СВЕТЛАНА КОЛЬБОВА
Конспект занятия по познавательному развитию «Природа родного края»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание: расширять представления детей о растительной и животной среде родного края. Развивать связную речь, память, внимание, воображение, творческие способности детей. Воспитывать бережное отношение к природе родного края, чувство гордости, любви, ответственности за родную природу.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.
Предварительная работа: беседы о родном крае, загадывание загадок, чтение рассказов о природе, рассматривание картин, наблюдения в природе, беседы о правилах поведения в природе.
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию „Природа родного края“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Республика, область, край. Список городов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Оборудование и материалы: иллюстрации с изображением леса в разное время года, картинки с изображением деревьев, птиц, животных.
Ход занятия
Воспитатель. Дети, как называется наша страна? Как называется город, в котором мы живем?
Дети. Ответы детей.
Воспитатель. Мы живем в городе Чехов – 2. Наш небольшой городок находится в Московской области. Он спрятан от посторонних глаз большим лесным массивом. Сегодня мы будем говорить о природе родного края. Ребята, как вы думаете, что такое природа?
Дети. Ответы детей.
Воспитатель. Природа это солнце и небо, воздух и вода, горы и реки, растения и животные, насекомые и птицы. Природа существовала до того, как появился человек. Человек – это часть природы и пользуется тем, что она дает. А что нельзя назвать природой?
Дети. То, что сделано руками человека.
Воспитатель. Лес – одно из сокровищ, которое нам щедро дарит природа. Я приглашаю вас отправиться со мной в лес и познакомиться с дарами леса. Но прежде чем мы с вами отправимся в лес, давайте вспомним правила поведения в лесу.
Дети. Ответы детей
Воспитатель. Молодцы, ребята, давайте встанем в круг, закроем глаза и произнесем волшебные слова.
Один, два, три, четыре, пять,
Надо глазки закрывать.
Полетели, закружились,
И в лесу все очутились.
Воспитатель подводит детей к мольберту, на котором находятся иллюстрации с изображением леса, обращает внимание на красоту леса, раздает детям картинки с изображением деревьев.
Воспитатель. Вот и мы оказались в лесу. Посмотрите, как красив лес в разное время года. Что мы видим в лесу?
Дети. Деревья
Воспитатель. А какие бывают деревья?
Дети. Деревья бывают лиственные и хвойные.
Воспитатель. У лиственных деревьев на ветках растут листья, а у хвойных деревьях на ветках растут хвоинки. Зимой на лиственных деревьях листва опадает, а хвойные деревья сохраняют свою хвою. Рассмотрите свои картинки, назовите дерево, нарисованное на картинке, уточните лиственное это дерево или хвойное.
Воспитатель. Правильно, молодцы, ребята, садитесь на стульчики.
Мы наблюдали за деревьями в разное время года, какие вы были внимательные во время наблюдений, покажет игра "Что я знаю о деревьях?"
Д/игра "Что я знаю о деревьях?"
*Какое дерево не меняет окраску? (ель, сосна)
*Листья, какого дерева осенью сначала краснеют, а потом желтеют? (клён)
*Плод, какого дерева называется желудь? (дуб)
*Какое дерево называют белоствольная красавица? (берёза)
*У какого дерева листья умеют "дрожать"? (осина)
*Из плодов, какого дерева можно сделать красные бусы? (рябина)
*Цветы, какого дерева обладают целебными свойствами? (липа)
Воспитатель. Молодцы, вы внимательно наблюдали за деревьями и правильно ответили на все вопросы. Скажите, пожалуйста, а какую пользу приносят деревья?
Дети. Деревья очищают воздух, являются домом для животных и птиц. Человек получает древесину, изготавливает мебель, посуду, игрушки, бумагу.
Воспитатель. Подведем итог – деревья это ценный дар леса, приносящий много пользы человеку, животным, птицам.
Воспитатель подводит детей к мольберту, на котором изображены птицы.
Воспитатель. Ребята, в лесу живет очень много птиц. Скажите, как мы называем птиц, которые осенью улетают в теплые края, а весной возвращаются?
Дети. Перелетные.
Воспитатель. Как называются птицы, которые остаются с нами на зиму?
Дети. Зимующие.
Воспитатель. На картинках изображены птицы, вы должны подойти к мольберту, назвать птицу, уточнить перелетная она или зимующая (дети друг за другом подходят к мольберту и называют птицу).
Воспитатель. Посмотрите внимательно на первый ряд картинок, мне кажется, что одна картинка здесь лишняя. Объяснить свой выбор. А теперь найдите лишнюю картинку во втором ряду.
Дети. Ответы детей.
Физкультминутка
Воробьи – воробушки (похлопывание руками по бокам)
Серенькие перышки! (Махи руками вверх – вниз)
Клюйте, клюйте крошки (стучим кулачками перед собой один о другой)
У меня с ладошки! (потираем ладошки)
Нет, с ладошки не клюют (развели руки в стороны, пожимаем плечами)
И погладить не дают (повороты влево, вправо)
Как бы нам поладить, чтоб дались погладить (сжимаем и разжимаем кулачки)
Воспитатель. Ребята, зимой, когда птицам было холодно и голодно, мы их подкармливали, развешивали кормушки и насыпали хлебные крошки и зерна. Как вы думаете, надо ли кормить птиц весной?
Дети. Птиц весной кормить не надо, появляются насекомые.
Воспитатель. Правильно, ребята, птицы весной могут добывать себе пропитание в естественной среде. Когда у птиц появляются птенцы, хлебные крошки и зерна могут навредить птенцам, потому что они не смогут их переварить и погибнут. Итак, птицы – это еще одно богатство леса.
Воспитатель подводит детей к мольберту, на котором изображены животные.
Воспитатель. Отправляемся дальше, посмотрите, ребята, здесь картинки с изображением животных. Все эти животные живут в наших лесах. Сейчас я буду загадывать вам загадки про животных, ваша задача отгадать загадку и показать на мольберте картинку с изображением данного животного.
Воспитатель загадывает детям загадки, дети отгадывают загадки и показывают на мольберте картинку.
1) Кто зимой холодной,
Ходит злой, голодный? (Волк)
2) Что за зверь опасный,
Ходит в шубе красной,
Снег разгребает,
Мышек хватает,
За собой все следы заметает? (Лиса)
3) Это что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной?
И стоит среди травы –
Уши больше головы. (Заяц)
4)Стройный, быстрый,
Рога ветвисты.
Скачет по лесу весь день
Называется? (Олень)
5)Хожу в пушистой шубке,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе орешки я грызу. (Белка)
6) Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец.
Ходит смело и легко
Рога раскинув широко. (Лось)
7)Этот зверь с двумя клыками
С очень мощными ногами
И с лепешкой на носу
Роет землю он в лесу. (Кабан)
Воспитатель. Дети, еще в наших лесах обитают медведи, ежи, барсуки. Как вы думаете, какие изменения в их жизнедеятельности происходят осенью? Можно ли этих животных встретить зимой в лесу?
Дети. Медведь, ежик, барсук зимой находятся в спячке, их в лесу встретить нельзя.
Дети садятся на свои стульчики.
Воспитатель. Давайте поиграем в словесную игру «Что не так». Слушайте внимательно, если услышите ошибку, исправьте её, сказав верную фразу.
Дидактическая игра «Что не так»
У волка - лисята, они живут в норе.
У медведя - зайчата, они живут в логове.
У белки - волчата, они живут в берлоге.
У волка – бельчата, они живут в дупле.
У зайца – медвежата, они живут в берлоге.
У лисы – волчата, они живут в дупле.
У лося – ежата, они живут в норе.
Воспитатель. Молодцы, вы правильно ответили, исправили все ошибки. Животные – это третье богатство леса.
Воспитатель приглашает детей встать в круг на ковре.
Воспитатель. Вот и подошло к концу наше лесное путешествие, и мы познакомились с дарами леса. В наших краях есть много других сокровищ – это поля, реки, луга, об этом мы поговорим на следующих занятиях. Нам пора возвращаться в детский сад, давайте закроем глаза и произнесём волшебные слова.
Один, два, три, четыре, пять,
Надо глазки закрывать.
Полетели, закружились,
И в саду все очутились.
Воспитатель. Мы вернулись в детский сад. Ребята, вам понравилось наше лесное путешествие? Мне тоже понравилось с вами путешествовать, вы внимательно слушали, отвечали на вопросы. Дети, природа нашего края богата, красива, разнообразна, и перед нами стоит задача беречь её, рационально пользоваться ее дарами.