Екатерина Светлакова
Конспект НОД по развитии речи в старшей группе «Завершение работы над сказкой «Айога»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно образовательной деятельности
по развитии речи в старшей группе
на тему: «Завершение работы над сказкой «Айога».
Образовательная область: Речевое развитие.
Раздел: Развитие речи.
Тема: Обучение рассказыванию.
Цель: приучать детей ответственно относиться к заданиям воспитателя.
Задачи:
Образовательные:
Публикация «Конспект НОД по развитии речи в старшей группе „Завершение работы над сказкой „Айога“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Старшая группа
- Темочки
1. Учить детей творческому рассказыванию в ходе придумывания концовки к сказке «Айога» (в обр. Д. Нагишкина).
2. Формирование умения внимательно слушать художественное произведение, отвечая на вопросы по содержанию.
3. Продолжать учить понимать жанровые особенности сказки, применять в речи образные выражения, сравнения.
4. Расширение лексико – грамматических возможностей.
Воспитательные:
1. Воспитание интереса к художественной литературе.
2. Поощрение желания помочь, сопереживать.
3. Формирование способности к коллективному анализу.
4. Учить детей характеризовать литературные образы и высказывать свое отношение к ним;
5. Закрепление умения отстаивать свое мнение.
6. Формировать представление о скромности, трудолюбии, справедливости.
Развивающие :
1. Активизация и обогащение словаря детей за счет глаголов и прилагательных.
2. Закрепление умения правильно сочетать существительное с прилагательным в роде, числе, падеже.
3. Развитие творческих способностей, зрительного и слухового внимания.
4. Развитие вариативного мышления, умение использовать полученные ранее знания.
Методы и приемы работы : беседа, обсуждение, чтение стихотворения, чтение сказки «Айога».
Оборудование и материалы: игрушка солнышко, зеркало, запись музыки.
Предварительная работа : рассказ воспитателя о жизни и традиция нанайского народа, чтение сказки «Айога» (частично, домашнее задание «Пересказать сказку кому-либо из взрослых и совместно завершить ее».
Ход НОД
1. Мотивационно-побудительный.
Воспитатель включает спокойную музыку и предлагает детям встать в круг. Воспитатель показывает игрушку солнышко и читает стихотворение.
- Доброе утро! – птицы запели.
- Добрые люди, вставайте с постели!
Прячется вся темнота по углам,
Солнце взошло и идет по домам!
И к нам солнышко заглянуло –
Доброе, ласковое, нежное!
Воспитатель: Ребята, поприветствуем друг друга ласково. Для этого можно поиграть в игру. Правила этой игры такие: вы передаете друг другу игрушку солнышко, при этом говоря ласково имя ребенка, которому передается солнышко: «Доброе утро, Анечка! Доброе утро, Димочка!»
Дети приветствуют друг друга, передавая игрушку по кругу.
Воспитатель: Доброе утро, солнце! (поднимает руки вверх)
Доброе утро, детки! (разводит руками встороны)
Дети: Доброе утро, всем!
Воспитатель: Взошло солнышко высоко, высоко и осветило нашу группу! Дети, я приглашаю вас присесть на свои стульчики.
2. Организационный момент.
В зеркало я посмотрюсь, улыбнусь, огорчусь.
Нарисую две дорожки, на щеках поставлю точки.
Губы трубочкой сложу, всех я краше, погляжу! (По ходу стихотворения дети выполняют массаж лица.)
- Ребята, вы любите на себя смотреть в зеркало? (Ответы детей).
- Ребята, рассмотрите себя в зеркало и расскажите о себе. Какие вы? (Дети рассматривают и рассказывают, кто-нибудь по желанию)
- Как вы думаете, часто смотреть в зеркало — это хорошо или плохо? Почему хорошо (Приводишь себя в порядок, причесываешься, умываешься, завязываешь бант и т. д.)
- А почему плохо? (Можно много времени проводить у зеркала, любоваться собой, не успевать делать нужные и важные дела: помогать маме, папе, бабушке и т д.)
- Ребята, зеркало — это очень полезный предмет, но с ним надо обращаться осторожно. Если много собой любоваться, то произойдет беда.
3. Основная часть.
Дети садятся на свои места.
Воспитатель: А вы помните как называлась сказка, про девочку, которая очень часто любовалась своим отражением?
Дети: Нанайская сказка «Айога».
Воспитатель: Совершенно верно. А кто помнит какое домашнее задание я вам дала. (ответы детей)
Дети: Пересказать сказку кому-либо из взрослых и совместно придумать концовку этой сказки.
(Хвалит ребят, которые не забыли выполнить его. Напоминает, что старшие дошкольники должны более ответственно относиться к просьбам и поручениям взрослых, что ответственность – очень важное качество человека)
Педагог выслушивает концовки сказки, придуманные детьми. Помогает правильнее строить предложения, подсказывает более точные слова для характеристики объекта, ситуации. Интересуется, чей вариант концовки понравился ребятам.
Воспитатель: Какие вы молодцы, как вы умеете интересно сочинять сказки.
4. Физкультминутка.
Воспитатель: Ребята! Сейчас мы отдохнём, проведём веселую физкультминутку.
Раз – два – три – четыре – пять (руки согнули в локтях, поставили на стол и под счет загибаем пальцы)
Начинаем мы играть! (вращательные движения кулачками)
Все глаза свои закрыли (закрывают глаза руками)
И головки опустили, (опускают голову)
А когда откроем глазки (поднять голову, отвести руки)
Попадём в рассказы, сказки, (поднимают вверх руки)
Сказка даст нам отдохнуть (махи руками)
Отдохнем - и снова в путь! (отпускаем руки)
Воспитатель: А теперь ребята, я вам прочитаю до конца сказку и вы, узнаете, что же, на самом деле произошло с Айогой.
5. Беседа с детьми «Кто такая Айога».
Вопросы к детям:
- Кто такая Айога?
- Расскажите какая она по характеру? (самолюбивая, гордая, ленивая)
- Какие поступки Айоги вам не понравились?
- Какая по характеру мама Айоги? (добрая, трудолюбивая, заботливая)
- Почему мама Айоги отдала лепешку соседской девочке? (матери было не безразлично, какая у нее растет дочь, она хотела, чтобы Айога изменила свое поведение, извинилась перед родителями)
- Как можно охарактеризовать соседскую девочку? (отзывчивая, трудолюбивая)
- Кто виноват, в том, что Айога превратилась в гуся? Почему она превратилась в гуся?
- К кому из героев сказки подходит пословица : «Человек красив не лицом, а поступками».
- Кто из девочек вам понравился? Почему? С кем из них вы бы хотели подружиться?
-А кому из вас, ребята, жалко Айогу?
- Какой должна стать Айога, чтобы снова превратиться в девочку? (доброй, отзывчивой)
- А в наши дни встречаются люди, которые любуются только собой, никого вокруг не замечая?
- В сказке Айога превращается в гуся, а в реальной жизни, что ждет человека, который не видит кроме себя никого и ничего (Одиночество)
(Если остается время предложить детям)
- Давайте придумаем продолжение сказки, чтобы она была со счастливым концом. (дети придумывают концовку)
6. Определение основной мысли сказки.
Воспитатель: Как вы считаете, справедливо ли окончилась сказка «Айога»? (ответы детей)
- Чтобы быть красивой мало одного красивого лица. Айога - девочка безразличная ко всем, кроме себя, уже не кажется людям красивой.
Я предлагаю вам сейчас послушать пословицы, а вы выберите те, которые помогают раскрыть основной смысл сказки.
1. По добру - добро, а по худу – худо.
2. Не гляди высоко: запорошишь око.
3. Лениться да гулять - добра не видать.
4. Не по виду суди, а по делам гляди.
6. Рекфлексия. Итог НОД.
- Чему учит нас эта сказка? (ответы детей)
- А как вы помогаете родителям?
Игра «Поляна добрых дел»
Каждому ребенку предлагается подумать, какой хороший поступок за сегодняшний день он может совершить, назвать его, взять цветок и положить его на «поляну добрых дел». Педагог обобщает, что какие все ребята молодцы, и какая получилась большая поляна добрых дел.