Венера Амирова
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Волшебное дерево»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
Обучающие задачи: Пользоваться в речи придаточными предложениями;продолжать учить составлять рассказ по схеме; учить подбирать слова-антонимы; учить детей составлять предложения; учить подбирать рифму к словам. Закреплять умение четко и правильно произносить чистоговорки, скороговорки.
Развивающие задачи : развивать детское литературное творчество. Развивать умение точно в соответствии с замыслом построить высказывание, осмысленно употребляя то или иное слово. Развивать доказательную речь детей. Развивать связную речь. Развивать темп и ритм речи.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в старшей группе „Волшебное дерево“» размещена в разделах
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Чудо-дерево. Волшебные и сказочные деревья
- Темочки
Воспитательные задачи: Воспитывать умение слушать друг-друга, воспитывать умение работать в коллективе
Оборудование: дерево с яблоками (5 больших с заданиями, маленькие по количеству детей; аудиозапись — голос дерева; мяч 2 одинаковых корзины; альбомный лист, простой карандаш; на листочках одного яблока схема описательного рассказа; картина «В лесу» — небылицы; настоящие яблоки по количеству детей.
Ход занятия:
1. Круг: «Лучики добра»
Воспитатель: «Ребята, сегодня у нас будет необычное занятие. Но сначала поприветствуем гостей. (Дети здороваются с гостями). Подойдем к ним и положим свои ладошки на их руки улыбнёмся. Вы почувствовали какие у них тёплые и добрые ладошки? Это вы подарили друг другу тепло и радость».
2. Дети приходят на полянку
Воспитатель обращает внимание детей на стоящее на поляне волшебное, красивое дерево, а на нём большие и маленькие яблоки.
Воспитатель: «Ребята, вам не кажется, что дерево выглядит каким-то грустным и печальным.»
Звучит аудиозапись (Голос яблони). «Ах, как тяжело мне. Мои яблочки созрели и веткам тяжело их держать. Помогите мне их собрать. Но это яблоки не простые, а волшебные. В каждом большом яблочке спрятаны задания.
Вы ребята яблоки сорвите и в корзинку их сложите.
Вы заданья выполняйте, дальше в путь шагайте.
И тогда мои веточки расправятся и к солнышку потянуться.
(Воспитатель вместе с детьми соглашаются помочь яблоне.)
Воспитатель: Первое большое яблочко сорвёт тот, кто отгадает загадку
Мама волка обманула,
Малышей себе вернула,
Взрослые знают и знают ребята
Русскую сказку….(Волк и козлята)
(Отгадавший ребёнок срывает яблоко, отдаёт воспитателю)
Воспитатель: «Ребята, чтобы положить яблоко в корзинку, надо выполнить задание.»
3. Игра «Назови сказку»
Воспитатель просит назвать сказки в названии которых есть число.
Возможные варианты детей:
Три медведя
Три друга
Волк и семеро козлят
Белоснежка и семь гномов
Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях
(Дети кладут яблоко в корзинку).
Воспитатель: «Следующее яблоко сорвёт тот, кто быстрее всех повторит скороговорку: У ежа — ежата, у ужа — ужата.
Какой звук чаще всего встречается в словах?» (Дети произносят скороговорку, называют звук «ж». Выигравший срывает яблоко, отдаёт его воспитателю. Воспитатель напоминает, что первые срывают самые большие яблоки.)
Воспитатель: «Посмотрите какое необычное яблоко, с большими листочками. На каждом листике картинка. По картинкам нужно составить описательный рассказ про яблоко.»
4. Игра «Расскажи про яблочко»
(Дети составляют рассказ по схеме- фрукт или овощ, где растёт, какой формы, какого цвета, какое на вкус, как применяют в пищу. Кладут его в корзинку).
Воспитатель: Следующее яблоко сорвёт тот, кто назовёт любую чистоговорку. ( Дети называют:
Ра-ра-ра
Разгулялась детвора
Ро-ро-ро
Опрокинули ведро
Ру-ру-ру
В реку кинули к бобру
Ри-ри-ри
С нами чисто говори.
Называют какой звук отрабатывался в чистоговорке «р». Отдают яблоко воспитателю.
Воспитатель: Сейчас мы с вами поиграем в игру. Мы с вами знаем, что сказочные герои обладают разными чертами характера. Настроение у них тоже бывает разное. Давайте поиграем в игру «Наоборот». Игра с мячом, вы — игроки, я — ведущая, я бросаю мяч и называю какое-нибудь слово, а вы, возвращая мяч, называете мне слово с противоположным значением.
Добрый — злой
Трудолюбивый — ленивый
Вежливый — грубый
Грустный — веселый
Радостный — печальный
Сытый — голодный
Трусливый — храбрый
Вредный — полезный
Щедрый — скупой
5. Игра: «Наоборот»
(Дети ловят мяч и называют слова с противоположным значением. Кладут яблоко в корзину.)
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам отдохнуть, с пользой для нашего дыхания.
Физминутка
Мы подуем далеко: с-с-с (наклонить туловище вперёд)
Мы подуем близко: з-з-з (с помощью кистей рук изобразить рупор)
Мы подуем высоко: с-с-с (встать на носочки потянуться вверх)
Мы подуем низко: з-з-з (присесть на корточки)
( Инструкция для выполнения: перед произнесением звука — забор воздуха через нос, звук произносится на выдохе).
Воспитатель: Следующее яблоко сорвёт тот, кто скажет какой звук поменялась в словах «кит и кот». (Дети называют «и» на «о». Отгадавший срывает яблоко, отдаёт воспитателю)
Воспитатель: Задание этого яблока нужно делать за столом. Вам дается чистый лист бумаги. По моему сигналу вы начинаете рисовать.
Через 1–2 минуты подается условный сигнал, и вы передаёте листок сидящему справа от него ребенку. Получив от соседа начатый рисунок, вы продолжаете его в течение 1–2 минут и передаете дальше.
По окончанию работы нужно составить по рисунку небылицу или фантастический рассказ.
6. Игра: «Рисунок по кругу»
(Дети рисуют по одному персонажу по желанию. В конце придумывают историю из 5–6 предложений. Яблоко кладут в корзину).
Воспитатель: Следующее яблоко сорвёт тот, кто придумает рифму к слову «лягушка».
(Дети придумывают рифмы «подушка, игрушка, сушка, плюшка, квакушка». Кто назвал больше слов, тот и срывает яблоко. Отдаёт его воспитателю.)
Воспитатель: Это яблоко приготовило для нас картину под названием «В лесу». Вы на картину посмотрите и скажите, что изображено не правильно, может ли это быть, если да, то когда, где, почему.
7. Игра: «Найди и опиши ошибку»
(Дети рассматривают картину, обосновывают свой ответ. Например, мальчики поехали в лес на лыжах собирать землянику. Этого не может быть. На лыжах ездят зимой, а земляника растет летом и т. д. В конце кладут яблоко в корзину.)
Воспитатель: «Остались самые маленькие яблоки. Ребята по очереди снимайте яблоки с веток и складывайте их в корзину. Парралельно будем играть.
Я начинаю игру: «В корзину я положила яблоко».
Вы продолжаете, повторяя все сказанное ранее и добавляя свое слово, соответствующее названному первым участником игры: «В корзину я положил яблоко, лимон» и т. д. Правило — называть только фрукты.»
8. Игра: «Лавина»
(Дети по очереди снимают маленькие яблоки, прибавляют своё слово к предыдущим словам, складывают их в корзину. Воспитатель обращает внимание, что все яблоки сорваны.)
Звучит аудио запись (голос яблони). «Спасибо вам ребята. Вы мне очень помогли. Теперь мои ветки легки и свободны, могут порадоваться солнышку.
За это я вас отблагодарю, ведь я яблоня волшебная» (Воспитатель во время аудиозаписи подменяет корзины). Яблоня накрывает своими ветками подменную корзину и превращает муляжи в настоящие яблоки. Детям раздают яблоки.
Они благодарят яблоню, прощаются с ней и с гостями. Возвращаются в группу.