Елена Овчинникова
Занятие по развитию речи в средней группе «Пятилистник»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: выявить уровень знаний детей средней группы.
Задачи:
Образовательные задачи:
1. Закреплять грамматический строй речи;
2. Закреплять умения подбирать слова, подходящие по смыслу;
3. Закреплять умение согласовывать существительное с прилагательным.
4. Закреплять умения в подборе слов с противоположным значением.
5. Закреплять умения к обобщающему слову подбирать подходящие слова.
Публикация «Занятие по развитию речи в средней группе „Пятилистник“» размещена в разделах
-развивать связную речь детей;
-развивать фонематический слух детей.
Воспитательные задачи:
-воспитывать умение работать в коллективе;
-воспитывать навыки сотрудничества в игре;
-воспитывать навыки самостоятельности.
Оборудование:
«Пятилистник» (на котором записаны задания); письмо; магнитные доски, мяч, силуэты разноцветных лепестков.
Ход занятия:
-Ребята, весь год мы вместе много трудились и многому научились. Давайте для начала вспомним наше правило:
Говорим всегда красиво,
Четко и неторопливо
Вспомним обязательно,
Все, что узнали на занятиях.
-Ребята, посмотрите письмо, давайте прочтем его.
«Здравствуйте дети, пишет вам фея Цветов, злой волшебник ворвался ко мне в королевство и заколдовал мой волшебный цветок. Он забрал у него все цвета на его прекрасных лепесточках, чтобы расколдовать цветок нужно выполнить пять заданий. Дети, помогите мне, пожалуйста»
Ребята, поможем фее Цветов? (Да)
Но для этого нам нужно будет отправиться в страну Цветов. Вы согласны?
Давайте встанем в круг, и произнесем волшебное заклинание:
Лети, лети, лепесток через Запад на Восток,
Через Север, через Юг
Возвращайся сделав круг,
Лишь коснешься ты земли
Быть по нашему вели,
Вели чтобы мы оказались в стране Цветов
Дети заходят в группу перед ними на доске цветок.
Ребята, посмотрите, как здесь красиво. А вот и тот самый цветок (на доске) посмотрите какой он скучный, некрасивый, поможем его расколдовать?
Чтобы его расколдовать, нам нужно выполнить задания, которые записаны на лепестках.
Но сначала потренируем язычок.
Артикуляционная гимнастика:
Упражнение «Часики»
1. На стене часы у нас,
Скажут всем, который час.
Когда вставать, когда гулять
И когда ложиться спать.
Методические рекомендации
1. Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны.
2. Язык при движении не должен задевать зубы.
3. Нижняя челюсть неподвижна.
Берем первый лепесток, и смотрим что там за задание:
Дидактическое упражнение «Найди звук»
Я прочту скороговорку, в которой один звук будет звучать чаще других, а вы должны его назвать.
В шалаше шуршат мыши.
Ответ детей: Ш-Ш-Ш
Ужа ужалила ужица.
Ответы детей: Ж-Ж-Ж
Давайте пожжужим как жуки Ж-Ж-Ж
На горе Арарат растет красный виноград.
Ответы детей: А-А-А
Ребята давайте пропоем звук - ААААА
Молодцы ребятки, мы справились с первым заданием.
(переворачивает лепесток другой стороной)
Ребятки, посмотрите лепесток окрасился. Давайте повесим его к нашему цветку.
Прежде, чем выполнить второе задание давайте проговорим чистоговорки о времени года, которое сейчас у нас. Какое сейчас время года? (Весна)
Дидактическое упражнение «Чистоговорка»
На– на – на - наступила вновь весна.
Не – не – не - очень рады мы весне.
Ло – ло – ло - на улице тепло.
Ну – ну – ну - очень ждали мы весну.
Ко – ко – ко - солнце светит высоко
Чи – чи – чи - солнца теплые лучи.
Второй лепесток: «Каким что бывает?»
Есть сладкое слово – конфета,
Есть быстрое слово - ракета,
Есть слово с окошком – вагон,
Есть кислое слово – лимон.
Ответьте на вопрос
• Что бывает синее?
• Что бывает мягкое?
• Что бывает твердое?
• Что бывает горькое?
• Что бывает сладкое?
• Что бывает красное?
• Что бывает желтое?
Умнички и со вторым заданием справились!
Третий лепесток: Фея пишет, что мы должны выполнить задание.
Дидактическое упражнение «Скажи наоборот». Для этого нужно встать в круг, я называю слово и кидаю мяч, а ребёнок ловит его и подбирает к нему слово с противоположным значением.
Большой –
Мягкий –
Тяжелый –
Светлый –
Ложиться –
Говорить –
Белый –
Высокий-
Жара-
Что-то стало в группе жарко надо освежиться
Давайте сделаем ветерок. Дыхательная гимнастика.
Молодцы ребятки, вот мы и справились с третьим заданием, посмотрите, третий лепесток окрасился! Давайте вернем его на свое место (вешает лепесток)
Четвёртый лепесток «Угадай сказку»
• «Скачет сито по полям
А корыто по лугам,
За лопатою метла
Вдоль по улице пошла» (Федорино горе)
• Одеяло убежало, улетела простыня
И подушка, как лягушка, ускакала от меня. (мойдодыр)
• Ехали медведи
На велосипеде.
А за ними кот
Задом наперёд.
А за ним комарики
На воздушном шарике. (Тараканище)
• У меня зазвонил телефон.
Кто говорит?
Слон Откуда?
От верблюда (Телефон)
Кто написал эти произведения? (Корней Иванович Чуковский)
Устали? Давайте сделаем физминутку «Буратино»
Буратино потянулся
Буратино потянулся,
Раз - нагнулся,
Два - нагнулся,
Руки в сторону развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
(Дети имитируют стихотворение, выполняя движения. Руки вверх, вдох — потянулись; наклон — раз, два, три, развели руки в стороны; встали на носочки.)
Пятый лепесток: дидактическая игра «Назови три слова»
Я предлагаю обобщающее понятие, а дети подбирают к нему три подходящих слова.
Животные –
Одежда –
Продукты питания –
Транспорт –
А теперь наоборот, я называю три слова, а вы подбираете к ним обобщающее понятие.
Стол, кровать, шкаф - (Мебель)
Яблоко, груша, банан - (Фрукты)
Огурец, помидор, баклажан - (Овощи)
Воробей, грач, дятел - (Птицы)
Итог НОД
- Вот и расцвёл цветок вновь Фея стала радостная, благодарит вас, что вы много знаете и умеете. А что же мы с вами сегодня вспомнили на занятии, чем занимались? Кому что больше понравилось?
Артикуляционную гимнастику. А зачем мы ее делали? (чтобы говорить правильно, чётко и красиво)
Дыхательная гимнастика. (для того, чтобы у нас была красивая речь)
Скороговорки (чтобы речь стала правильной, выразительной, четкой и понятной)
Отгадывали загадки про сказки, играли в игру «Каким что бывает?», делали упражнение «Найди звук», упражнение «Скажи наоборот», «назови одним словом»
- Предлагаю устроить фейерверк из цветов. Если вам понравилось участвовать в викторине, то вы прикрепляете красные цветы, а если было неинтересно, скучно – то синие цветы.
Дети на магнитной доске прикрепляют разноцветные цветы.
- Фея еще раз благодарит вас за участие в викторине и на память о ней вручает вам раскраски цветов.
САМОАНАЛИЗ
итогового занятия по развитию речи в средней группе
Тема: «Пятилистник»
Вид: викторина.
Тип: итоговый.
Количество детей: 14 человек
Цель: выявить уровень знаний детей средней группы.
Задачи:
Образовательные задачи:
1. Закреплять грамматический строй речи;
2. Закреплять умения подбирать слова, подходящие по смыслу;
3. Закреплять умение согласовывать существительное с прилагательным.
4. Закреплять умения в подборе слов с противоположным значением.
5. Закреплять умения к обобщающему слову подбирать подходящие слова.
Развивающие задачи:
-развивать связную речь детей;
-развивать фонематический слух детей.
Воспитательные задачи:
-воспитывать умение работать в коллективе;
-воспитывать навыки сотрудничества в игре;
-воспитывать навыки самостоятельности.
Оборудование:
Демонстрационный материал: письмо, мяч, карточки с загадками.
Предварительная работа: словесные игры, дидактические игры, настольно – печатные игры, малоподвижные игры, занятия по развитию речи, продуктивная деятельность, индивидуальная работа с детьми, чтение русских народных сказок.
Словарная работа: активизация словаря.
Индивидуальная работа: обратить внимание на произношение звуков Алёны, помощь детям, затрудняющихся в ответе.
Методы:
Словесные
Наглядные
Практические
Приемы:
Игровой
Сюрпризный момент
Поощрение.
Структура занятия
- Водная часть
- Основная часть
- Заключительная часть
Данная структура вполне оправдана, так как каждая часть ННОД направлена на решение определенных педагогических задач и предлагает выбор адекватных методов и приемов.
Водная часть НОД предполагала организацию детей: переключение внимания на предстоящую деятельность, стимуляцию интереса к ней, создание эмоционального настроя, установку на предстоящую деятельность, объяснение.
Для повышения мотивации к участию в предстоящей деятельности, на каждый момент занятия были подобраны дидактические игры, которые стимулировали детей к мыслительной деятельности. Их размещение и использование было рациональным, продуманным в учебном пространстве НОД.
Основная часть НОД - это самостоятельная умственная и практическая деятельность детей, направленная на самостоятельную умственную и практическую деятельность, выполнение всех поставленных учебных задач.
В основную часть НОД были включены задания на повторение изученного и активизацию опорных знаний с целью повторения пройденного и подведения к восприятию новых знаний, систематизацию имеющихся знаний детей в самостоятельной деятельности.
Индивидуализация обучения проявлялась в оказании затрудняющимся при выполнении заданий детям помощи, напоминания, дополнительного объяснения, а также в учёте педагогом особенностей мышления и темп восприятия каждого ребенка. Во время ННОД старалась общаться с детьми на одном уровне, «глаза в глаза», а не доминировать над детьми. Отношения между мной и детьми выстраивались по принципу субъект-субъектных. Я старалась быть в позиции «рядом».
В заключительной части НОД подводился итог деятельности, используя метод анализа успешности выполнения заданий.
Длительность НОД соответствует гигиеническим нормам для детей данного возраста – 20 минут. Воздушный, тепловой, санитарный режим были соблюдены. Во время выполнения заданий дети передвигались по группе, что позволило избежать утомляемости детей. Использование мультимедийной установки соответствовало рекомендациям СанПинов. Обращала внимание на осанку детей.
Я считаю, что мне удалось добиться поставленных задач. Образовательная деятельность получилась насыщенной, интересной. Логичность построения различных видов деятельности, позволило провести ее не выходя за рамки времени – 20 минут.