Евгения Крашенинникова
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Рассматривание пейзажа»
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 22 — Центр развития ребёнка»
Конспект занятия по развитию речи
Тема: «Рассматривание картины «Утро в сосновом лесу» И. И. Шишкина»
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в старшей группе „Рассматривание пейзажа“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пейзаж. Рисуем и знакомимся с пейзажами
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2018
в старшей группе №2
Образовательные области: «Речевое развитие»
(рассматривание картины)
Проводила: Евгения Александровна
Крашенинникова - воспитатель
г. П-Камчатский
2018 год
Цель: развитие интереса к рассматриванию картины.
Программные задачи:
Образовательные: Познакомить детей с таким жанром живописи, как пейзаж, учить воспринимать содержание пейзажной картины, понимать красоту природы, которую изобразил художник, учить выделять оттенки цветов как средство выразительности.
Продолжать формировать умение воспринимать, чувствовать настроение, отраженное художником в пейзаже, и передавать его словом, тренировать в подборе определений и сравнений, синонимов и антонимов. Расширять словарь детей образными выражениями, прилагательными.
Развивающие : развивать у детей интерес к пейзажной живописи, помочь почувствовать художественный образ картины.
Воспитательные: воспитывать любовь ко всему окружающему, видеть красоту и желание охранять и беречь природу.
Словарная работа:
Обогащение словаря: пейзаж, пейзажист, сосновый бор.
Активизация словаря: дремучий, тёмный, мрачный, непроходимый, нетронутый, глухой, сумрачный лес; неуклюжие, забавные, играющие, симпатичные, косолапые, неловкие, неповоротливые мишки.
Методы и приемы:
Словесные (чтение стихотворения, беседа, художественное слово, вопросы к детям, пояснения);
Наглядные (рассматривание портрета И. И. Шишкина и картины И. И. Шишкина «Утро в сосновом лесу»);
Игровые (дыхательная гимнастика «В лесу», физкультминутка, пальчиковая игра);
Материал и оборудование: репродукция картины И. И. Шишкина «Утро в сосновом лесу», портрет И. И. Шишкина, запись музыки О. Серебровой «Утро в лесу», стихотворение Екатерины Кириловой «Утро в лесу».
Индивидуальная работа: развивать внимательность у Алисы, Арины; добиваться активного участия в беседе, активизировать Соню, Дениса, Прохора.
Предварительная работа: наблюдение за деревьями, беседы о разных жанрах живописи, д/и. «Я художник», «Дикие животные». Чтение художественной литературы (К. Г. Паустовский, В. Бианки, М. М. Пришвин, К. Д. Ушинский). Рассматривание картин о природе.
Ход ЗАНЯТИЯ
1 часть - организационная.
- Я рада видеть вас таких красивых, добрых, с хорошим настроением! Этот день мы проведем вместе. Пусть вам он принесет радость и много новых интересных впечатлений. Давайте радовать друг друга!
(Воспитатель предлагает присесть на стульчики)
Воспитатель: - Я предлагаю вам послушать отрывок из стихотворения Екатерины Кириловой «Утро в лесу». Послушайте.
Утро в лесу
Екатерина Кирилова
Гуляет солнце в дремлющем лесу,
Лучами тонкими касаясь веток,
И смахивает раннюю росу,
Листочки согревая ярким светом.
Воспитатель: - Ах, как дивно описала лес поэт Екатерина Кирилова!
Удивительный мир окружает нас, ребята, это мир природы. Уметь видеть её красоту нам помогают не только поэты, но и художники.
Есть художники, которые пишут картины о природе, эти картины называют пейзажами, а художников – пейзажистами.
Воспитатель: - Ребята, как называют картины о природе?
Дети: - Картины о природе называют пейзажами.
Воспитатель: - Как называют художников, которые пишут картины о природе?
Дети: - Художников, которые пишут картины о природе, называют пейзажистами.
2 часть - основная.
(воспитатель предлагает присесть)
Воспитатель: - Мы сегодня рассмотрим картину, которую написал замечательный художник И. И. Шишкин.
Посмотрите на его портрет. Он жил в России и о очень любил рисовать лес. Крепкий, широкоплечий мужчина с бородой. Он стоит, опершись на длинную трость в высоких сапогах, через плечо перекинут ящик с красками. Кажется, что он только вышел из леса, который виднеется в дали. В народе его называли – лесной богатырь, царь леса. И. И. Шишкин очень любил природу и всегда восхищался, её красотой.
Воспитатель: Есть у Ивана Ивановича картина «Утро в сосновом лесу». Давайте полюбуемся ею.
(Воспитатель включает музыку, которую написал композитор В. Салманов «Утро в лесу» (детская пьеса).
Детям даётся некоторое время насладиться звучанием музыки и содержанием картины.
Воспитатель: - Что вы чувствуете, слушая музыку?
(пение птиц, запах лесных цветов и т. д.).
Воспитатель: Ребята, что вы видите на картине?
Дети: На этой картине изображены лес и медведи.
Воспитатель: Какое время года изображено на картине? Как вы догадались?
Дети: На картине время года лето. Листья на деревьях зеленого цвета.
Воспитатель: - Какое время суток изображено на картине?
Дети: - Время суток утро.
Воспитатель: Да, утро. Солнца не видно, но его лучи заливают светом макушки деревьев. Сосны стройны и величавы.
Воспитатель: - Какие цвета использовал художник, чтобы передать картину утра?
Дети: - Художник использовал темные, холодные тона красок. Верхушки сосен более светлые, яркие.
Воспитатель: - Что можно увидеть на небе?
Дети: - Можно увидеть облака.
Воспитатель: - Облака какие?
Дети: - Облака нежные, розовые
Воспитатель: - Лес стоит какой?
Дети: - Лес стоит густой и непроходимый.
Дыхательная гимнастика «В лесу»
Представьте, что вы заблудились в густом лесу. Сделав вдох, на выдохе произнесите "ау". Меняйте интонацию и громкость и поворачивайтесь то влево, то вправо. Повторить пять-шесть раз.
Воспитатель: - В центре картины трое медвежат и мама медведица. Медвежата шаловливые, маленькие, мохнатые веселятся на дереве. А один из них смотрит куда-то вдаль. Он самый любопытный. Медвежата играют на старой сосне, её сломало бурей, ствол расщеплен, корни вывернуты. Кругом непроходимая чаща. Это сосновый бор. Он кажется таинственным и сказочным. Только здесь могут играть беззаботно медвежата, сюда не ступала нога человека.
Воспитатель: - Ребята, что такое буря?
Дети: - Буря – это ветер.
Воспитатель: - Да ребята, правильно, только буря – это очень сильный ветер.
Воспитатель: - Ребята, что вы видите в центре картины?
Дети: В центре картины мы видим медведицу с медвежатами и поваленные деревья.
Воспитатель: Правильно, в центре картины можно увидеть медвежат с медведицей.
Воспитатель: - Что делают медвежата?
Дети: - Двое медвежат играют на поваленной с корнем сосне, а мама за ними присматривает.
Воспитатель: - Опишите медвежат, какими их изобразил художник? Что можно о них сказать?
Дети: - Художник изобразил медвежат шаловливыми, маленькими, мохнатыми, а третий медвежонок любопытный.
Дети: они неуклюжие, забавные, в густых мохнатых шубках;
Воспитатель: - Что делает мама – медведица?
Дети: - мама-медведица внимательно наблюдает за игрой шаловливых медвежат и готова в любой момент броситься им на помощь.
Воспитатель: - Молодцы, а давайте обратим внимание на того медвежонка который куда- то смотрит.
Воспитатель: - Как вы думаете, что он там увидел?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: - Я тоже так думаю. Это он пытается рассказать о чём-то важном и красивом. Так о чём же медвежонок старается рассказать?
Дети: - Медвежонок говорит о наступлении утра.
Воспитатель: - Хорошо вы все подметили, почему вы так решили?
Дети: так как солнце только что взошло и осветило верхушки деревьев, на траве и листьях видна роса.
Воспитатель: - Но вот как интересно: мы с вами солнышка на картине не видим, а медвежонок уже его увидел.
Воспитатель: - Догадались, где на картине изображено место просыпающегося солнышка? Покажите его.
Воспитатель: - Как художник, изобразил утро в своей картине? (ответы детей)
Воспитатель: - Правильно, туман, и на заднем плане картины пробиваются золотые лучики солнца. Художник хотел показать пробуждение природы. И когда смотришь на картину, даже чувствуется утренняя прохлада.
Давайте немного согреемся.
Физкультминутка «Веселые мишки»
Утром в сосновом бору (подпрыгивают)
Затеяли мишки игру:
Забравшись на дерево, мишки (взмахи руками)
Кидали сосновые шишки…
А мама - медведица сердится: (качают головой)
- Слезайте! – кричит им медведица. –
Вы что ж опять натворили?
Такую сосну повалили!
Но маму не слушают дети. (легко бегут по кругу)
Довольны собою медведи:
- Пусть с виду мы косолапые, (показывают, как ходит медведь)
Зато мы ребята не слабые!
Воспитатель: - Посмотрите внимательно: Какие деревья нарисовал художник?
Дети: - Художник нарисовал сосны.
Воспитатель: - Правильно, это сосны. Посмотрите, какие они высокие, могучие.
Воспитатель: - Ребята, кто из вас знает, как называется лес, в котором растут сосны?
Воспитатель: - Лес, в котором растут сосны, называют сосновый бор.
Воспитатель читает стихотворение:
«Сосны до неба хотят дорасти,
Ветвями небо хотят подмести,
Чтобы в течение года
Ясной стояла погода».
Пальчиковая гимнастика «Деревья»
Всем в лесу на удивленье (трут ладони друг о друга)
Разные растут деревья: (открывают ладони и растопыривают пальцы)
Вот уперлась в небеса
Вся смолистая сосна (соединяют локти – «ствол», раскрывают ладони – «крона»)
Распустила ветви-косы
Белоствольная береза («фонарики» с движением сверху вниз)
Как во полюшке былинка,
Тонкая растет осинка (показывают указательный палец, остальные – сжаты в кулак)
Воспитатель: - Какая крона у сосны?
Дети: крона у сосны редкая, ажурная.
Воспитатель: - Как вы думаете, какой главный цвет в лесу?
Дети: - Главный цвет в лесу зелёный.
Воспитатель: - Одинаковый ли зеленый цвет использует художник, когда рисует лес и почему?
(нет, его оттенки, чтобы изобразить старое дерево или молодые сосенки, показать солнечные и теневые места в лесу).
Педагог предлагает поразмышлять и о погоде в лесу: тихо здесь или ветрено. Обобщая детские высказывания, он может дать небольшой описательный рассказ этого пейзажа.
-Тихо в лесу. Деревья даже не шелохнуться. Но бывают и шумные дни. Налетают ветра, ураганы. Не каждая сосна выдержит такую непогоду. Вот одна сосна и не выдержала, повалилась на землю и сломалась под грозовым ударом. От бурь и от времени гибнут вековые деревья, а на их месте вырастает молодая поросль… Но сейчас тихо. Весело резвятся медвежата в этой густой лесной чаще. Утро в лесу. Солнышко просыпается…
Воспитатель: -Мы не видим художника, не слышим его голоса, но как он рассказал нам о красоте леса? (кистью и красками).
Воспитатель: - Какое настроение вызывает эта картина у вас, что вам хочется делать, глядя на неё?
( Ответы детей: Хочется попасть в сосновый бор, вдохнуть запах хвои, ступить босой ногой на мягкий влажный мох).
Опять тихо начинает звучать музыка. Ребята благодарят музыку, картину и стихи за интересную и красивую тайну - рождения утра.
3 часть – заключительная
Воспитатель: - Ребята, давайте вспомним имя художника, чью картину мы с вами сегодня рассматривали? В каком жанре написана картина? Как она называется?
Воспитатель: - Молодцы.