Наталья Кумачёва
Занятие по развитию речи в младшей группе «Семья»
▼ Скачать + Заказать документы
Знакомство с темой занятия
(закрепление родственных отношений)
Воспитатель помещает картинку «Семья» перед детьми говорит, что на ней изображена семья, состоящая из детей (Тани и Вани) и взрослых. Семья – это родные люди, живущие рядом, в одной квартире.
Далее дети хором отвечают на вопросы воспитателя по картинке:
- у кого бусы? (бусы у мамы)
- у кого усы? (усы у папы)
- кто держит маму за руку? (мальчик Ваня)
- кто мальчик Ваня маме и папе? (сын)
- у кого бантики? (у девочки Тани)
- кто девочка Таня маме и папе? (дочь)
- кто сидит в кресле? (дедушка сидит в кресле)
Публикация «Занятие по развитию речи в младшей группе „Семья“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Конспекты занятий на тему семьи
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2021
- у кого фартук? (фартук у бабушки)
- кто девочка бабушке и дедушке? (внучка)
- кто мальчик бабушке и дедушке? (Внук)
- Кто девочка мальчику? (сестра)
- кто мальчик девочке? (брат)
- если в семье живут 2 девочки, кто они друг другу? (сестры)
- если в семье живут 2 мальчика, кто они друг другу? (братья)
Игра «Кто чей?»
(образование притяжательных прилагательных с суффиксом –ин)
Воспитатель задает вопросы индивидуально, следит за правильным произношением окончаний:
- чей сын Ваня? (мамин и папин)
- чья дочь Таня? (мамина и папина)
- чья это мама? (Танина и Ванина)
- чей это папа? (Танин и Ванин)
- чьи внуки Ваня и Таня? (бабушкины и дедушкины)
- чьи родители бабушка и дедушка? (папины или мамины)
- чей Ваня брат? (Танин)
- чья Таня сестра? (Ванина)
Упражнение «Мой, моя, мои»
(Учить детей использовать в речи местоимения)
Педагог бросает ребёнку мяч и задаёт вопрос, ребёнок бросает мяч обратно и отвечает:
- Чья мама сегодня придет за тобой? (Моя мама)
- Чей папа ушел на работу? (Мой папа.)
- Чья бабушка ждет тебя в гости? (Моя бабушка.)
- Чей дедушка водит тебя в бассейн? (Мой дедушка.)
- Чья сестра еще маленькая? (Моя сестра.)
- Чей брат ходит в школу? (Мой брат.)
Упражнение с мячом «Назови ласково»
(образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами)
Педагог бросает мяч ребёнку и называет члена семьи. Ребёнок должен назвать члена семьи ласково и бросить мяч обратно педагогу.
– Мама, а ласково. (Мамочка, мамулечка, мамуля.)
– Папа, а ласково. (Папочка, папуля, папулечка.)
– Бабушка, а ласково. (Бабуля, бабулечка.)
– Дедушка, а ласково. (Дедуля, дедулечка.)
– Брат, а ласково. (Братик, братишка.)
– Сестра, а ласково. (Сестрёнка, сестрёночка, сестричка.)
Дополнительно, если дети справляются с основным заданием:
- дочь, а ласково… (доченька, дочурка, дочурочка, дочуля, дочулька)
- сын, а ласково… (сынок, сыночек, сынуля)
- внук, а ласково… (внучек)
- внучка, а ласково… (внученька)
Игpa-подражание «Младший брат»
Ребята, у кого в семье есть младший братик или сестрёнка? Младшие братья и сестры очень любят всё за всеми повторять. Мы с вами сейчас поиграем:
Есть у меня братишка,
Смешной такой мальчишка!
За мной всё повторяет,
Ни в чём не уступает!
Далее педагог изображает соответствующее словам действие, а дети договаривают недостающее слово и повторяют действие взрослого.
Если мы играем в мячик,
Я скачу, он тоже. (скачет! Дети выполняют подскоки
Я сижу – и брат. (сидит, Садятся на корточки
Я бегу – и он. (бежит). Бегут на месте.
Мяч беру – и он. (берёт, Берут с пола воображаемый мяч
Мяч кладу – и он. (кладет). Кладут на пол воображаемый мяч.
Птицам хлеб щиплю – он. (щиплет, «Отщипывают» правой рукой от левой руки.
Сыплю корм – он тоже. (сыплет). «Сыплют корм».
Маслом хлеб я мажу –. (мажет, Правой рукой, как ножом, намазывают воображаемое масло на хлеб, левую руку.
Я рукой машу – он. (машет). Машут рукой.
Такой смешной мальчишка – Хлопают в ладоши.
Младший мой братишка.
Упражнение «Кто как стучит в дверь»
(Развивать умение детей воспроизводить громкие и тихие удары, серии чередующихся ударов)
– Папа стучит в дверь так: / / /.
– Мама стучит так: - - -.
– Дочка стучит так: - - /.
– Сын стучит так: / / -.
(-) – тихий удар, (/) – громкий удар.
Игра «Наоборот»
(употребление антонимов)
- Папа большой, а сын еще… (маленький)
- сын самый младший, а дедушка самый … (старший)
- сын слабый, а папа … (сильный)
- бабушка старая, а мама … (молодая)
- сестра трусливая, а брат … (смелый)