход занятия

1. Организационный момент.

2. Логопед

- Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые педагоги. Я приглашаю вас на логопедическое занятие. Сегодня выдался чудесный весенний день.

- Дети, вы только что прослушали небольшой отрывок из музыкальной пьесы, которую написал русский композитор П. И. Чайковский и называется она «Подснежник»).

Логопед. Посмотрите на экран, это подснежник. Рассмотрите его. Какой он? (дети должны подобрать как можно больше слов-определений к слову «подснежник»)

Дети. Нежный, хрупкий, изящный, с узкими зелеными листиками и прекрасным бело-снежным цветком.

Логопед. Приметой какого времени года является появление подснежников? (приметой весны)

- А сейчас я хочу предоставить слово Насте.

Прибежал подснежник

В мартовский лесок.

Заглянул подснежник

В чистый ручеек.

И, себя увидев, крикнул:

«Вот те на!

Я и не заметил,

Что пришла весна» Л. Кудрявская

- Дети, какие приметы весны вы еще знаете?

- Давайте составим предложения о весне. Помогут вам в этом картинки-подсказки. Каждое ваше предложение должно начинаться со слова «Весной». (дети составляют предложения по индивидуальным картинкам)

-Дети, какое предложение вам понравилось больше?

- Давайте составим схему этого предложения.

- Настя, сколько слов в твоем предложении?

- Артем, назови первое слово предложения.

- Дима назовет второе слово предложения.

- Ксюша, назови третье слово предложение.

- Покажите мне начало предложения. С какого слова начинается?

- Покажите мне конец предложения. Каким словом заканчивается?

- Что вы поставили в конце предложения? (точку)

2. Рассматривание картины И. Грабаря «Март».

Логопед. Посмотрите на экран. Перед вами картина известного русского художника Игоря Эммануиловича Грабаря «Март».

-Какое время года изобразил художник? (март)

-Что вы видите на картине? (небо, снег, землю, деревья)

- Расскажите, какое небо на картине? (высокое голубое)

- Какой снег? (Снег рыхлый, темный. На снегу появились первые проталины)

- Захар, я знаю, ты приготовил стихотворение про снег. Прочитай, пожалуйста.

Вот уж снег последний в поле тает,

Теплый пар восходит от земли,

И кувшинчик синий расцветает,

И зовут друг друга журавли. А. Толстой

- Какая земля? (Земля на проталинах оттаивает, она влажная)

- Какие деревья? (У берез ветки кажутся розовыми, потому что деревья уже проснулись после зимнего сна и по ним движется сок)

Логопед. Дети, какое настроение у вас вызывает эта картина?

Дети. Когда смотришь на эту картину, настроение радостное, веселое.

- Дети, если бы мы с вами оказались на лесной поляне, что бы мы ощутили на своем лице?

Дети. Мы ощутили бы на лице теплые солнечные лучи и легкий свежий ветерок.

Логопед. А что бы мы услышали в весеннем лесу?

Дети. Пение птиц.

Логопед. Давайте послушаем.

Логопед включает аудиозапись пения птиц.

Логопед. Конечно же. Понравилась ли вам картина «Март»?

- Почему?

Дети по очереди дают ответы на вопрос.

Дети, я думаю, вы устали. Давайте отдохнем. Вставайте в круг.

3. Координация речи с движениями

«Веснянка»

Дети. Солнышко, солнышко-

Золотое донышко.

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

(идут по кругу, взявшись за руку)

Логопед. Побежал в саду ручей.

Прилетели сто грачей.

(бегут легким бегом, «летят» по кругу)

Дети. А сугробы тают, тают,

А цветочки подрастают.

(медленно приседают, тянутся на цыпочках, руки вверх)

Пальчиковая гимнастика «Ласточка», «Пчела»

Ласточка, ласточка

Милая касаточка.

- Ты где была?

- Ты с чем пришла?

- Я за морем бывала.

- Весну добывала.

-Несу-несу,

Весну-красну.

Прилетела к нам вчера

Полосатая пчела.

А за нею шмель-шмелек,

И веселый мотылек.

Два жука и стрекоза

Как фонарики глаза.

Полетали-полетали,

От усталости упали.

4. Рассказывание стихотворений о весне.

Логопед. Дети, я снова хочу дать слово вам. Вы выучили много стихов о весне. Расскажите небольшие отрывки из стихотворений. Следите за произношением звуков. Рассказывайте четко и выразительно.

С. Абрамов

Зима недаром злится,

Прошла ее пора —

Весна в окно стучится

И гонит со двора.

Ф. Тютчев

А. Ермолаев

К нам весна шагает

Быстрыми шагами.

И сугробы тают

Под ее ногами.

Ж. Лысов

Черные проталины

На полях видны.

Видно очень теплые

Ноги у весны.

И. Токмакова

И. Кунин

Отшумели все метели

И морозы не трещат.

С крыш закапали капели

И сосульки в ряд висят.

Д. Татаркин

Веселее и теплее

Стали мартовские дни.

В нашем садике в аллеях

Уж проталины видны.

А. Бояркин

Звонко тинькает синица

Возле нашего окна.

Скоро в дверь к нам постучится

Настоящая весна!

А. Алферов

5. Пересказ рассказа «Март» по Г. Скребицкому с использованием мнемотаблицы.

Логопед. Вы замечательно прочитали стихи, а я прочитаю вам рассказ Георгия Скребицкого «Март». Он тоже как будто специально написан к этой картине. Слушайте внимательно.

Март — первый месяц весны. На земле еще лежит снег. Но посмотрите, как ярко светит солнце. Лучи солнца греют лицо, руки. Небо синее-синее, и по нему раскинулись пушистые облака. Снег начинает таять. Появляются первые проталины. В полях журчат маленькие ручейки. Ручьи, первые проталины - это начало весны.

Беседа по рассказу

Логопед. О чем этот рассказ?

Дети. Этот рассказ о весне.

Логопед. С чего он начинается? Вспомните первое предложение рассказа. Вам поможет 1-ая карточка.

Дети. Март — первый месяц весны.

Логопед. Чем март похож на зиму?

Вам поможет 2-ая карточка.

Дети. На земле еще лежит снег.

Логопед. Что сказано о солнце в рассказе?

- Смотрите на 3-ю карточку.

Дети. Солнце светит ярко. Лучи солнца греют лицо и руки.

Логопед. Что сказано о небе? Вам поможет 4-я карточка.

Дети. Небо синее-синее.

Логопед. Что раскинулось по небу? Смотрите на 4-ю карточку.

Дети. По небу раскинулись пушистые облака.

Логопед. Что начинает таять в марте? Вам поможет 5-ая карточка.

- Что появляются на пригорках? Смотрите на 6-ую карточку.

Дети. В марте начинает таять снег, появляются первые проталины.

Логопед. Что такое проталины!

Дети. Прота лина — место, где ста ял снег и открылась земля.

Логопед. Что сказано в рассказе о ручейках? Смотрите на 7-ую карточку.

Дети. Маленькие ручейки журчат в полях.

Логопед. Как еще можно сказать по-другому? Замените слово журчат на другое.

Дети. Звенят, поют.

Логопед. Какие приметы говорят о начале весны?

Дети. Ручьи, проталины говорят о начале весны.

Логопед. Вы очень хорошо ответили на мои вопросы, а теперь послушайте рассказ еще раз, потому что вы будете его пересказывать.

Карточки в этом вам помогут.

Педагог читает рассказ повторно.

Предлагает пересказать рассказ.

6. Составление схемы слова март.

Логопед. Давайте поиграем в игру «Живые звуки».

- Что это?

Дети. Машина

- Дима, на какой звук начинается слово машина?

- Звуком М будет Дима.

- Что это?

Дети. Акула

- Артем, назови последний звук в этом слове.

- Звуком А будет Артем.

- что это?

Дети. Муравей.

- Ксюша, назови звук, который я выделила голосом.

- Звуком Р будет Ксюша.

- Что это?

Дети. Тигр.

- Илья, назови первый звук в этом слове.

-Звуком Т будет Илья.

Логопед. Сколько звуков в этом слове?

Дети. В этом слове четыре звука.

Логопед. Назовите согласные звуки. Сколько их?

Дети. В слове три согласных звука.

Логопед. Какие они?

Дети. [М], [р], [т]. Это твердые согласные звуки.

Логопед. Назовите гласные звуки.

Дети. Один гласный звук [а].

Логопед. И наконец, сколько слогов в этом слове? Почему?

Дети. В этом слове всего один слог, потому что в нем один гласный звук. Вспомните правило.

Логопед. Теперь прикрепите слова на доске по порядку.

- Дети посмотрите еще раз на слово МАРТ и запомните все звуки. Сейчас мы составим звуковую схему этого слова.

Логопед произносит слово март утрировано.

После каждого вида задания, логопед интересуется у детей, справились ли они с заданием. Просит поаплодировать самим себе.

8. Окончание занятия

Логопед предлагает детям вспомнить, чем они занимались на занятии, что им понравилось, а потом оценивает их работу.

- Ребята, я благодарю вас за работу. Спасибо вам!

Публикации по теме:

Дистанционное видеозанятие с дошкольниками с ОВЗ по развитию речи «Пересказ короткого рассказа» В условиях самоизоляции против пандемии COVID-19 организовать коррекционно-развивающую работу с дошкольниками с ОВЗ не так-то и просто.

Занятие по развитию речи в старшей группе «Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат»Занятие по развитию речи в старшей группе «Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат» Цель: формирование умения последовательно и логично пересказывать литературный текст, стараясь правильно строить предложения. Задачи:.

Конспект НОД по развитию речи в дистанционном режиме. Пересказ рассказа Е. Чарушина «Воробей» Мы постарались в период самоизоляции быть рядом со своими воспитанниками. Нами были подготовлены и размещены методические рекомендации для.

Конспект НОД по развитию речи «Пересказ рассказа Я. Тайца «Послушный дождик» Мы постарались в период самоизоляции быть рядом со своими воспитанниками. Нами были подготовлены и размещены методические рекомендации для.

Конспект НОД по развитию речи «Пересказ рассказа «Ёж» Е. И. Чарушина» в старшей группеКонспект НОД по развитию речи «Пересказ рассказа «Ёж» Е. И. Чарушина» в старшей группе Конспект НОД по развитию речи «Пересказ рассказа «Ёж» Е. И. Чарушина» в старшей группе. Цель: обучать детей пересказу короткого литературного.

Конспект НОД по развитию речи с элементами обучения грамоте в подготовительной группе для детей с ОНР «В гости к весне»Конспект НОД по развитию речи с элементами обучения грамоте в подготовительной группе для детей с ОНР «В гости к весне» Провели занятие: Учитель-логопед Е. Ю. Шальнова, воспитатель И. В. Пензина. Цель занятия: создать условия для выполнения заданий. Коррекционно.

Конспект ООД по развитию речи «Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка» в подготовительной группе детей с ЗПРКонспект ООД по развитию речи «Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка» в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Липецкая область Конспект.

Логопедическое занятие по развитию связной речи «Составление рассказа «Подвиг суворовца» по серии сюжетных картин»Логопедическое занятие по развитию связной речи «Составление рассказа «Подвиг суворовца» по серии сюжетных картин» Возрастная категория: подготовительная к школе группа Задачи: 1. коррекционно—образовательная: · продолжать работу с детьми по составлению.

Конспект НОД по развитию речи «Пересказ рассказа Н. Калининой «Помощники» Технологическая карта образовательной деятельности. Возраст: средняя группа Март. НОД развитие речи Тема: Пересказ рассказа Н. Калининой.

Конспект ООД по развитию речи. Пересказ рассказа В. Сухомлинского «Яблоко и рассвет» Название работы: Конспект ООД «Развитие речи» Пересказ рассказа В. Сухомлинского «Яблоко и рассвет» (конспект, презентация) Автор: воспитатель.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занятие по развитию связной речи с элементами обучения грамоте «Пересказ рассказа «Март» по Г. Скребицкому
Опубликовано: 22 марта 2021 в 16:21
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Занятие по развитию связной речи с элементами обучения грамоте «Пересказ рассказа «Март» по Г. Скребицкому» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Орлова (УИ 727892) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Календарь
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками
28 декабря 2024 суббота



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД