Яковенко Анастасия
Занятие по познавательно-экспериментальной деятельности «Волшебница вода»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: вовлечение детей в исследовательскую деятельность, формирование представлений детей о свойствах воды (жидкая, прозрачная, безвкусная, без запаха, теплая, холодная, растворитель и т. д.).
Задачи:
1. учить детей проводить легкие эксперименты;
2. развивать анализирующее восприятие предметов неживой природы;
3. развивать любознательность, познавательный интерес в процессе экспериментирования с водой;
4. способствовать развитию речи, социально-коммуникативному развитию;
Публикация «Занятие по познавательно-экспериментальной деятельности „Волшебница вода“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
5. формировать знания детей о целостной картине мира;
6. воспитывать бережное отношение к воде.
Предварительная работа: беседы на тему: «Вода в жизни человека», чтение сказки «Мойдодыр», эксперименты с водой, направленные на физические состояния воды (вода, снег, лед и т. д.).
Материалы и оборудование: стаканчики, тарелочки, соломинки (трубочки, пипетки, ложки, клеенки, разноцветные краски, холодная и тёплая вода, ёмкости для воды, одноразовые тарелочки, стаканчики, молоко, салфетки с рисунками, бумажные «червячки», проектор, презентация, музыкальное сопровождение.
ХОД:
Психогимнастика «Доброе утро»
Воспитатель: Ребята, здравствуйте! Я рада видеть вас веселыми и здоровыми! Давайте возьмемся за руки и громко скажем нашим гостям: «Доброе утро!», а теперь повернемся друг к другу лицом и скажем шепотом: «Доброе утро!»
Воспитатель: Молодцы, ребята! Сегодня мы с вами узнаем много интересного о воде; познакомимся с ней поближе, побудем настоящими исследователями! Для начала подумайте и ответьте, для чего нам нужна вода?
Дети: Чтобы пить воду; готовить еду; мыть фрукты и овощи от грязи; умываться; поливать цветы, растения, чтобы не засохли; вода - это дом для рыб; мыть посуду, стирать одежду.
Воспитатель: сегодня мы с вами превратимся в исследователей и узнаем о том, что такое вода, её свойства. Вы готовы? Тогда в путь!
Опыт №1: «Вода – жидкость».
Дать детям два стаканчика: один – с водой, другой – пустой. Предложить аккуратно перелить воду из одного в другой.
Воспитатель: Ребята, что происходит с водой?
Дети: Она переливается из стаканчика в стаканчик.
Воспитатель: почему она переливается? Потому что она жидкая. Итак, какая вода? (Жидкая)
Поскольку вода жидкая, может течь, её называют жидкостью.
Опыт №2: «Вода не имеет формы».
Я наливаю воду в стакан, тарелку, воздушный шарик.
Воспитатель: Что происходит с водой?
Дети: Вода принимает форму того предмета, в котором находится.
ВЫВОД: Вода не имеет формы.
Опыт №2: «У воды нет запаха».
Воспитатель предлагает детям понюхать воду.
Воспитатель: Дети, чем пахнет вода? Правильно совсем не пахнет. Чистая вода не имеет запаха.
Опыт №3 «У воды нет вкуса».
Воспитатель предлагает детям взять соломинку и попробовать воду.
Воспитатель: Дети, скажите, есть ли у воды вкус? (Ответы детей). Правильно у чистой воды нет вкуса. Но когда человек сильно хочет пить, то с удовольствием пьёт воду и, чтобы выразить своё удовольствие, говорит: «Какая вкусная вода!».
Опыт №4 «Вода прозрачная».
Перед детьми два стаканчика: один – с водой, другой – с молоком. В оба стаканчика положены ложки.
Воспитатель: В каком стаканчике видна ложка? Правильно, в стаканчике с водой. Как вы думаете, почему в этом стаканчике видна ложка?
Дети: Вода прозрачная, а молоко — нет.
Воспитатель: Дорогие исследователи, предлагаю вам подумать, что было бы, если бы речная вода была непрозрачной? Как в сказках: молочная река с кисельными берегами. Могли бы рыбы и другие животные жить в таких молочных реках?
Дети: Нет.
Воспитатель: как вы думаете, почему? Непрозрачная вода не пропускает солнечные лучи, а без этого в реках не могут жить растения. А если не будет растений – не будет рыб и животных, потому что многие животные питаются растениями. Всему живому необходима прозрачная, чистая вода. Это говорит о том, что водоёмы загрязнять нельзя.
Физкультминутка:
Раз, два, три, четыре, пять. любят капельки играть.
Мы ногами топ-топ, мы руками хлоп-хлоп
Мы глазами миг-миг, мы плечами чик, чик
Раз туда, два сюда, повернись вокруг себя
Раз присели, два привстали
Руки кверху все подняли
Раз, два, раз, два (хлопают в ладоши)
Вот и кончилась игра.
Опыт №6: «Вода – растворитель» (дети садятся на стулья)
На столе разноцветные краски, банки с водой.
Воспитатель: Ребята, я сейчас превращусь в волшебника и покажу вам фокусы.
Беру банку с водой, закрываю крышкой и вместе с детьми произношу заклинание:
«Ты вода, водица, друг ты мой студёный, стань вода – водица не светлой, а желтой»
Трясу баночку с водой, вода меняет цвет.
«Ты вода, водица, друг ты мой прекрасный, стань вода- водица не светлой, а красной».
«Ты вода, водица, светлая, как иней, стань вода водица не простой, а синей».
Опыт №7: «Вода холодная и горячая».
На столе два сосуда, в них вода разной температуры.
Воспитатель: предлагает одному ребенку определить температуру воды в каждом из сосудов, опустив одну руку в теплую воду, другую в холодную. Ребята, а ещё какая может быть вода?
Дети: Горячая.
Воспитатель: Верно. Дети, а как вы думаете, можно ли трогать руками горячую воду?
Дети: Нет.
Воспитатель: А почему?
Дети: можно обжечься.
Воспитатель: верно, дети. Так какая может быть вода? (холодная, теплая, горячая).
СЮРПРИЗНЫЙ МОМЕНТ
Воспитатель: Ребята, а сегодня наша вода, как в сказке может стать волшебной! Давайте проверим! Перед вами лежат чистые белые салфетки, опускаем салфетку в тарелку с водой и…на салфетке проявляется рисунок!
Воспитатель: на тарелочках у меня лежат червячки, но они потеряли свой цвет после холодной зимы. Предлагаю им помочь: берем пипетку, набираем туда воду и смачиваем ею наших червячков. Посмотрите! Каким цветом у вас червячки получились? (ответы детей)
Итог
Уважаемые исследователи, проделав наши опыты, мы с вами узнали много интересного о таком простом веществе, как вода. Какая бывает вода? (Ответы детей). Правильно, вода жидкая, не имеет вкуса и запаха, вода прозрачная, может растворять некоторые вещества, бывает холодной, теплой, горячей.
Воспитатель: Вы большие молодцы! Каждый из вас получает жетон «Юный исследователь»