Наталья Тонких
Занятие по познавательному развитию «Осень» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие по познавательному развитию в детском саду на осеннюю тему. Средняя группа
Цель: продолжать наблюдать за сезонными изменениями в природе.
Задачи:
Образовательные: учить и закреплять приметы и признаки осени. Развивающие : развивать положительные эмоции, внимание, память.
Речевые: развивать связную речь, обогащать словарь детей.
Воспитательные: воспитывать интерес к сезонным природным изменениям, любознательность.
Публикация «Занятие по познавательному развитию „Осень“ в средней группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Средняя группа
- Темочки
Демонстрационный материал: Листья деревьев, картинки по теме «Осень».
Методические приемы: беседа-диалог, пальчиковые игры, рассматривание картин по теме «Осень», физкультминутка, анализ, подведение итогов.
Ход НОД
1. Организационный момент.
Приветствие.
Сядем рядышком, по кругу.
Скажем “Здравствуйте” друг другу.
Нам здороваться не лень.
Всем “Привет” и “ Добрый день”.
Если каждый улыбнется.
Утро доброе начнется!
Передаем по кругу осенний листочек, при этом ласково называем ребенка по имени (и так по очереди, пока листок опять не вернется к воспитателю).
2. Ход занятия.
В: Ребята, сегодня у нас очень интересное занятие. А чтобы узнать о чем мы сегодня будем говорить, вам необходимо разгадать загадку:
Дождик с самого утра,
Птицам в дальний путь пора,
Громко ветер завывает.
Это всё когда бывает. (Осенью)
В: Правильно. Об осени. Какое красивое время года! Листья на деревьях начинают менять окраску. Становятся желтыми, красными, оранжевыми, золотыми. Солнце ярко светит и освещает золото листьев. В садах и парках еще цветут цветы. Осень длится три месяца. Сейчас сентябрь, потом наступит октябрь, затем ноябрь. Давайте вместе назовем осенние месяцы. (дети вместе с воспитателем повторяют осенние месяцы).
Проводится пальчиковая гимнастика «Осень»
Ветер северный подул, - (подуть на пальцы)
все листочки с липы сдул с-с-с – (смахивать руками, будто сдувает листочки)
Полетели, закружились и на землю опустились. – (ладони зигзагами плавно опустить на колени)
Дождик стал по ним стучать кап-кап-кап – (постучать пальцами по коленям)
кап-кап-кап – (постучать пальцами по коленям)
Град по ним заколотил, листья все насквозь пробил, - (постучать кулачками по коленям)
снег потом припорошил, - (плавные движения вперед-назад кистями по коленям)
Одеялом их накрыл. – (ладони прижать крепко к коленям).
В: Послушайте и отгадайте загадки об осени :
Пришла девица красная
И листья обсыпает.
А как она зовется,
Кто, дети, угадает?
Дети: осень.
Листья желтые летят,
Падают, кружатся,
И под ноги просто так
Как ковер ложатся!
Что за желтый снегопад?
Это просто …
Дети: листопад
Ветер тучу позовет,
Туча по небу плывет.
И поверх садов и рощ
Моросит холодный…
Дети: (дождь)
В: Ребята, а сейчас мы с вами превратимся в наши прекрасные осенние листочки. (Раздаем каждому ребенку по листочку)
Мы – листочки,
Мы – листочки, (Дети стоят свободно, руки в верх)
Мы – осенние листочки,
Мы - на веточках сидели. (покачиваем листочками)
Ветер дунул – полетели. (разбегаются)
Мы – летали, мы – летали,
А потом лететь устали, (кружатся)
Перестал дуть ветерок,
Мы присели все в кружок (садятся в кружок).
В: Ребята, а какие осенние листочки вы знаете? С каких деревьев? Как они называются?
(ответы детей)
Проводится игровое упражнение «Какой листик?»
Если лист дуба, то он - дубовый;
Если лист березы, то он - березовый;
Если лист клена, то он - кленовый;
Если лист рябины, то он - рябиновый;
В: Хорошо справились с заданием, молодцы. А какие признаки осени знаете вы ребята? По каким признакам мы можем определить, что наступила осень? (ответы детей)
Приметы и признаки осени
Все деревья покрываются красками разных цветов и оттенков: от желтого до бурого.
В это время обычно наступает сезон дождей, в воздухе начинает ощущаться прохлада.
Дни становятся короче, ночи – длиннее.
Осенью улетают в теплые края птицы.
Если осенью листья берез начнут желтеть с верхушки - весна будет ранняя, начнут желтеть снизу - поздняя.
Облака редкие - будет ясно и холодно.
Облака идут низко - к дождю и холоду.
В: Осенью обычно начинаются дожди, прохладные и продолжительные. Предлагаю отдохнуть и поиграть с дождиком.
Физкультминутка «Тучи дождевые»
Приплыли тучи дождевые. (Шагают на месте.)
Лей, дождь, лей! (Хлопают в ладоши.)
Дождинки пляшут, как живые. (Шагают на месте.)
Пей, рожь, пей! (Прыгают на месте.)
И рожь, склоняясь к земле зеленой, (Шагают на месте.)
Пьет, пьет, пьет! (Хлопают в ладоши.)
А дождь, такой неугомонный (Шагают на месте.)
Льет, льет, льет! (Прыгают на месте.)
В: Ребята, послушайте, какие стихотворения написали поэты об осени, какими красивыми словами они ее описывают:
Миновало лето,
На полях и в рощах
Пусто и уныло.
Птички улетели,
Стали дни короче,
Солнышка не видно,
Темны, темны ночи.
А. Плещеев.
В: Посмотрите вокруг, видите осенние картины в нашей группе. Давайте подойдем к ним и внимательно рассмотрим, что на них изображено. (дети рассматривают картины и описывают их). Предлагаю и вам собрать осеннюю картину.
Игра: “Собери картинку”
В: Какие вы молодцы, справились с заданием. Собрали осеннюю картину. Ребята, вам понравилось занятие? О каком времени года мы сегодня говорили? (ответы детей)
Рефлексия: В конце занятия раздаем детям осенние листочки с веселыми мордашками.