Елена Шуршина
Занятие по программе «Абвгдейка» (второй год обучения). «Буква Х. Звуки [х], [х’] — согласные»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
• Закрепить знания о гласных и согласных звуках, твёрдых и мягких согласных звуках.
• Закрепить умение дифференцировать понятия «звук» - «буква».
• Закрепить умение интонационного выделения звуков в словах и фразовой речи, определения местоположения звуков в слове.
• Познакомить с новой буквой «Х».
• Учить внимательно слушать рассказ и правильно отвечать на вопросы.
• Отработать навыки слогоделения.
Оборудование и материалы, используемые на занятии.
Публикация «Занятие по программе „Абвгдейка“ (второй год обучения), „Буква Х, Звуки [х], [х’] — согласные“» размещена в разделах
- Буква Х и звук [Х], [Х’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Согласные звуки
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2013
• Демонстрационный материал: кружочки красного, зелёного и синего цветов; картинка с изображением трамвая; картинка из серии «Азбука».
• Магнитная доска, магниты, мел.
• Дидактический материал: Колесникова Е. В. «Рабочая тетрадь для детей 5 – 6 лет «От А до Я», Колесникова Е. В. «Учебно - методическое пособие «Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет».
• Простые и цветные карандаши, ластики.
Методы и приёмы.
I. Методы организации и осуществления деятельности.
1. Аспект восприятия и передачи информации:
• словесные: беседа, рассказ
• наглядные: демонстрация, иллюстрация
• практические: упражнения
2. Аспект мышления:
• репродуктивные (воспроизведение) : действия по образцу.
3. Аспект управления:
• работа под руководством педагога
• самостоятельная работа: творческая работа
II. Методы стимулирования и мотивации деятельности
• интереса к учению: творческие задания, загадки,
• долга и ответственности: единые требования и контроль над их выполнением, поощрение и порицание, разъяснение общественной и личной значимости знаний, умений и навыков.
III. Методы контроля и самоконтроля
• устный: фронтальный и индивидуальный опрос, наблюдение за ребятами
• практический: проверка умений и навыков
IV. Методы разностороннего воздействия на сознание, чувства и волю
• метод личного примера
• убеждения: инструктаж
V. Методы регулирования и стимулирования поведения и деятельности
• поощрение, замечание, наказание, создание ситуации успеха и доверия, поддержка положительных проявлений.
• Учить внимательно слушать рассказ и правильно отвечать на вопросы.
• Учить внимательно слушать предложения и называть последнее слово, подходящее по смыслу.
• поощрение, замечание, наказание, создание ситуации успеха и доверия, поддержка положительных проявлений.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Педагог: Здравствуйте, ребята! Сегодня на занятии мы снова будем говорить о звуках, вспомним, чем отличаются Гласные звуки от согласных, звук от буквы, а также познакомимся с новой буквой, узнаем какие звуки прячутся в этой букве и обязательно поработаем в тетради «От А до Я».
II. Основная часть.
Дифференциация гласных и согласных звуков, твёрдых и мягких согласных звуков.
Педагог: Ребята! Мы с Вами знаем, что все что нас окружает- все может звучать!
Каждый день мы можем слышать с Вами различные звуки! Например, как рычит собака: р-р-р. или как в коляске плачет малыш: а-а-а… Звуки бывают гласными и согласными. Какие звуки мы называем гласными, а какие согласными? (ответы детей)
Педагог: Верно, гласные звуки мы можем петь и тянуть, и преграда им никакая не мешает, а согласные мы не можем петь и тянуть, потому что им всегда мешает какая-то преграда (зубки, губки, язычок). Согласные звуки могут быть твердыми, как камень и мягкими, как перышко.
А теперь, я предлагаю Вам поиграть в игру «Угадай звук». Каждому из вас буду называть звук, а вы попробуете определить, какой это звук – гласный или согласный, твердый или мягкий.
Фронтальный опрос.
Педагог добивается полного ответа учащегося ( например: «твёрдый согласный звук»).
Педагог: Молодцы, ребята, вы отлично справились с заданием! Ребята, а звуки мы можем видеть? (ответы детей)
Педагог: Правильно, звуки мы только слышим и произносим, но мы их можем обозначить. Как мы обозначаем гласные, согласные звуки? (ответы детей)
Педагог на доску вывешивает «звуковичков».
Педагог: Правильно! Гласные звуки мы обозначаем кружочком красного цвета, твердые согласные - кружком синего цвета, но а мягкие согласные - кружком зеленого цвета. А сейчас пришло время поиграть в игру «Сигнальщики». Каждому из Вас я раздам кружки красного, зеленого и синего цвета. Если я называю гласный звук – Вы поднимаете кружок красного цвета, если твердый согласный - синего цвета, мягкий согласный – зеленого цвета.
Педагог просит обосновать детей свой выбор.
Педагог: Молодцы! А теперь мы с вами немножко отдохнем.
Физкультминутка.
Мы веселые ребята, (шаги на месте)
Мы ребята – акробаты! (шаги на месте)
Раз- прыжок, два – хлопок (прыжок, хлопок)
Можем прыгать весь урок! (прыжки на месте)
Дифференциация понятий «звук» - «буква».
Педагог: Хорошо, ребята! Присаживайтесь на свои стульчики. Продолжаем занятие.
Кто из вас подскажет мне: помимо звуков гласных и согласных нас с вами ещё что окружает?
Дети: Буквы!
Педагог: Правильно! А кто помнит, чем же буква отличается от звука? (ответы детей)
Правильно, звук мы только произносим и слышим, а букву - пишем и видим.
Фронтальный опрос.
Педагог, поочерёдно опрашивая учеников, то называет звук, то пишет на доске букву. Задача ребёнка – дать ответ, объяснив свой выбор. Тот ребёнок, кому достаётся буква, говорит, как она называется, сколько в ней «живёт» звуков (один или два, произносит их, рассказывает, гласный звук или согласный. Затем выходит к доске, обозначая эти звуки кружочками определённого цвета (гласный – красный, твёрдый согласный – синий, мягкий согласный – зелёный).
Следом идёт опрос тех детей, которым достался звук, и им не удалось выйти к доске. Педагог вызывает ребёнка и просит, называя букву или звук, указать их на доске. Причём, когда произносится звук, ребёнок показывает на кружочек под буквой, в котором он «прячется».
Слогоразделение. Графическое моделирование слова (прямоугольник).
Педагог: Здорово! Ребята, Вы мне говорили, что звуки мы не видим, но они дружат друг с другом и складываются в различные слова. Ребята, ответьте мне на вопрос: «Ежик- это звук или слово?» (ответы детей)
Педагог: Правильно, это слово. А еще я знаю холодное слово «со-суль-ка», мокрое слово «дождь». А вы какие знаете слова? (ответы детей)
Педагог: Мы назвали с вами различные слова, которые звучат по-разному и не похожи друг на друга.
(Педагог прохлопывает слова «со-суль-ка» и «дождь»)
Педагог: Слова могут быть длинными и короткими. Какие слова мы называем длинными, а какие короткими? (ответы детей)
Педагог: А сейчас мы будем определять длинные и короткие слова.
(Педагог раздает детям бланк на слогоразделение, дети на местах, один ребенок у доски - прохлопывает слово, определяет количество слогов в слове-делит изображенный прямоугольник на столько частей, сколько слогов в слове).
Педагог: Замечательно поработали!
Педагог благодарит детей за первую половину занятия, выстраивает в паровозик и провожает на переменку, где их ждут родители.
Перемена.
Знакомство с буквой «Х».
Педагог: А сейчас я хочу рассказать Вам одну историю про хомяка-хвастуна. Послушайте внимательно!
Жил-был хомяк. Каждый вечер на холме собиралось множество хомяков, чтобы послушать его удивительные истории. –Хотите верьте, хотите нет – начинал хомяк, - а однажды я прорыл ход сквозь всю Землю и вылез в Африке. А там такой холод – хуже нашего! Только я вылез, смотрю – стоит слон, хоботом крутит и хрюкает. Я ему говорю: - Чего расхрюкался? Хомяков не видал, что ли? А он: -Хрю-хрю, хрю-хрю!» Разозлился я, схватил его за хобот, раскрутил хорошенько и забросил на самую верхушку дерева. – Ух, ты! – воскликнули хомяки. – Иду себе дальше, - продолжает хомяк – снег под ногами – хруст, хруст. Смотрю – лежат две большие змеи, спят и храпят на всю Африку! Я тихонько подкрался и связал их хвосты узлом! А потом…я….- Что, что потом? - хором спросили хомяки. – Я … потом… -Да не тяни же ты! –взмолились хомяки. –Хорошенькое дело! –обиделся хомяк-хвастунишка. – Вы думаете, что так легко придумывать про то, чего никогда не видел? Вот такая история! Вы внимательно слушали историю, где же собирались хомяки, чтобы послушать истории хомяка-хвастунишки? (ответы детей)
Педагог: Кого встретил хомяк в Африке? (Слона)
Педагог: А что делал слон? (Хрюкал)
Педагог: Это правда или нет? (Нет)
Педагог: Кого еще встретил хомяк? (Змей)
Педагог: Что делали змеи? (Храпели на всю Африку)
Педагог: А это правда или нет? (Нет)
Педагог: Замечательно, вы очень внимательны! А сейчас ответьте на такой вопрос: «Какой один и тот же звук Вы слышите в начале слов «хомяк», «хвастун», «храпеть», «хрюкать»? (ответы детей)
Педагог: Правильно! А кто расскажет об этом звуке, какой он: гласный или согласный, согласный твердый или мягкий? (ответы детей)
Педагог: А кто назовет младшего братца звука «Х» и расскажет про него? (ответы детей)
Педагог: Звуки «Х» и «ХЬ» мы можем видеть? (ответы детей)
Педагог: Звуки «Х» и «Хь» прячутся в букве «Ха».
Педагог вывешивает изображение буквы «Ха» на доске.
Педагог: Ха на ножницы похожа,
Но в работе, а не лежа.
А на что еще похожа буква «Ха»? (ответы детей)
Педагог: А давайте сейчас построим букву «Ха» с помощью карандашей? Как Вы думаете сколько нам понадобиться карандашей? (ответы детей)
Педагог: А в какие еще буквы может превратиться буква «Ха»? (Т,Л,Г)
Педагог: А теперь давайте посмотрим в каких же словах спряталась буква «Ха»? (Дети называют предметы с картинки на букву «Ха» и определяют место звука в слове : в начале, в середине, в конце слова)
Педагог: Время отдохнуть!
Физкультминутка.
Хомка-хомка, хомячок,
Полосательный бочок.
Хомка раненько встает
Щечки моет, шейку трет.
Подметает хомка хатку
И выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять!
Хомка хочет сильным стать!
Работа в тетради. Задания на закрепление буквы «Х».
Педагог: Ребята, а сейчас нам с вами предстоит поработать в тетради «От А до Я».
(Педагог сообщает ребятам, на какой страничке нужно открыть тетрадь, записывая цифру на доске.)
Педагог: Поставьте, пожалуйста, на цифру «один» в красном квадратике пальчик.
(Педагог проходит и смотрит, правильно ли учащиеся нашли эту цифру.)
Педагог: Хорошо, пальчики можно убрать. Под цифрой один в красном квадратике художница изобразила нам красивую картинку и даже приготовила интересные загадки, отгадав которые, мы сможем узнать, есть ли там знакомый звук «Х» или «Хь».
Педагог: Слушайте первую загадку:
На ледяной площадке крик,
К воротам рвется ученик.
Кричат все: "Шайба! Клюшка! Бей!"
Веселая игра.
Дети: Хоккей!
Педагог: Правильно!
Х-хоккей. Есть знакомый звук?
Дети: Да!
Педагог: Как звучит?
Дети: «Х»!
Педагог: Где стоит?
Дети: В начале слова.
Педагог: Он гласный или согласный?
Дети: Согласный!
Педагог: Твёрдый или мягкий?
Дети: Твердый!
Педагог: А бывает мягким?
Педагог: Слушайте вторую загадку загадку :
Дернуть если за веревку,
Стрельнет громко, как винтовка,
И на верх фонтаном ярким,
На гостей и на подарки,
Устремится конфетти
В нам не ведомом пути.
Эта праздника подружка
Называется. (ХЛОПУШКА).
Дети: Хлопушка!
Педагог: Правильно!
Х-хлопушка. Есть знакомый звук?
Дети: Да!
Педагог: Как звучит?
Дети: «Х»!
Педагог: Где стоит?
Дети: В начале слова.
Педагог: Он гласный или согласный?
Дети: Согласный!
Педагог: Твёрдый или мягкий?
Дети: Твердый!
Педагог: А бывает мягким?
Физкультминутка (пальчиковая гимнастика).
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик - прыг в кровать,
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж уснул.
Тише, пальчик, не шуми,
Братиков не разбуди!
(Та же самая гимнастика проводится на второй ладони.)
Встали пальчики! Ура!
В «Парус» нам идти пора!
Педагог: А теперь поставьте, пожалуйста, пальчик на цифру два в красном квадратике. (Педагог убеждается в правильности выполнения инструкции.) Молодцы! Пальчики убирайте. Под цифрой два в красном квадратике художница изобразила нам пятиэтажный дом. В этом доме живет буква «Ха». Давайте на крыше этого домика по точкам мы обведём простым карандашом эту букву. Берём простой карандаш, обводим букву «Ха» по точкам и вспоминаем: сколько в ней живёт звуков, один или два. К букве «Ха» приходят в гости гласные буквы «а,о,у,ы,э» и вместе они поют песенки. Давайте перед гласными «а,о,у,ы,э» напишем букву «Ха» и прочитаем песенки. (Дети с помощью педагога читают получившиеся слоги.)
Педагог: Как звучит?
Аналогично проводится работа с гласными «ю,я,е,е»
Педагог: А сейчас напишем в пустых квадратах букву «Х» и прочитаем слова. Где же она спряталась: в начале, в середине, в конце слова?
Уборка рабочего места.
Самоконтроль: дети проверяют чистоту своего рабочего места (стол, стул, пол).
III. Итоги занятия.
Педагог вместе с детьми подводит итоги занятия, даёт положительную оценку деятельности каждого ребёнка.
Педагог: Сегодня мы с вами вспомнили, чем отличаются гласные звуки от согласных, буквы от звуков, изучили новую букву «Х», знаем какие звуки прячутся в этой букве, делили слова на слоги- определяли длинные и короткие слова.
Я надеюсь, вам всем понравились задания в тетради «От А до Я», с которыми вы с лёгкостью справились. Спасибо вам за работу. А наше занятие, тем временем, подошло к концу. Выстраивайтесь в паровозик. До свидания!
(Прощаясь с педагогом, дети выезжают паровозиком из класса.)