Гончарова Татьяна
Занятие по познавательному развитию в подготовительной группе «Маленькие человечки. Твердые, жидкие и газообразные вещества»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие по познавательному развитию в подготовительной группе «Маленькие человечки. Твердые, жидкие и газообразные вещества»
Цель: Ознакомление детей с твердыми, жидкими и газообразными веществами.
Задачи:
1. Познакомить детей с молекулярной теорией на основе «маленьких человечков».
Публикация «Занятие по познавательному развитию в подготовительной группе „Маленькие человечки, Твердые, жидкие и газообразные вещества“» размещена в разделах
- Газ. Знакомство с газом
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2019
2. Знакомить с переходом вещества из одного агрегатного состояния в другое.
3. Развивать творческое воображение, интерес к учебной и познавательной деятельности.
4. Воспитывать культуру поведения на занятии.
Оборудование: Карточки с «маленькими человечками»; стакан с водой, коробка; лед; спиртовка и колба.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
-В круг широкий, вижу я
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдём направо,
А теперь пойдём налево,
В центре круга соберёмся,
И на место все вернёмся
Улыбнёмся, подмигнём.
Собрались мы снова вместе,
Чтобы было интересней!
Много нового узнаем,
Что ж, ребята, начинаем!
-Дети, у нас сегодня гости. Давайте поприветствуем их.
2. Целеполагание.
Ребята, у нас сегодня гости, но гости какие-то необычные.
-На кого они похожи? (на человечков)
- Но как-то странно они выглядят. Как вы думаете кто это (Это волшебные «маленькие человечки»).
-Правильно, это действительно «маленькие человечки». Мы с вами познакомились с ними на прошлом занятии. А ещё мы узнали сказку про них. Эти человечки такие маленькие, что их очень трудно рассмотреть невооруженным глазом. Учёные рассмотрели их в микроскоп и назвали молекулами. Ну а мы с вами будем называть их просто «маленькие человечки».
3. Беседа о веществах.
-Итак, «маленькие человечки» живут во всех веществах, которые нас окружают.
-Какими бывают вещества? (вещества бывают твёрдыми, жидкими и газообразными)
-Верно, вещества бывают жидкими, твёрдыми и газообразными. И везде человечки ведут себя по-разному.
-Скажите, как ведут себя «маленькие человечки» в твёрдых веществах (Они крепко держатся за руки).
-А как себя ведут «человечки» в жидкостях (Они просто стоят рядом).
-А как ведут себя «человечки» в газообразных веществах (В газах «человечки» не стоят на одном месте, они бегают).
-Какие твёрдые вещества вы знаете (камень, металл, дерево, пластмасса, стекло, земля, лёд).
-Скажите, а где «человечки» крепче держатся за руки – в железе или дереве?
(В железе «человечки» крепче держаться за руки, чем в дереве, потому что железо прочнее, чем дерево).
-А какие жидкости вы знаете (Вода, молоко, бензин, нефть).
-Какие газообразные вещества вы знаете? (Воздух, газ)
-Дети, как вы думаете каких веществ на земле больше – твёрдых, жидких или газообразных? (Ответы детей).
- Чтобы правильно ответить на этот вопрос, надо вспомнить, как говорят о нашей планете, когда смотрят на её фотографии из космоса? Какого цвета она из космоса? (Она голубого цвета)
-Почему она нам кажется голубого цвета? (Потому что на земле много воды).
-Вот вы и ответили на вопрос, какого вещества на земле больше. Конечно, жидкости.
А сейчас послушайте стихотворение о воде «Вы слыхали о воде?» (читает ребёнок)
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В лужах, в море, в океане
И в водопроводном кране,
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заплывает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без неё нам не прожить.
-Но и воздуха на земле очень много, без него не прожить всему живому. А воздух – это газообразное вещество. А вот твёрдых веществ гораздо меньше.
4. Игра «Маленькие человечки». (моделирование с помощью карточек «маленькие человечки).
Воспитатель даёт детям задание выложить из карточек «маленькие человечки» предмет или вещество :
- пустой стакан;
- стакан с холодной водой;
- стакан с горячим чаем.
Дети выполняют задание.
5. Физкультминутка.
Дети стоят в кругу. Воспитатель «превращает» :
- в воздух (бегают по кругу)
- в воду (стоят рядом)
- в лед (крепко держаться за руки)
- в пар (бегают по кругу)
- в камень (крепко держаться за руки)
- в дым костра (бегают по кругу)
6. Беседа о состояниях вещества.
- Дети, как выдумаете, не может ли одно и то же вещество быть и твёрдым, и жидким, и газообразным?
(Ответы детей).
-Посмотрите, что у меня в стакане. (В стакане вода).
-Что можно делать с водой (Пить, умываться, стирать, готовить суп. Воду можно переливать).
- Какие «человечки» живут в воде? (В воде живут «человечки», которые просто стоят на месте).
- Значит, вода – это жидкость. Скажите, а можно воду превратить в твёрдое вещество?
(Ответы детей).
-Хотите, я покажу вам фокус. (Ставит стакан с водой в коробку. Достаёт из неё лёд).
-Что это? (лёд)
-Какое это вещество? (твёрдое)
-Как ведут себя «человечки» в твёрдом веществе? (стоят рядом и держатся за руки)
-Как вода превратилась в лёд? (Вода замёрзла).
-Значит, если воду охладить до определённой температуры, то «человечки» возьмутся за руки, и вода станет твёрдым льдом.
7. Опыт со льдом.
-Хотите тоже стать волшебниками (Проводится опыт)
-Тогда приступим. У вас у каждого на тарелочке лежит кусочек льда. Возьмите его в руки.
-Что вы видите? Что происходит? (В руках ему тепло и он тает).
-Молодцы! Воду, которая получилась из льда, собираем в тарелочку.
А из тарелочки переливайте воду в колбу.
А сейчас я зажгу огонь и поставлю над огнем колбу с водой.
Что происходит с водой? (Над колбой появляется пар).
-Какие «человечки» живут в паре (которые бегают)
-Молодцы! Значит, когда вода сильно нагревается, она испаряется и превращается в пар и поднимается вверх.
А теперь мы поставим над колбой стекло и посмотрим, что же получается из пара.
(воспитатель показывает детям, что на стекле собирается вода)
- Посмотрите, ребята, что же стало с паром, во что он превратился? (Пар превратился снова в воду).
-В воде какие «человечки» живут (которые стоят рядом)
-Молодцы! Правильно. Теперь вы можете мне сказать, в каком состоянии может быть вода? (в жидком, твердом и газообразном состоянии)
-Вода может переходить из жидкого состояния в твердое и газообразное состояние.
-Молодцы! Правильно. И точно так же в природе происходит. В природе вода – это реки, озера, океаны, моря. В жаркий летний день сильно греет солнце, вода из озер, океанов испаряется и паром поднимается вверх, на небе образуются облака, когда облаков становится много они сгущаются, и из них выпадают осадки, т. е. – дождь, а это тоже вода, а дождь в свою очередь снова падает на землю, в реки, озера, речки… Поэтому они никогда не высыхают. А зимой замерзают. Вот так происходит круговорот воды в природе. И вода может быть как в жидком, твердом и газообразном состоянии.
8. Рефлексия.
-Какие бывают вещества? (жидкие твёрдые, газообразные)
-Как ведут себя «человечки» в жидкости? (стоят рядом)
-Как ведут себя «человечки» в твёрдых веществах? (крепко держатся за руки)
-Что можно сказать о «человечках» в газообразных веществах (они бегают)