Алена Галева
Занятие по развитию речи в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие по развитию речи в подготовительной группе
Тема: Обучение составлению рассказа-описания щуки.
Задачи: 1. обучение составлению рассказа-описания щуки с использованием графического плана,
2. учить отбирать содержание, определять последовательность изложения, используя в качестве плана модели-картинки,
3. учить образовывать родственные слова к слову «рыба»,
Публикация «Занятие по развитию речи в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
4. учить согласовывать числительные с существительными,
5. развивать внимание, память, мышление.
Оборудование: игра «Загадки золотой рыбки»
игра «Дерево родственных слов»
игра «Рыболов»
карточки с цифрами от 1 до 5
игрушка кот
«Копилка слов»
схемы для составления описательного рассказа.
Ход занятия:
I. Введение в тему занятия
Дети входят в группу. На столе лежат «чешуйки» с текстами загадок. Дети берут по одной «чешуйке», Воспитатель зачитывает загадку и предлагает запомнить отгадку. Отгадавший загадку ребенок прикрепляет «чешуйку» к рыбке и садится на место.
Вы догадались, о чем мы сегодня будем говорить?
II. Выполнение лексико-грамматических упражнений
1. Игра «Дерево родственных слов»
В нашей реке живет не простая рыбка. Она волшебная, золотая. А на берегу реки растет дерево. Но это дерево тоже на простое. На нем растут не листья, а слова. И все эти слова похожи на слово «рыба».
Есть слово маленькое, ласковое – рыбка.
Есть слово большое – рыбища.
Есть слово красивое, слово-признак – рыбный.
Есть слово-действие – рыбачить.
Есть слово, которое говорят, когда кого-то или чего-то много – рыбы.
Есть слово-человек – рыбак или рыболов.
Подул вдруг ветерок и все слова-листики упали на землю. Давайте вернем их обратно на дерево.
Дети называют слова и прикрепляют листики на дерево.
2. Работа с мнемотаблице на слово «рыболов»
Как называется человек, который ловит рыбу?
Внимательно рассмотрите таблицу и запомните, что где находится:
Мнемотаблица на слово «рыболов»
5. – человек-рыболов
8. – первый звук в слове «рыболов» - Р
1. – букву Р можно сложить из двух палочек, слово «рыболов» составлено из двух слов:
2. – рыба
3. – ловить (удочка)
7. – рыбу ловят на лодке
4. – в реке
6. – кота тоже можно назвать рыболовом
9. – есть птицы, которые питаются рыбой
Дети называют, что где находится на таблице, Воспитатель зарисовывает на доске.
III. Динамическая пауза
1. Координация речи с движением
Утром рано мы проснулись:
Потянулись, потянулись.
Взяли удочку. Сутра
На рыбалку нам пора.
Вот крутой бережок:
Раз – шажок. Два – шажок.
Мы до вечера удили:
Много рыбы наловили.
2. Игра «Рыболов»
Дети ловят по одной рыбке с помощью удочки. Воспитатель показывает детям цифру от одного до пяти.
Сколько рыб поймала Лиза?
Лиза поймала две рыбы.
3. Развитие мелкой моторики
Собирались мы домой
С карпом, сомом и плотвой.
А еще в ведре линек,
Ершик, щука, окунек.
Мама рада: «Ха-ха-ха,
Будет вкусная уха!»
(Соединение одноименных пальцев левой и правой руки на каждый ударный слог)
IV. Составление рассказа-описания щуки
1. Составление плана высказывания
Посмотрите, пока мы ходили на речку, кто-то поймал нашу золотую рыбку на крючок. Кто бы это мог быть?
(появляется кот)
Здравствуйте, ребятки! Меня зовут кот-рыболов!
Кот, отпусти нашу рыбку.
Хорошо, только подскажите мне, как называется рыбка, которую я поймал вчера. Она умеет плавать. Я ее положил в ведро и сварил из нее уху. Что это за рыбка?
Мы не можем сказать, что это за рыбка?
Почему?
Потому что ты неправильно о ней рассказывал. Мы с ребятами научим тебя правильно рассказывать. Покажи, какую рыбку ты поймал вчера.
Вот эту. (показывает щуку)
О чем нужно сказать сначала?
Назвать рыбу.
Давайте ее назовем. (на фланелеграф помещается изображение щуки)
Это щука.
О чем скажем потом?
О том, где она живет.
Она живет в реке. (на фланелеграф помещается изображение реки)
Чем она питается?
Назовите части тела щуки.
Что человек может приготовить из щуки?
2. Образец описания щуки воспитателем
Я понял, как надо рассказывать о щуке. Послушайте, ребята, ничего я не пропущу?
Это щука. Она живет в реке. Она питается мелкими рыбешками. У нее есть голова, плавники, хвост, острые зубы. Ее тело покрыто чешуей. Люди готовят из щуки котлеты и уху.
3. Составление рассказов детьми.
V. Подведение итогов
О какой рыбке мы научились рассказывать сегодня?
А теперь положите в «Копилку слов» отгадки и другие слова, которые вы запомнили.