инна макашенец
Занятие по развитию речи «Домашние птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие по развитию речи в старшей логопедической группе.
Тема: «Домашние птицы».
Цель:
1. Закрепить словарь по теме.
2. Систематизировать представления детей о домашних птицах, местах их обитания, как они подают голос, об их питании, членах птичьих семей, пользе для человека.
Публикация «Занятие по развитию речи „Домашние птицы“» размещена в разделах
- Домашние птицы. Птичий двор
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2023
3. Совершенствовать умение детей образовывать существительные в единственном и множественном числе.
4. Отрабатывать у детей умение согласовывать прилагательные с существительными, образовывать относительные и притяжательные прилагательные.
5. Совершенствовать умение согласовывать числительные с существительными.
6. Закрепить умение детей образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
7. Развивать память, внимание, мышление, речь.
Оборудование: Птичий двор из игрушек, картинки и иллюстрации по теме, магнитная доска, мяч, кукла в платочке и с ведерком.
Ход занятия:
– Сегодня, ребята, мы с вами отправимся на птичий двор. Встретим там петушка с его семейством, индюка, гусей, уток, вместе с птичницей покормим всех домашних птиц, вспомним, кто как голос подает, чем похожи и чем отличаются разные птицы и многое другое.
– А теперь – в гости на птичий двор!
Артикуляционная гимнастика
– Ребята, когда вы встречаете своих друзей, знакомых, вы улыбаетесь?
– Улыбнемся мы и домашним птицам при встрече. Но прежде, давайте почистим наши зубки, чтобы улыбки были у нас красивыми. Поиграем в игру "Чьи зубы чище? " : рот откроем, губы растянем в улыбке, широким кончиком языка "почистим" верхние зубы с внутренней стороны, делая языком движения вверх-вниз. Следите, чтобы губы не закрывали зубы, а нижняя челюсть не двигалась (дети выполняют упражнение).
– А теперь улыбнемся друг другу и птичнице Варе, которая работает на птичьем дворе и нас встречает.
Беседа по вопросам на изученную тему.
– Ну, вот мы и на птичьем дворе. Чей это дом? (Домашних птиц)
-Каких птиц мы здесь видим? (Назвать домашних птиц)
– А что еще называют их домом? (Птицеферму)
– Кто здесь ухаживает за домашними птицами? (Птичница или птичник)
– А что делают птичница и птичник? (Кормят, поят, убирают, ухаживают)
– Из чего едят здесь птицы? (Из кормушки)
– Из чего пьют? (Из поилки)
– Что едят домашние птицы? (Специальный корм, зерно, пшено, хлебные крошки, червяков, мошек, жучков, гусениц)
Дидактическая игра "Кто как разговаривает?".
– Ребята, а как же птицы разговаривают друг с другом?
Образец:
петух – кукарекает,
курица – кудахчет, квохчет,
цыпленок – пищит,
утка – крякает,
гусь – шипит,
индюк – болбочет,
голубь – воркует.
. Дидактическая игра "У кого кто в семье?".
– А теперь давайте вспомним членов семьи каждой домашней птицы. (Логопед показывает картинки, а дети называют)
Образец:
петух – курица – цыпленок.
гусь – гусыня – гусенок;
утка – селезень – утенок;
индюк – индюшка – индюшонок;
голубь – голубка – голубок.
Физминутка: Воспитатель сообщает ребятам, что на их птичьем дворе начинаются танцы, и приглашает всех танцевать. Дети изображают движения домашних птиц, исполняют танец «Веселых утят».
Дидактическая игра: Чьи перья?
Логопед говорит, что во время танцев, каждая птичка обронила перышко. Ребятам нужно определить, кому принадлежат эти перья (гусиное, петушиное, куриное, утиное, индюшиное).
Дидактическая игра "Один – много". (Логопед бросает мяч со словом, ребенок возвращает мяч, отвечая)
– На птичьем дворе я увидела курицу, а когда их будет не одна, то как скажем?
Образец:
курица – курицы, куры,
петух – петухи,
цыпленок – цыплята,
гусь – гуси,
гусыня – гусыни,
гусенок – гусята,
утка – утки,
селезень – селезни,
утенок – утята,
индюк – индюки,
индюшка – индюшки,
индюшонок – индюшата,
голубь – голуби,
голубка – голубки,
голубок – голубята.
. Дидактическая игра "Посмотри и назови".
– Каких же домашних птиц мы здесь встретили? ( Воспитатель показывает картинки с: петухом, курицей, гусем, уткой, индюком, голубем)
– Давайте вспомним, что есть у петуха. (Воспитатель показывает указкой на картинке части тела петуха, а дети называют: голова, туловище, хвост, лапы, шпоры, когти, клюв, перья, крыло, глаза, гребешок, бородка.
Дидактическая игра "У кого что?".
– А давайте посмотрим на наших птиц внимательнее. Чем они могут похвалиться? (Дети рассматривают игрушки или картинки)
Образец:
у петуха (что есть) – красный гребешок,
у индюка – красивый хвост,
у курицы – пестрые перья,
у гуся – длинная шея,
у голубя – маленький клюв,
у утки – широкие лапы.
Дидактическая игра «Правильно - неправильно». У меня есть шуточный рассказ. Ясейчас
вам его прочту, а вы исправьте ошибки если их заметите.
– Петушок живет в лесу и поет «ку-ку-ку-ку»
(Нет, неправильно! Петушок живет на птичьем дворе и поет «ку-кареку».)
– У петуха плоский клюв, зеленый гребешок, длинная шея. (Нет, неправильно! У петушка острый клюв, красный гребешок, длинная бородка и короткая шея.)
– Перышки у петушка разноцветные. (Правильно. Перышки у петушка разноцветные.)
– У петушка две красные лапки с перепонками. (Нет, неверно. У петушка две лапки с острыми коготками и шпорами.)
– У петуха четыре крыла и летает он высоко. (Нет, у петуха два крыла, но летает он плохо.)
– Петух лакает молоко и ищет червячков. (Нет, петушок клюет зерно, ищет червячков в земле.)
– У петушка и курочки много желтеньких пушистых утят. (Нет. У петушка и курочки много маленьких пушистых
цыплят.)
– За петушком ухаживает швея. Так ли это? (Нет, неверно. За петушком ухаживает птичница.)
– Как она за ним ухаживает? (Она дает ему корм, выпускает гулять, убирает в курятнике.)
– Какие вы молодцы, вы заметили все ошибки в этом рассказе.
. Дидактическая игра с мячом "Назови ласково".
– Ребята, покажем птицам, какие вы добрые – обратимся к ним ласково.
Образец:
птенец – птенчик,
петух – петушок,
курица – курочка,
гусь – гусик,
утка – уточка,
цыпленок – цыпленочек,
голубь – голубочек,
индюшка – индюшечка,
индюшонок – индюшоночек.
10. Дидактическая игра "Считайка" :
– А теперь мы попробуем посчитать домашних птиц. (Воспитатель на магнитной доске выкладывает карточки с цифрами от 1 до 5 и картинку с домашней птицей, указкой указывает последовательность и очередность счета)
Образец: один петух – два петуха – три петуха – четыре петуха – пять петухов,
один голубь –
одна утка –
одна курочка –
одна гусыня –
одно гнездо –
Итог занятия :
– Ну вот, пришло время прощаться нам с птицами. Скажем им и птичнице Варе спасибо и до свидания. (Дети проговаривают хором, воспитатель убирает картинки и игрушечный птичий двор)
– Ребята, а у каких птиц в гостях мы сегодня были?
– Кому помогали?
– Кого из домашних птиц встречали?
– Полезны ли для человека домашние птицы?
– Чем? (Они дают мясо, яйца, перо, пух)
– Надо ли человеку ухаживать за птицами?
– Почему?
– Мы многое сегодня вспомнили и повторили. Молодцы.