Евгения Брагина
Конспект занятия по правилам безопасного дорожного движения в старшей группе «Дорожные ловушки»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: обучать детей правилам безопасного дорожного движения.
Задачи:
образовательные:
• расширять знания детей о скрытых опасностях - дорожных “ ловушках” и умений их распознавать;
• закрепить умение различать и понимать значение дорожных знаков; сигналов пешеходного светофора;
• совершенствовать навыки поведения на проезжей части через изучение знаков дорожного движения;
развивающие:
Публикация «Конспект занятия по правилам безопасного дорожного движения в старшей группе „Дорожные ловушки“» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ПДД, светофор. Конспекты занятий
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Старшая группа
- Темочки
• развивать словесно – логическое мышление, пространственное мышление,
• развивать связную речь детей,
• обогащать активный словарный запас словами: «дорожная «ловушка», «автомобиль», «транспортное средство», «проезжая часть», «тротуар»;
• развивать внимание;
воспитательные:
• воспитывать умение детей внимательно слушать взрослого и друг друга, умение отвечать на вопросы;
• формировать у детей ответственность за свою безопасность и жизнь других людей;
• воспитывать интерес к изучению правил безопасного дорожного движения.
Предварительная работа: разучивание стихов по ПДД, беседы по правилам дорожного движения; экскурсия к перекрестку, наблюдение за движением пешеходов на перекрестке, регулируемым светофором; игры детей на макете перекрестка, магнитной доске, беседа «Опасная минута», чтение художественной литературы, рассматривание альбомов о транспортных средствах, настольные игры по ПДД.
Индивидуальная работа: Даниил К, Сережа Б., Савелий К. - активизировать и обогатить словарный запас словами: «дорожная «ловушка», «дорожный знак», «пешеход», «проезжая часть», «автомобиль».
Интегративные области: познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Методические приемы: круг приветствия, художественное слово, дидактическая игра, музыка, сюрпризный момент, физкультминутка, рассматривание ситуаций, беседа, игра с сигнальными кругами, решение проблемной ситуации, художественное творчество.
Материалы и оборудование: костюм «Чебурашки», планшет, доска, дорожные знаки на каждого ребенка, демонстрационный материал – дорожные ситуации с про-пущенными дорожными знаками, макет перекрестка, игрушечные автомобили, модели домов, дорожных знаков, деревьев и кустарников, модели игрушечных чебурашки и крокодила Гены, ноутбук с картинками, музыкальное сопровождение Сергея Михалкова «Мы едем, едем, едем в далекие края», пешеходный светофор, сигнальные круги красного и зеленого цвета, разрезные картинки на магнитах, листы А3, фломастеры, карандаши, фотоаппарат, корзинка с угощениями.
Ход занятия:
1. Организационный момент. Игра «Круг приветствия».
Дети заходят на занятие и встают по кругу.
Придумано кем – то просто и мудро
При встрече здороваться : «Доброе утро!»
«Доброе утро!» - солнцу и птицам,
«Доброе утро!» - улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро длится до вечера.
(Н. Красильников)
(1,с. 49)
Воспитатель: - Давайте с вами дети пожмем друг другу руки и пожелаем всем доброго утра.
2. Д/и “Каждому знаку свое место”.
Сюрпризный момент. Выходит младший воспитатель в костюме Чебурашки.
Воспитатель: - Дети, посмотрите кто же пришел к нам в гости. Кто же это? – Ответы детей.
Воспитатель: - Правильно, Чебурашка.
Чебурашка: - Здоровается с детьми. Я шел к крокодилу Гене в зоопарк и опоздал. Он без меня ушел. Я очень расстроился, что Гена не взял меня с собой. И тут мне приходит в голову гениальная мысль : я тоже поеду в город.
Воспитатель: - А ты знаешь, Чебурашка, про правила безопасного дорожного движения. Без них нельзя никак в большом городе.
Чебурашка: - Нет. А что бывают такие правила. А я и не знал.
Воспитатель: - Давайте ему расскажем. Дети по очереди рассказывают и показывают картинки.
«Запрещается – разрешается» на стихи В. Семернина
И проспекты, и бульвары –
Всюду улицы шумны,
Проходи по тротуару
Только с правой стороны!
Тут шалить, мешать народу
За – пре – ща – ет – ся!
Быть примерным пешеходом
Разрешатся.
Если едешь ты в трамвае,
И вокруг тебя народ,
Не толкаясь, не зевая,
Проходи скорей вперед.
Ехать «зайцем», как известно,
За – пре – ща – ет – ся!
Не кричать, и не толкаться,
Разрешается.
Если ты гуляешь просто,
Все равно вперед гляди,
Через шумный перекресток
Осторожно проходи!
При зеленом даже детям
Разрешается
Переход при красном свете
За – пре – ща – ет – ся!
(4, с. 73)
Воспитатель: - Ты все запомнил, Чебурашка.
Чебурашка: - Да. А что там такое висит на пути?
Воспитатель: - А ты не знаешь – это же дорожные знаки.
Чебурашка: - Нет. А что они делают и для чего предназначены?
Воспитатель: - Давайте ему расскажем.
«Дорожная азбука» на стихи Я. Пишумова
Город, в котором
С тобой мы живем,
Можно по праву
Сравнить с букварем.
Вот она, азбука, -
Над головой.
Знаки развешаны
Вдоль мостовой.
Азбука улиц,
Проспектов, дорог –
Город все время
Дает нам урок.
Азбуку города
Помни всегда,
Чтоб не случилась
С тобою беда.
(4, с. 77)
Воспитатель: - Посмотрите на планшет и доску. Что вам кажется необычным? - Ответы детей.
Воспитатель: – Правильно, кто-то стер все дорожные знаки.
Воспитатель: - Для чего нам нужны дорожные знаки? - Ответы детей.
Воспитатель: - Что же нам сделать, чтобы исправить данную ситуацию? – Ответы детей.
Воспитатель: - Правильно вернуть все знаки на свои места. А как мы сможем это сделать? - Ответы детей.
Воспитатель: - Знаки предназначены для нашей с вами безопасности и являются незаменимыми помощниками в сложном дорожно-транспортном мире. Наша задача – рас-ставить знаки в нужных местах.
(Ответы детей с объяснением, дети показывают правильный дорожный знак на кар-точках, и выставляют карточки на магнитах в нужных местах на доске).
3. Будь внимателен! Разбор ситуаций на тему: дорожные «ловушки».
Воспитатель: - Чебурашка стал уже большой, собирается следующей осенью идти в школу, но как вести себя в городе не знает. Давайте подойдем к макету перекрестка, и расскажем ему, как надо переходить дорогу, покажем, какие опасности подстерегают его на пути. Эти опасности по-другому еще называют дорожные «ловушки». Что же такое дорожная ловушка, кто знает? - Ответы детей.
Воспитатель: - Правильно, это неожиданное препятствие, скрытая опасность.
Воспитатель: - Дорожные «ловушки» – это ситуации обманчивой безопасности. В та-ких ситуациях пешеход в первое мгновение не видит транспортное средство и спокойно выходит на проезжую часть дороги, но уже в следующий момент вдруг обнаруживает, что на него несется автомобиль. И, бывает, не успевает осознать свою ошибку. Поэтому, ребята, очень важно научиться распознавать дорожные «ловушки» и из-бегать их.
Работа с детьми на макете дороги.
Воспитатель: - Дети, кто стоит на остановке? – Ответы детей.
Дети: - Правильно, крокодил Гена.
Воспитатель: - Он уже приехал в город, вышел из автобуса, и начинает переходить до-рогу. Какую ошибку он допускает? - Ответы детей.
Воспитатель: - Давайте с вами разберем ситуацию на макете – мимо автобуса проезжает автомобиль, Гена не видит его и выходит на проезжую часть дороги. Что может случиться? - Ответы детей.
Воспитатель: - Правильно, нельзя обходить стоящий автобус ни спереди, ни сзади!
Как же он должен поступить? - Ответы детей.
Воспитатель: - Правильно, от остановки надо двигаться в сторону ближайшего пешеходного перехода. Крокодил Гена дошел до пешеходного перехода, что он должен делать? - Ответы детей.
Если нужно перейти,
Выйдя из автобуса.
Ты вначале осмотрись –
Подожди немножко.
Посмотри где «Переход»,
За улицей следи,
И только там, где можно.
Ее переходи.
Воспитатель: - Запомните дети правило это : нельзя обходить автобус ни спереди, ни сзади, так как автобус закрывает обзор и не видно транспортные средства, которые едут следом за автобусом. Надо дойти до ближайшего пешеходного перехода или перекрестка. И выполняй все правила дорожного движения. Если рядом нет установленного для перехода места, подождать, когда автобус уедет, и дорога хорошо будет просматриваться слева и справа. Помни переходить дорогу вне пешеходного перехода опасно.
Чебурашка увидел на другой стороне улицы своего друга крокодила Гену и ре-шил перебежать дорогу.
Воспитатель: - Что может случиться с ним в данный момент? – Ответы детей.
Воспитатель: – Правильно, его может сбить автомобиль, так как транспортное средство не сможет сразу остановиться.
Воспитатель: - Как в данной ситуации правильно должен поступить Чебурашка? – Ответы детей.
Перейти через дорогу,
Поводов найдется много.
Не беги, не торопись,
Ты спокойно осмотрись.
Помни ты про «переход»,
Знай, что только переход,
От беды тебя спасет!
Воспитатель: Нельзя бежать к друзьям, стоящим на противоположной стороне проезжей части. Надо дойти до ближайшего пешеходного перехода или перекрестка и перейти через проезжую часть в установленном для перехода месте. Друзья вас подождут. Ты понял, Чебурашка.
Чебурашка: - Да, я все понял. Значит на пешеходном переходе безопасно?
Воспитатель: - Рассмотрим такую ситуацию. Чебурашка посмотрел в обе стороны дороги, автомобиль его пропускает. Он идет по пешеходному переходу, как всегда напевает себе что-то под нос, но вдруг.
Воспитатель: - Что случилось? – Ответы детей.
Дети: - Чебурашка не увидел второй автомобиль, водитель тоже не увидел Чебурашку. Воспитатель: - Как должен был правильно поступить Чебурашка? – Ответы детей.
Пешеход, пешеход –
Не смотри, что переход!
Погляди сперва налево,
А потом уже иди!
А, дойдя до середины,
Ты направо погляди.
Если нет препятствий –
То ты переходи!
Воспитатель: - Правильно дети, запомните правило это - надо даже на пешеходном переходе, прежде чем выйти на проезжую часть остановиться, посмотреть налево и направо и убедиться, что водители тебя пропускают. Пока идешь до середины проезжей части, надо смотреть налево и контролировать ситуацию слева. Опасность представляют автомашины второго ряда, которых сначала было не видно. Потом контролируй ситуацию справа. Если увидел приближающийся автомобиль справа и он тебя не пропускает – остановись и не делай ни шага назад. Это очень опасно.
Воспитатель: - Ты все понял Чебурашка?
Чебурашка: - Да. Я никогда не попаду в дорожную ловушку.
Воспитатель: - Давайте его проверим. Дети, как вы думаете, может ли Чебурашка здесь попасть в какую – либо дорожную ловушку? - Ответы детей.
Чебурашка: - Нет.
Дети: – Правильно, из-за кустов, из стоящего автомобиля, дома не видно машин, сна-чала надо хорошо посмотреть на дорогу слева и справа.
Чебурашка: - Зачем, я же на переходе?
Для спасенья есть возможность,
Лучший тормоз – осторожность!
Жизнь свою побереги,
Не осмотревшись, не беги!
Воспитатель: - Дети запомните правило это : на пешеходном переходе нельзя выходить на проезжую часть, не убедившись в безопасности перехода. Из-за стоящего автомобиля, дома, забора, кустов и много другого может неожиданно выехать автомобиль. Если обзор закрыт, надо отойти на безопасное расстояние, где проезжая часть дороги хорошо просматривается и осмотреться. В крайнем случае, можно осторожно выглянуть из-за помехи, убедиться, что опасности нет, и только тогда переходить проезжую часть.
4. Физкультминутка
(под музыкальное сопровождение)
Едем, едем мы на автомобиле - круговые движения руками (крутим руль)
Нажимаем на педаль - ногу согнуть в колене, вытянуть
Газ включаем, выключаем – рычаг к себе, от себя.
Смотрим пристально мы вдаль – ладонь ко лбу.
Дворники счищают капли – машем руками в стороны
Вправо, влево - чистота! – движения руками в стороны.
Волосы ерошит ветер – пальцами взъерошить волосы
Мы водители хоть куда! – большой палец руки вверх.
(2, стр. 107)
5. Дидактическая игра «Школа дорожных наук».
Воспитатель: - Дети, посмотрите, как радуются Чебурашка, что с нашей помощью пре-одолел все дорожные «ловушки» и очень счастлив. Но он еще очень плохо знает сигналы пешеходного светофора. Дети, у нас проблема. Как мы можем помочь ему их запомнить? – Ответы детей.
Воспитатель: - На какой сигнал светофора нужно переходить? А на какой следует подождать? – Ответы детей.
Дети с помощью сигнальных кругов красного и зеленого цвета показывают,
когда нужно спокойно переходить проезжую часть дороги, а когда стоять и ждать на тротуаре.
- Дети, а хотите сделать нашему гостю сюрприз и подарить им на память развивающие подарки? – Ответы детей.
Воспитатель: - У меня здесь есть красочные картинки с типичными дорожными ловушками ему в подарок. Ой, представляете, дети, я хотела Чебурашке картинки дать в подарок с опасными дорожными «ловушками», чтобы Чебурашка их запомнил их и никогда не попадались в них, а они взяли и рассыпались на части. Что же теперь делать, неужели наши гости так и останутся без подарка? – Ответы детей.
Воспитатель: - Правильное решение дети, нам нужно просто их собрать и срисовать какая картинка получилась. Пусть нам Чебурашка поможет.
Дети собирают картинки по подгруппам на доске на палочках, срисовывают их. Чебурашка помогает им, с последующим обсуждением ситуаций с дорожными ловушками по собранным картинкам и рисункам.
Воспитатель: - Что изображено на этой картинке? – Ответы детей.
Чебурашка: - Что за дорожная «ловушка» изображена на другой картинке? – Ответы детей.
Воспитатель: - Кто мне скажет, как правильно себя вести в данной ситуации? – Ответы детей.
Воспитатель: - Молодцы, все правильно. А посмотрите, как рады нашим ответам Чебурашка. Он многому у нас научился, и теперь никогда и ни за что не попадет в беду из –за дорожных «ловушек».
6. Итог занятия.
Воспитатель: - Понравилось ли вам занятие? – Ответы детей.
Воспитатель: - Что нового вы сегодня узнали? – Ответы детей.
Чебурашка: - Что наиболее интересного вам сегодня запомнилось? – Ответы детей.
Чебурашка: - А мне больше всего запомнились дорожные ловушки. Я про них крокодилу Гене все расскажу. И он меня тогда всегда будет брать с собой в город. Я выучил правила дорожного движения. Спасибо вам, вы мне очень помогли, и у меня тоже есть для вас сюрприз.
Детям раздается угощение и апельсины. Дети фотографируются с ним.
Чебурашка: - Пришла пора нам попрощаться. Там. наверное уже Гена вернулся, и я обо всем что узнал, ему расскажу, подарю красочные картинки, который вы мне в подарок нарисовали, и обо всем расскажу.
Дети: - До свидания, Чебурашка. Дети прощаются с ними.
Воспитатель: - И наше с вами занятие также подошло к концу. До новых встреч.
Используемая литература:
1. Баринова Е. В. Безопасность для малышей : улица, транспорт, дорога : пособие для детских садов и школ раннего развития / Е. В. Баринова. – Ростов – на – До-ну: Феникс, 2013. – 91с. (Сердце отдаю детям)
2. Беляевскова Г. Д., Мартынова Е. А., Сирченко О. Н., Шамаева Э. Г. Правила дорожного движения для детей 3 – 7 лет : занятия, целевые прогулки, утренники, экскурсии / авт. -сост. Г. Д. Беляевскова (и др.). - Волгоград: Учитель, 2013. – 170с.
3. Правила дорожного движения : система обучения дошкольников / авт. – сост.
Т. Г. Кобзева, И. А. Холодова, Г. С. Александрова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 219 с.
4. Скоролупова О. А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Правила и безопасность дорожного движения». – М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2004. – 80 с.