Галина Блинова
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Волшебный осенний букет»
▼ Скачать + Заказать документы
РАЗВИТИЕ РЕЧИ
интегрированное занятие с детьми подготовительной группы.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-эстетическое развитие, физическое.
Виды деятельности: речевая, музыкальная, игровая, продуктивная.
Программное содержание.
Цели:
-обогащать словарный запас.
- пополнять и активизировать словарь;
-развивать зрительное и слуховое восприятие;
-внимание, мышление, память;
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе „Волшебный осенний букет“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осенний букет
- Осень. Занятия по развитию речи
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Цветы. Развитие речи
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2018
- развитие навыков словообразования и словоизменения;
- употребление уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных.
Звуковая культура речи.
- совершенствовать интонационную выразительность речи;
- закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков.
Грамматический строй речи.
- формировать умение согласовывать слова в предложении;
- поощрять характерное для детей шестого года словотворчество, тактично подсказывать общепринятый образец слова.
Чтение художественной литературы.
- продолжать приучать слушать сказки;
- помогать им, используя разные приемы и педагогические ситуации, правильно воспринимать содержание, сопереживать героям.
Познание. Сенсорное развитие.
- продолжать формировать образные представления на основе образного восприятия в процессе различных видов деятельности.
Развитие познавательно- исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности.
ФЭМП.
-развивать у детей умение быстрого счета в уме.
Развитие игровой деятельности:
- развивать у дошкольников интерес к различным видам игр, побуждать к активной деятельности;
- формирование навыков сотрудничества, самостоятельности, инициативности;
- воспитание любви, добра, бережного отношения к окружающему миру через сказку.
Музыкальная деятельность:
- развивать умение подражать взрослому, понимать смысл речи, повышать речевую активность;
- развивать творчество, воображение.
Здоровье-сберегающие:
- воспитание чувства уверенности при выполнении заданий.
Задачи:
Развивающие : развитие внимания, зрительного и слухового восприятия, интонационной выразительности речи детей, умения координировать слова с движениями, развитие творческого воображения.
Воспитательные: приобщение к национальной культуре, воспитание интереса к русскому народному творчеству и родному языку, воспитание доброжелательных взаимоотношений, дружбы, взаимопомощи.
Образовательные: ввести в активный словарь имена прилагательные; обогатить представления детей о творчестве.
Оборудование: иллюстрации к сказкам, имитация осколков вазы, листья, пуговицы.
Ход занятия:
Орг. момент: Воспитатель собирает детей.
Воспитатель: - Здравствуйте, мои милые ребята! Давайте я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. И мы подумаем о том, как хорошо, что сегодня здесь все мы так дружно собрались! Мы счастливые, здоровые! Нам нужно сделать глубокий вдох через нос и вдохнуть в себя доброту и красоту! А выдохнуть через рот все обиды и огорчения (дыхательная гимнастика).
(воспитатель оглядывается)
Воспитатель: - Ой, ребята вчера вечером мы с вами забыли закрыть окно! Ночью был сильный ветер, окно раскрылось и разбило вазу. В вазе стоял осенний букет и он весь разлетелся. А эта ваза не простая, она принадлежит Осени. Осень всегда забирает с собой свой букет и уходит уступая место, кому? (ответ детей «Зиме»).
Воспитатель: - Без своего букета, Осень от нас не уйдет. А это значит, что не наступит зима и другие времена года. Скажите, какие еще времена года вы знаете? (ответы детей «Весна, лето»)
Воспитатель: Кажется, я знаю что нам делать! Эта ваза волшебная и мы можем ее починить, но для этого нам нужно пройти несколько испытаний, найти все осколки вазы. А также собрать осенний букет. Осень заберет букет и все будет по прежнему. Дети, вы готовы пройти сложные испытания?
1 Задание. (игра противоположности)
Воспитатель: Для этого задания мы должны вспомнить все противоположные слова.
Ясный – пасмурный;
Теплый – холодный;
Поздняя – ранняя;
Дождливый – солнечный;
Дальний – близкий;
Низкий – высокий;
Маленький – большой;
Злой – добрый;
Грустный – веселый.
Воспитатель: Какие вы молодцы, вы так хорошо и быстро справились, у нас уже есть первый осколок вазы и целых 9 листиков, которые вы получили за правильные ответы! Давайте скорее продолжим.
2 Задание. (игра – задание «угадай по признаку/действию»)
Льет, моросит, капает – дождь;
Пчела, комар, муха, бабочка, жук – насекомые;
Окунь, щука, карась, лещ – рыбы;
Голубь, ворона, воробей, сова – птицы;
Лось, медведь, лиса, заяц – животные;
Краснеют, желтеют, опадают - листья;
Сильный, пронизывающий, холодный – ветер;
Дуб, липа, ива, береза – деревья;
Сентябрь, октябрь, ноябрь – осенние месяцы.
Воспитатель: Ну вот еще одно испытание пройдено, мы нашли второй осколок нашей вазы и еще 9 листиков! Не останавливаясь на достигнутом мы продолжаем наши поиски.
3 задание. (измени по образцу)
Воспитатель: Ребята, нам нужно изменить слова по образцу: Осень – осенний.
Холод – холодный;
Грязь – грязный;
Дождь – дождливый;
Облако – облачный;
Ветер – ветренный;
Солнце – солнечный.
Воспитатель: Отлично, вы умнички уже 3 осколка мы нашли и наш букет пополняется!
4 задание. (игровое упражнение «Закончи предложение»)
Воспитатель: Сейчас вам необходимо правильно продолжить за мной предложения.
- весной птицы прилетают, а осенью (улетают);
- белка на дерево залезает, а с дерева (слезает);
- змеи дорогу переползают, а птицы дорогу (перелетают);
- лиса в нору входит, а из норы (выходит);
- лось через реку переплывает, а через яму (перепрыгивает).
Воспитатель: Вот так весело мы нашли еще один осколок и пополнили букет. Ребята, у меня есть очень интересная физ. минутка, давайте немного отдохнем?
- Любопытная Варвара
Смотрит влево…
Смотрит вправо.
А потом опять вперед.
Тут немного отдохнет.
А Варвара смотрит вверх
Выше всех, все дальше вверх!
Возвращается обратно
Расслабление приятно.
А теперь посмотрим вниз –
Мышцы шеи напряглись
Возвращается обратно –
Расслабление приятно.
Воспитатель: - Ой, ребята, какие молодцы! Мы так хорошо отдохнули!
- Прежде чем мы приступим к новому заданию, нам нужно вспомнить из чего состоит наша речь? (ответы детей «Наша речь состоит из предложений»).
- Из чего состоят предложения? (ответы детей «Предложения состоят из слов»).
- А из чего состоят слова? (ответы детей «Слова состоят из слогов»).
- Слоги из чего состоят, кто мне скажет? (ответы детей «Слоги состоят из букв»).
- Скажите а чем отличаются буквы от звуков? (ответы детей «буквы можно записать и прочитать, а звук только слышать»).
- Какие вы молодцы! Следующее задание заключается в счете слогов в слове.
5 задание. (игровое упражнение на счет слогов)
Золушка (3 слога); Айболит (3 слога); Буратино (4 слога); Бармалей (3 слога); Колобок (3 слога); Репка (2 слога); Теремок (3 слога).
Воспитатель: Ну вот очередной осколок вазы у нас, и целых 7 листиков в букет!
- Мы подошли к очень интересному упражнению, ребята вам нужно подобрать ласковы слова, приступим?
6 задание. (упражнение «назови ласково»)
1. Лист – листочек, листик;
2. Зонт – зонтик;
3. Туча – тучка;
4. Сапоги – сапожки;
5. Дождь – дождик;
6. Солнце – солнышко.
Воспитатель: - Ну какие вы молодцы, такие ласковые слова подобрали, мы нашли осколок и набрали листиков.
- Все любят скороговорки? Наше следующее задание о том, как вы умеете четко и правильно произносить слоги и слова.
7 задание. (дидактическая игра сказочные чистоговорки по сказке К. Чуковского «Федорино горе».)
ОРА – ОРА – ОРА
Жила бабушка Федора.
УЛЯ – УЛЯ – УЛЯ
Ох! Была она грязнуля.
УДА – УДА – УДА
Из дома убегает вся её посуда.
АНЫ – АНЫ – АНЫ
Остались у бабуси только тараканы.
ЭЙ – ЭЙ – ЭЙ
Вдруг стала бабуся добрей.
АТЬ – АТЬ – АТЬ
Федора поспешила тарелки догонять.
ЛА – ЛА – ЛА
Порядок в своём доме хозяйка навела.
Воспитатель: Вот так дружно мы находим уже 7 осколок нашей вазы, посмотрите рябята нам осталось совсем немного и ваза будет целая!
8 задание. (дидактическая игра «Буковка из пуговки».)
Воспитатель: У меня есть непростой конверт, в нем задание. А у вас на столиках есть тарелочки с пуговицами. Я буду показывать вам картинку, а вы по картинке правильно называете сказку и на своих столах выкладываете первую букву названия этой сказки. Например, для сказки Золушка вы должны выложить букву «З». приступим.
(выполняем задание).
Воспитатель: Ребята, вы очень умные и внимательные. Вы так легко и дружно справились со всеми заданиями. Вот мы и нашли наш последний осколок волшебной вазы. Сейчас произойдет чудо, давайте сюда свои листики.
(Дети отдают листики, воспитатель собирает из осколков вазу)
Рефлексия.
Воспитатель: - Посмотрите какое чудо произошло, ветер разбил нашу вазу и раскидал все листики, но благодаря вашим, дети, знаниям и дружбе мы восстановили волшебную вазу и осенний букет! Теперь Осень сможет забрать свой букет и уступит место Зиме!
Мне очень понравилось, как вы сегодня отвечали вы были очень активными, внимательными. Правильно выполняли все поставленные перед вами задачи. Какое задание было для вас самым трудным? А какое понравилось больше всего?