Анна Шевчук
Занятие по развитию речи с использованием художественной литературы с детьми ОВЗ «Три поросёнка»
Тема: «Три поросёнка»
Цель: знакомство детей с английской сказкой «Три поросёнка».
Задачи:
- развивать фонематический слух;
-учить выделять звуки из состава слова,
- дифференцировать звуки по признаку твердости-мягкости;
-формировать навыки звукового анализа;
- учить образовывать относительные прилагательные от существительных;
-упражнять в подборе слов-антонимов;
-развивать общую, пальчиковую, артикуляционную моторику,
- дифференцировать ротовое и носовое дыхание, физиологическое и
речевое дыхание;
Публикация «Занятие по развитию речи с использованием художественной литературы с детьми ОВЗ „Три поросёнка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- «Три поросенка», сказка
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2021
- развивать голос, внимание, память, мышление.
Оборудование: картинки с изображением трех поросят, волка, дома; стаканчики с водой, трубочки, кубики.
Ход занятия.
Вводная часть.
1. Организационный момент.
Звучит песенка из мультфильма «Три поросенка» : «…Никакой на свете зверь, страшный зверь, не откроет эту дверь, эту дверь…» Дети проходят на стульчики.
- Чья это песенка? (Песенка трёх поросят.)
- Правильно. Это песенка трёх поросят. Поросята были розовенькие, с одинаковыми хвостиками и пятачками. Имена у них тоже похожи.
- Как их звали? (Наф-Наф, Нуф-Нуф, Ниф-Ниф.)
Воспитатель демонстрирует картинки с изображением трех поросят.
2. Упражнение на развитие силы голоса, речевого дыхания и слухового внимания. «Запомнить и повторить» (с разной интонацией, громкостью, с изменением высоты голоса)
Дети на одном выдохе воспроизводят ряд слов (пропевают) :
Наф – Нуф – Ниф - стучим
Нуф – Ниф – Наф - званим
Ниф – Наф – Нуф - топаем
- Весело жили поросята, резвились на поляне, грелись на солнышке, нежились в лужах. Ребята, покажем как поросята резвились на поляне.
3. Пальчиковые игры (развитие общей и ручной моторики, самомассаж ладоней, развитие координированности, точности и переключаемости движений пальцев рук.
Этот толстый поросенок – целый день хвостом вилял,
Этот толстый поросенок – спину о забор чесал,
Этот толстый поросенок – носом землю ковырял,
Этот толстый поросенок – солнышко нарисовал,
Этот толстый поросенок – лежебока и нахал, захотел спать в середине и всех братьев расталкал.
Основная часть.
1. Упражнение на развитие фонематического слуха и формирование лексико-грамматического строя речи.
-Весёлые поросята построили разные дома.
- Ниф-Ниф построил свой домик из соломы, значит у него домик какой? (соломенный) Задания даются от имени поросят.
- Ниф-Ниф просит вас повторить так, как он стучал молоточком. А
молоточком он стучал вот так:
ни – ни – Ни
- Нуф-Нуф построил свой домик из веток и тонких деревьев, значит у него домик (деревянный)
Он стучал молоточком вот так:
Ну – ну – ну
- Наф-Наф построил свой домик из чего? (из камней)
- И у него домик получился какой? (каменный)
Он стучал своим молоточком вот так:
на – На – на
2. Развитие чувства ритма. (Воспитание чувства ритма, умения передать с помощью кубиков простой ритмический рисунок) «Постучим».
- Стал волк стучать в дверь. (кубики)
I II; I III; II II; I II I; III I; III III I; II I II; III III; I III I
3. Музыкально – ритмическое упражнение «Строим дом» под музыку
Выкладываем кубики на кубики – бух и дом развалился.
4. «Пальчиковая зарядка» (развитие мелкой моторики пальцев рук, речевого дыхания, умения произносить на одном выдохе целой фразы)
- а) Поросята часто весело напевали: (Песенка трёх поросят.)
Нам не страшен серый волк.
1+2 1+3 1+4 1+5
Серый волк, серый волк!
1+2 1+3 1+4 1+5
Где ты ходишь, глупый волк,
1+2 1+3 1+4 1+5
Старый волк, страшный волк?
1+2 1+3 1+4 1+5
б) сенсорное восприятие – кирпич, сено, дерево.
в) Воспитание эмоциональной выразительности мимики.
- Бродивший по лесу волк услышал смелую песенку поросят и выскочил на полянку. Изобразите сердитого злого волка.
- Поросята испугались – а сейчас изобразите, как было страшно поросятам.
Дети с интонацией испуганных поросят произносят : «Ой-ой-ой!»
- Со всех ног они пустились наутек. Волк за ними.
4. Развитие физиологического дыхания. «Дуем, дуем».(3 раза)
Стаканчики с водой и трубочки. Дуем в трубочку появляются пузырьки, дуем сильнее, пузырьки большие и т. д.
5. Развитие чувства ритма. (Воспитание чувства ритма, умения передать с помощью кубиков простой ритмический рисунок) «Постучим».
- Стал волк стучать в дверь. (кубики)
I II; I III; II II; I II I; III I; III III I; II I II; III III; I III I
- Царапал когтями стены, ничего поделать не смог и убрался восвояси. А поросята радостно запели песенку:
Волк из леса никогда,
Никогда, никогда
Не вернется к нам сюда,
К нам сюда, к нам сюда!
Итог занятия.
- Ребята, вы хорошо прошли все испытания, которые выпали на долю трёх поросят. Они решили вас наградить за ваше мужество, умение и смекалку.