Татьяна Кондратьева
Занятие по развитию речи «Волшебная страна умных игр» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
Образовательные: развитие речевого творчества; формирование умения обобщать, классифицировать; учить слышать и выделять противоположные по смыслу слова; учить классифицировать предметы по цвету, форме, по качеству, по материалу, подбирать как можно больше наименований, подходящих под это наименование; закреплять умение использовать все части речи; закреплять умение детей использовать синонимы и антонимы; обогащать словарный запас через участие в словесно-речевых играх; Совершенствовать у детей навыки звукового анализа, формировать навыки сотрудничества на занятии, учить образно отображать в рисунках впечатления от услышанного.
Публикация «Занятие по развитию речи „Волшебная страна умных игр“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2023
Развивающие : развивать слуховое восприятие; способствовать развитию познавательных интересов, мыслительных операций, воображения в процессе отгадывания загадок; добиваться полных ответов на вопросы; обогащать словарь детей глаголами, обозначающими действие; учить подбирать слова, обозначающие родственные отношения в уменьшительно-ласкательной форме.
Воспитательные: воспитывать самостоятельность, активность, целеустремлённость, культуру общения, чувство коллективизма и взаимопомощи.
Методы: словесный, наглядный, практический, игровой.
Приемы: лексико-грамматические упражнения, беседа, логические вопросы, загадки; дидактические игры, физминутка, иллюстрации. Здоровьесберегающие технологии: физминутка.
Материалы:
Картинки с ответами загадок, картинки с изображением волшебника, дождя, белая бумага, цветные карандаши.
Ход занятия:
- Ребята, сегодня я предлагаю вам отправится в волшебную страну умных игр. Эта страна – необычная и загадочная, поэтому мы отправимся необычным образом: с помощью фантазии.
-А что такое фантазия? (фантазия - это наши мечты, когда мы о чем –то мечтаем, что-то выдумываем то, чего нет на самом деле).
(Воспитатель с детьми встают на палас в круг, взявшись за руки).
- Закройте пожалуйста глаза. Представьте себе, что мы летим на воздушном шаре сквозь облака. Сверху видим мы леса, поля, слышим журчание реки, чувствуем запах свежего воздуха после дождя.
- Вот мы прибыли в Волшебную страну умных игр. В этой стране живут удивительные дети, они любят играть в умные игры и предлагают вам поиграть. Правит этой страной - волшебник. Ребята, скажите кто такой волшебник? (Воспитатель показывает картинку с изображением волшебника). (Ответы детей).
- Вам нужно представить себя волшебниками и закончить предложение: «Если бы я был волшебником…» Что бы вы сделали? (Ответы детей).
- На какую букву начинается слово «волшебник»? Давайте, посмотрим на картинку, найдем слова на букву «В». Где стоит это звук?
- Молодцы. Волшебник предлагает нам поиграть в игры. Поиграем?
- Ребята, сейчас поиграем в игру «Угадай предмет». Нам нужно отгадать предмет по названию его частей.
Кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверцы (грузовик).
Ствол, ветки, сучья, листья, кора, корни (дерево).
Дно, крышка, стенки, ручки (кастрюля).
Палуба, каюта, якорь, корма, нос (корабль).
Подъезд, этаж, лестница, квартиры, чердак (дом).
Крылья, кабина, хвост, мотор (самолет).
Глаза, лоб, нос, рот, брови, щеки (лицо).
Рукава, воротник, манжеты (рубашка).
Голова, туловище, ноги, хвост, вымя (корова).
Пол, стены, потолок (комната).
Подоконник, рама, стекло (окно).
- Ребята, давайте поиграем в игру «Говори наоборот».
Я буду называть слово, а вы будете называет слово с противоположным значением:
веселый – грустный, быстрый – медленный,
пустой – полный, умный – глупый
худой – толстый, трудолюбивый – ленивый,
тяжелый – легкий, высокий – низкий,
трусливый – храбрый, острый – тупой
твердый – мягкий, глубокий – мелкий
светлый – темный, сильный – слабый,
длинный – короткий, жидкий – густой
горячий – холодный, добрый – злой,
больной – здоровый, хороший – плохой
широкий – узкий, жара- холод
друг – враг быстро -медленно
вежливый - грубый, зло –добро
аккуратный – неряшливый говорить – молчать
чистый – грязный поднимать – опускать,
бросать - поднимать (поймать, прятать – искать,
зажигать – тушить.
- Ребята, вы хорошо справились с заданием. Следующая игра, которую предлагает волшебник - Игра «Что из чего сделано?»
Стакан из стекла — стеклянный,
сковорода из чугуна — чугунная,
ложка из дерева — деревянная,
нож из металла — металлический,
ведро из железа — железное,
ваза из хрусталя — хрустальная,
чашка из фарфора — фарфоровая,
платье из шелка — шелковое,
коробка из картона — картонная,
шарф из шерсти — шерстяной,
булка из пшеницы — пшеничная,
хлеб из ржи — ржаной,
варенье из вишни — вишневое,
дорога из песка — песчаная,
сумка из кожи — кожаная,
- Следующая игра называется «Назови одним словом».
Кепка, шапка, фуражка, берет, пилотка.
диван, стул, стол, кровать, шкаф.
помидор, огурец, морковь, свекла, лук, перец.
Марс, венера, земля, плутон, сатурн.
а, б, в, п.
повар, шофер, плотник, продавец, врач.
1,2,4,5,7,8,0
фикус, кислица, герань, фиалка.
Ребята, давайте немного отдохнем.
Физминутка «Молодцы-волшебники»
У волшебников-разминка
Будет весело сейчас.
Чтоб головка не болела,
Ей вращаем вправо-влево.
А теперь руками крутим —
И для них разминка будет.
Тянем наши ручки к небу,
В стороны разводим.
Повороты вправо-влево,
Плавно производим.
Наклоняемся легко,
Достаём руками пол.
Потянули плечи, спинки.
А теперь конец разминке.
Молодцы-волшебники! Ходьба на месте
Вращение головой
Вращение прямых рук вперёд и назад
Потягивания — руки вверх и в стороны
Повороты туловища влево и вправо
Наклоны вперёд
Поднимаем плечи, прогибаемся в спине.
- Давайте поиграем в игру «Кто подберет больше слов?»
Я буду назвать вопрос, а вы будете отвечать на него.
- Что можно шить? (Платье, пальто, сарафан, рубашку, шубу, сапоги, панаму, юбку, блузку и т. д.)
- Что можно связать? (Шапочку, варежки, шарф, кофту, жилетку, платье, скатерть, салфетку и т. д.)
- Что можно штопать? (Носки, чулки, варежки, шарф и т. д.)
- Что можно завязывать? (Шапку, шарф, ботинки, платок, косынку и т. д.)
- Что можно надеть? (Пальто, платье, кофту, шубу, плащ, юбку, колготки и т. д.)
- Что можно обуть? (Тапки, туфли, ботинки, сапоги и т. д.)
- Что можно «надвинуть» на голову? (Шапку, фуражку, панаму, кепку и т. д.)
- Что бывает широким – река, дорога, лента, улица.
- Что бывает маленьким – котенок, мышка, лисенок, брат, сестра, лисенок, хомячок, мальчик.
- Вкусным – конфета, торт, пирог, сок, чай, торт.
- Круглым – стол, мяч, апельсин, яблоко, голова, солнце, помидор.
Игра «Для чего они нужны?»
Ложка – чтобы есть суп; Нож – … ; Тарелка – …; Сковородка – …; Вилка – …; Чашка – …; Кастрюля – … ; Чайник – …
- Игра «Правильно или нет?» Как вы думаете, можно ли так сказать?
1. Мама ставит вазу с цветами в стол.
2. Когда хотят что-то купить теряют деньги.
3. Под домиком на опушке живут бабушка и дедушка.
4. В полу лежит красивый ковер.
5. У стены висит картина.
- Дети, в стране пошел дождь. (Звучит шум дождя). Послушайте стихотворение О. Григорьева «Какой дождь».
Дождик капал, моросил,
Припускал, стучал, косил,
Ливнем лил, стеной стоял,
Барабанил, травы мял.
Дождь слепой и проливной,
Нарастающий, грибной,
Обложной, висячий, скорый,
Сонный, медленный и спорый,
Как камыш, стоймя стоячий,
И холодный и горячий,
А ещё и грозовой,
Радужный, полосовой,
Параллелями и в сетку,
А при ветре даже в клетку.
Вот как много есть дождей
Для растений и людей.
- Скажите, какой бывает дождь? Если дождь маленький, только начинается, как про такой дождь можно сказать? (Капает, моросит, собирается, идет). А если дождь льет сильно, то что можно сказать про него? (Ливень, стучит, барабанит, льет как из ведра).
Вот дождь закончился и нам пора возвращаться домой.
Итог. Ребята, молодцы. Вы сегодня хорошо справлялись со всеми заданиями. Были очень внимательными.
Отправляемся домой, закрываем глаза и представьте себе, что мы летим на воздушном шаре сквозь облака. Сверху видим мы леса, поля, слышим журчание реки, чувствуем запах свежего воздуха после дождя.
-Вот и прибыли мы в детский сад и наше занятие закончилось.
-Что вам больше всего понравилось? Что было особенно трудно?