ольга валерьевна астахова
Занятие по развитию речи в средней группе и изучению звуков [C] и [C’]
▼ Скачать + Заказать документы
занятие по развитию речи в средней группе
Тема: «Звуки с и сь»
Цель. 1. Объяснить детям артикуляцию звука с, поупражнять в пра-вильном, отчетливом его произнесении (в словах, фразовой речи, упражнять в произнесении звукоподражаний с разной громкостью.
2. Развивать фонематический слух. 3. Воспитывать интонационную выразительность речи.
Публикация «Занятие по развитию речи в средней группе и изучению звуков [C] и [C’]» размещена в разделах
материалы: полоски папиросной бумаги- для детей, вода, два ведёрка. игрушки мягкие Лис, Сорока - белобока. Картинка - лисята.
Ход занятия
Организационный момент.
Встаньте дети, встаньте в круг, встаньте в круг, встаньте в круг
Он твой друг и тот твой друг.
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Раздаётся стук в дверь.
Воспитатель спрашивает детей: «Кто это?» (воспитатель идёт за дверь и вносит игрушку Лиса).
Лис. Здравствуйте, ребята. Я так спешил к вам на занятие не умеют мои лисята говорить звук с. Надо говорить мы маленькие лисята, пушистые зверята, они говорят мы маленькие лисята, пушистые зверята.
Воспитатель. Ребята давайте сядем на стульчики и предложим сесть Лису на стульчик
Дети. Садись лис на стульчик.
«Живет-поживает Язычок в своем домике, — говорит воспитатель. — А домик Язычка — рот. Домик открывается и закрывается. (Медленно смыкает и размыкает зубы. Губы в положении улыбки.) Язычок то выглядывает из домика, то прячется».
Воспитатель предлагает детям выпустить Язычок погулять, а потом вер-нуть его в домик.
«Язычок очень любит петь разные песенки, — продолжает воспитатель. — Однажды он пел: „И-и-и". Как он пел? Хотите спеть вместе со мной? Тогда помогайте мне: „И-и-и-и". (Поют негромко.)
„С-с-с-с, — полилась из крана вода. — Язычок, выучи, пожалуйста, и мою песенку". „Хорошо", — согласился Язычок и запел: „С-с-с-с". (Произносится отрывисто.)
Давайте споем песенку воды вместе. Чтобы песенка хорошо звучала, надо кончик языка прижать к нижним зубам.
Закройте рот, отдохните. А теперь вновь прижмите кончик языка к нижним зубам и тихонько пойте: „С-с-с".
Давайте послушаем, как песня воды получается у Ярослава (у Саши). (Вызывает 4—5 детей, в том числе тех, кто не овладел произношением звука.)
А теперь споем песенку все вместе.
Вода течет небольшой струей — поет негромкую песню.
Теперь водичка зажурчала громче. Тише. Совсем тихо. Закрыли кран.
Физминутка.
Мы листики осенние
На веточках сидим (присесть)
Дунул ветер полетели,
Мы летели, мы летели (легкий бег по кругу)
И на землю тихо сели (присесть)
Ветер снова набежал
И листочки все поднял (легкий бег по кругу)
Закружились, полетели
И на стулья тихо сели (сесть на стульчики)
Воспитатель: Если петь песню воды медленно и отрывисто (вот так, то, кажется, что вокруг губ танцует ветерок. Хотите убедиться в этом? Тогда сделайте такой же заборчик, как у меня (подносит к губам ладонь, но не прижимает к ним, и разрешите ветерку потанцевать.
Посмотрите: сейчас я буду петь песню воды, и бумажка, которую я держу перед ртом, начнет шевелиться. Что вы видели? (Бумажка шевелилась.)
Возьмите по такой же полоске бумаги (узкие полоски папиросной бумаги лежат на столах) и спойте песенку воды. Давайте посмотрим на полоску Дани, когда он поет песню (Саши,Сонечки.).
Отложите бумажки и послушайте: Язычок стал сочинять другие песенки, похожие на песню воды. Сначала он запел. Чистоговорки:
„Са-са-са".
Что запел Язычок? Потом:
„Ся-ся-ся, ось-ось-ось".
Су-су-су — ягоды в лесу,
ус-ус-ус- на рябине много бус».
Воспитатель. Ой ещё кто-то стучится (вносит сороку -белобоку) читает русскую народную песенку «Сорока, сорока.» :
Сорока, сорока,
Сорока-белобока.
Кашку варила,
На порог скакала
Гостей скликала
Гости услыхали,
Быть обещали.
Гости — на двор,
Кашицу — на стол
Воспитатель повторяет песенку, побуждая детей договаривать слова со звуком с (выделены курсивом).
Загадка:
На листочках там и тут
Фиолетовый салют,
Это в тёплый майский день
Распускается… (сирень)
Примечание. Для индивидуальной работы с детьми, которые плохо овладели произношением звуков с, сь, можно использовать соот-ветствующие страницы рабочей тетради. (Уроки грамоты для малышей. Средняя группа. — М. : Мозаика-Синтез, 2006. — Тема: «Звук с»
Литература:
В. В. Гербова Занятия по развитию речи.
Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.