Марина Баяндина
Занятие по развитию речи на тему: «Птицы. Знакомство с рассказом Л. Н. Толстого «Кувшин и галка»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие по развитию речи на тему : «Птицы. Знакомство с рассказом Л. Н. Толстого «Кувшин и галка».
Цель: формирование навыка подробного пересказа текста со скрытым смыслом.
Образовательные задачи:
- Уточнение и расширение словаря по теме «птицы»;
- Совершенствование грамматического строя речи.
Развивающие задачи :
- развитие связной речи;
- развитие слухового внимания;
- развитие внимания, мышления, памяти.
Публикация «Занятие по развитию речи на тему: „Птицы, Знакомство с рассказом Л, Н, Толстого „Кувшин и галка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Конспекты занятий, НОД
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Птицы. Составление рассказов, описание
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Толстой Л.Н.
- Темочки
Воспитательные задачи:
- формирование навыков сотрудничества, приобретение детьми опыта коллективной деятельности, умения работать в группе.
Оборудование: картинки птиц для каждого ребёнка, мяч, прозрачная мерная чашка, камни, маркер, мнемотаблица для описательного рассказа, набор карточек-моделей для связного пересказа.
Ход занятия:
1. Стоя на ковре перед воспитателем отгадывание загадки:
Кто такой весенним днем
Сплёл свой домик над окном,
Вывел в нём новых жильцов -
Маленьких таких птенцов?
- Про кого мы сейчас будем разговаривать?
А теперь вспомним каких птиц мы знаем (пальчиковая гимнастика) :
Пой-ка, подпевай-ка:
Десять птичек - стайка.
Эта птичка - соловей,
Эта птичка - воробей,
Эта птичка - совушка, сонная головушка.
Эта птичка - свиристель,
Эта птичка - коростель,
Эта птичка - скворушка, серенькое перышко.
Это-зяблик, это - стриж,
Это - развеселый чиж.
Ну а это - злой орлан.
Птички-птички, по домам! (обе ручки быстро сжать в кулачки, "пряча птичек")
Дети садятся на свои места, перед ними карточки с изображением птиц.
- Перед вами картинки с изображением птиц. Давайте сейчас попробуем составить загадку про ту птицу, что изображена на вашей карточке. А чтобы вам было проще, я приготовила вам таблицу-подсказку. Послушайте мою загадку ( пример воспитателя: загадка про галку).
2. Дидактические игры.
• «Один-много» (образование множественного числа существительных)
- Играем с мячом. Я бросаю вам мяч и называю одну птицу, а вы мне возвращаете мяч и называете много птиц. Например: галка- много галок.
• «Назови ласково» (упражнение в словообразовании)
- Я бросаю вам мяч и называю птицу, а вы мне возвращаете мяч и называете эту птицу ласково. Например: галка-галочка.
3. Физминутка.
Вот на ветках, посмотри, 4 хлопка руками по бокам и 4 наклона головой
В красных майках снегири.
Распустили пёрышки, Часто потряхивают руками, опущенными вниз
Греются на солнышке.
Головой вертят. Делают 2 поворота головой с кивком влево-вправо
Вправо-влево посмотри:
На ветки сели снегири. Садятся на свои места.
4. Знакомство с рассказом «Кувшин и галка» Л. Н. Толстого.
- Галка – это очень умная птица. Л. Н. Толстой написал замечательный рассказ про эту птицу. Послушайте его:
Кувшин и галка.
Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода только на дне. Галке нельзя было достать. Она стала кидать в кувшин камушки и столько набросала, что вода стала выше, и можно было её пить.
По ходу чтения вывешиваем на доске карточки-модели.
5. Беседа по прочитанному тексту.
- Как вы считаете, как же галка смогла напиться воды?
- А давайте проверим: на самом ли деле вода поднимается высоко, если в неё побросать камни.
Моделируем ситуацию (экспериментирование). Дети встают из-за столов и подходят к столу для экспериментирования.
- Перед нами прозрачная колба с водой. Обратите внимание, сколько воды в колбе? Возьмите каждый по одному камню и по очереди бросайте в колбу. Вода поднялась?
Дети садятся на свои места.
- Кто главный герой рассказа?
- Где стоял кувшин с водой?
- Почему галка не смогла попить воды?
- Что сделала галка?
- Что произошло с водой?
- Смогла галка попить воды?
6. Пересказ текста детьми.
Рассказывают 2-3 ребёнка с использованием карточек-моделей.
7. Подведение итогов.
- Чем мы сегодня занимались?
- Что вам понравилось больше всего?
- В какие мы игры играли?
- Что мы выяснили в результате опыта?
- Перед вами лежат медали с изображением детей, вам осталось дорисовать только рот: кому понравилось занятие – рисуют улыбку, кому не понравилось – грустное лицо. Медали можете забрать себе.