Екатерина Боровая
Занятие по познавательно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Путешествие Маши»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие по познавательно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Путешествие Маши»
Цели и задачи.
• Продолжать формировать у детей интерес к экспериментальной деятельности.
• Продолжать формировать у детей способы обследования разных материалов и предметов (бумага, песок, вода, магнит).
• Поддерживать познавательную и речевую активность в процессе работы с предложенными материалами и предметами.
• Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Старшая группа
- Экспериментирование. Исследовательская деятельность
- Темочки
• Развивать стремление к поисково- спасательной деятельности, испытывать радость открытий, полученную в опытнической деятельности.
• Учить соблюдать правила техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.
• Воспитывать аккуратность при проведении опытов.
Материалы и оборудование:
• сюрпризный момент - кукла маша, медведь.
• ёлки - 3шт, дерево.
• таз с водой, изображающий пруд - 2шт.
• цветы из бумаги с закрученными лепестками к центру на каждого ребёнка.
• сухой песок в пластиковых розетках на каждого ребёнка.
• подносы с влажным песком - 2 шт, с сухим песком - 1шт.
• лопатка.
• фигурные пластиковые трафареты на каждого ребёнка.
• влажные салфетки для вытирания рук.
• корзины - розетки - 12шт.
• зелёная ткань-поляна.
• бумажные осенние листочки на каждого ребёнка.
• деревянные пенёчки на каждого ребёнка.
• большой магнит - 1шт, маленькие магниты на каждого ребёнка.
• набор ключей.
• музыкальное сопровождение -
А. Грибоедов «Вальс»,
Л. Лядов «Музыкальная табакерка».
Ход.
Воспитатель. Ребята, как много к нам пришло гостей.
Скажите - здравствуйте им скорей.
Дети: Здравствуйте.
Воспитатель. Пожелаем им здоровья, удачи и терпенья. И пусть всегда будет у них хорошее настроение.
- О том, что сказки любите, я знаю. Поэтому сегодня я в мир сказки чудесной вас приглашаю. Где есть волшебство, и где всё интересно.
- Скажите, ребята, а что вы любите делать со сказками- слушать или играть в них?
Дети: Слушать и играть.
Воспитатель: Я сегодня приготовила вам такую сказку, которую можно и слушать и играть в неё.
- Вы готовы?
Дети: Да.
Воспитатель: А с кем мы отправимся туда, вы узнаете, если отгадаете мою загадку.
Девочка смешная
Шкода, Мишку достаёт
Только он ей всё прощает,
От досады чуть не ревёт.
Воспитатель: Вы узнали героя этой сказки?
Дети: Это Маша из мульфильма «Маша и Медведь»
(Показ куклы Маши.)
Воспитатель: Жила-была девочка Маша. Была она очень любопытной, всё ей хотелось узнать. Далеко уходить ей не разрешали, но она очень хотела посмотреть, что же там интересного в лесу. (Вместе с Машей дети идут в лес.)
Музыкальное сопровождение- Л. Лядов «Музыкальная табакерка».
- Маша без спроса ушла в лес, ей очень хотелось узнать, почему ей туда нельзя. Всё было интересно, Маша собирала цветы, напевала весёлые песенки, играла и вдруг она пришла к озеру и увидела небольшой пруд, в котором плавают интересные загадочные цветы.
Дети подходят к столу, на котором стоят — 1 таз с плавающими кувшинками, 2 таз с водой, на столе кувшинки.
Воспитатель: Ребята, что это за цветы?
На пруду большой цветок
С жёлтой сердцевинкой
На воде растёт, растёт
Белая. (кувшинка).
- Правильно, ребята. Это кувшинка.
- А где ещё растут кувшинки?
Дети: На болоте, в озере, в пруду, в реке.
Воспитатель: - Посмотрите, пожалуйста, у нас тоже лежат кувшинки на столе, только с чего они сделаны.
Дети: - Из бумаги.
Воспитатель: Ребята, скажите мне, а чем отличаются эти кувшинки, от тех которые в пруду.
Дети: - Кувшинки в пруду раскрыты, а эти спят. У них лепесточки закрыты.
Воспитатель: - Правильно ребята. А как вы думаете, что нужно сделать, чтобы наши кувшинки тоже проснулись, раскрыли свои лепесточки.
Дети: - Их нужно опустить в воду.
Опыт №1.
Воспитатель: - Возьмите по одной кувшинки, все вместе скажите волшебные слова «Эй, цветочки, просыпайтесь, лепесточки раскрывайтесь» и опустите в воду. А теперь внимательно, внимательно наблюдаем, что сейчас будет происходить с кувшинками.
Дети: - Они просыпаются, раскрываются.
Воспитатель: - Ребята, скажите, как же такое происходит, что кувшинки начинают раскрывать свои лепестки?
Дети: - Потому что, лепестки намокают и становятся тяжелее.
Воспитатель: - А из чего сделаны наши кувшинки?
Дети: - из бумаги.
Воспитатель: - Она впитывает воду, и лепестки постепенно раскрываются.
- Вот как красиво в пруду. Маша полюбовалась, и пошла дальше. Пока она шла, вдруг подул сильный ветер, на небе появились тучки и пошёл дождь. Маша спряталась под дерево, чтобы не промокнуть.
- Ребята, давайте пока идёт дождь, мы с вами немного отдохнём. Пройдите, пожалуйста вперёд и встаньте посвободнее.
Физминутка «Капля»
Капля раз, капля два (Притопы правой и левой ногой.)
Очень медленно сперва. (Прыжки на носочках, руки на поясе.)
А потом, потом, потом
Всё бегом, бегом, бегом. (Бег на месте.)
Мы зонты свои раскрыли (Развести руки в стороны.)
От дождя себя укрыли. (Сомкнуть руки над головой полукругом.)
Воспитатель: - Дождик закончился. Выглянуло солнышко. Маше под деревом было сухо и хорошо, захотелось поиграть. Она под ногами увидела песок и ей захотелось порисовать на нём с помощью трафаретиков, которые она всегда носит с собой в кармашке. Взяла Маша трафаретик и стала рисовать.
Опыт №2.
- Давайте и мы возьмём трафареты и вместе с Машей порисуем. Смотрите какие забавные рисунки у вас получаются. Что у тебя Соня получилось?
А у тебя Арина? и т. д.
- Но вдруг подул сильный ветер.
Дети берут свои трафареты и шевелят ими.
Дети: - Рисунки исчезли.
Воспитатель: - Маша очень удивилась, снова взяла трафаретик и снова нарисовала и снова появились рисунки.
- У вас ребята появились рисунки?
Дети: - Да.
Воспитатель: - И снова подул ветерок. И опять исчезли рисунки. Маша не смогла понять, что происходит. Дети почему так?
Дети: - Потому что это сухой песок.
Воспитатель: - Сухой и что?
Дети: - Он не держит форму и сыпучий.
Воспитатель: - Попробуйте ладошкой песок. Какой он? (Сыпучий. Лопаткой показываю сыпучесть песка.)
- Но Маше очень хочется нарисовать, чтобы ветер не смог сдунуть рисунки.
Дети: - Нужно рисовать на мокром песке.
Воспитатель: - А где его взять, ведь Маше под деревом было сухо.
Дети: - Выйти из-под дерева и найти мокрый песок.
Воспитатель: Возьмите трафареты и вместе с Машей нарисуйте на мокром песке. (Можете меняться трафаретами.) Ребята, смотрите какие красивые рисунки у вас получаются. Подул ветер — дул, дул, дул. что происходит.
Дети: - Рисунки не исчезают.
Воспитатель: - Почему не исчезают, объясните?
Дети: - Потому что песок мокрый и держит форму.
Воспитатель: Верно ребята. Возьмите салфетки и вытрите руки.
- Ребята, я вам предлагаю вместе с Машей превратиться в песчинок.
Подвижная игра «Песчинки»
- Закройте глаза. Вокруг себя повернитесь и в песчинки превратитесь. Присели все на корточки. О-о, сколько у нас песка. Ну вот подул ветер, поднял песчинки и они полетели в разные стороны. (Звучит вальсовая мелодия - А. Грибоедова «Вальс». Дети имитируют полёт песчинок.)
Ветер стих, и песчинки опустились на землю.
(Дети присаживаются на корточки.)
Воспитатель: - И вдруг Маша увидела, как по тропинке к поляне идёт Мишка. Очень она обрадовалась. Он нёс в руках какой-то камень.
Воспитатель: - Посмотрите ребята, что это за необычный и интересный камень. (Дети рассматривают, ощупывают его.)
Дети: - Это магнит.
- А для чего он нужен?
Дети: - Чтобы притягивать предметы.
Воспитатель: - Давайте проверим, какие предметы притягивает магнит.
Опыт №3.
- Ребята, возьмите, пожалуйста, себе по одному магниту и попробуйте примагнитить его к ладошке. (Дети кладут магнит на ладошку и делают вывод о том, что к ладошке магнит не притягивается.)
- А теперь возьмите по одному листочку и проделайте тоже самое, что и с ладошкой. (Дети выполняют эксперимент и делают вывод о том, что к бумаге
магнит не примагничивается.)
- А теперь давайте проверим деревянную поверхность. (Пенёчки.)
Что происходит?
Дети: - Не магнитятся.
- А попробуйте собрать другие предметы, которые есть на поляне.
Дети: - Они магнитятся.
- А из чего они сделаны?
Дети: - Из металла.
- Итак ребята, после того как мы проверили с вами свойства магнита, какой же вывод мы можем сделать?
Дети: -Магниты притягиваются к любой металлической, железной поверхности.
- Вот для чего Мишка нёс магнит, чтобы собрать все ключи, которые Маша взяла без спросу и потеряла в лесу.
Воспитатель: - Ребята, вам понравилась сказка и путешествие вместе с Машей?
- Мы с вами провели сегодня много экспериментов, Маша обязательно расскажет и покажет их Мишке. А что интересного вы обо всём этом узнали?
Дети:
- Что бумажная кувшинка раскрывается в воде, потому что бумага становится мокрой и тяжёлой и лепестки раскрываются.
- Сухой песок- сыпучий и не держит форму, а мокрый сохраняет её.
- Магнит притягивает только металлические и железные предметы.
Воспитатель: - Давайте скажем Маше с Мишей до свидания, пожелаем им удачи и чтобы Маша без разрешения взрослых не уходила в лес гулять.
Мы чудесно погуляли
Много нового узнали
Но прощаться нам
С Машей и Мишей пора
Скажем им,
До свидания, друзья!
Опыт с воздухом
Воспитатель: Ребята ну вот мы и помогли нашей озорнице Маше, а заодно узнали очень много интересного. Что бы Маша не грустила давайте подарим ей воздушный шарик (показывает спущенный воздушный шар)
Ой, ребята, у нас только такой шарик и боюсь он не понравится Маше. Как вы думаете почему шарик такой? Что надо сделать, чтобы он стал круглым и красивым?
Дети: В нем нет воздуха. Нужно его надуть.
Дети надувают шарики.
Воспитатель: Ребята отгадайте загадку, и вы узнаете, что находится в шарике, когда вы его надули, и что помогает ему принимать круглую форму.
"Через нос проходит в грудь
и обратный держит путь.
он невидимый, но все же+
без него мы жить не можем".
Дети: Воздух.
Скажите, ребята, вы видите воздух вокруг нас?
Дети: Нет, не видим.
Воспитатель: Раз мы его не видим, значит, какой воздух?
Дети: Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый.
Воспитатель: Одно из свойств воздуха, то что он невидим (вывешивает на доску картинку с изображением этого свойства)
Воспитатель: Невидимый! Может, его и нет вовсе? Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?
Опыт 5. № «Поймаем воздух»
Воспитатель: Ребята возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?
Дети: В пакете ничего нет, он пустой.
Воспитатель: Давайте наберем в пакет воздух и закрутим его. Что случилось с пакетом?
Дети: Пакет стал толстый. Он полон воздуха, и похож на подушку.
Воспитатель: пакет наполнился воздухом. Мы поймали воздух и заперли его в мешочке. Значит, воздух есть вокруг нас. А имеет ли форму воздух? Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?
Дети: В нём нет воздуха, он весь вышел.
Как узнать, что воздух существует?
Дети делают вывод: его надо поймать и поместить в оболочку.
Воспитатель выполняет тот же опыт, только с большим пакетом.
Дети делают вывод, что воздух не имеет объема и формы. Воспитатель вывешивает картинку с изображением «воздух не имеет формы»
Воспитатель: А можно ли его потрогать руками?
Дети пробуют воздух на ощупь, делают вывод, что его нельзя потрогать, а значит он не имеет формы.
Воспитатель вывешивает на доску картинку с изображением этого свойства воздуха.
Воспитатель: Давайте наберем воздух в пакет, чуть-чуть откроем его и понюхаем. Чем пахнет воздух?
Дети делают вывод: воздух не имеет запаха. (Воспитатель вывешивает на доску картинку с изображением четвертого свойства воздуха)
Воспитатель: А теперь вдохните ртом воздух. Какого он вкуса?
Дети: Без вкуса.
Воспитатель: Еще одно свойство воздуха- он не имеет вкуса.
Чистый воздух — без вкуса и запаха, но может запахи переносить. Чистый воздух ничем не пахнет. Запах ему придают другие вещества, которые с ним соприкасались. По запаху, перенесенной нашей няней из кухни еды, мы догадываемся, какое блюдо приготовили нам на завтрак и обед.
Воспитатель просит детей закрыть глаза и дает детям понюхать чеснок.
Воспитатель: Чем пахнет воздух сейчас?
Ответы детей.
Воспитатель распыляет на расстоянии от детей освежитель воздуха и уточняет какой сейчас запах.
Дети делают вывод о том, что воздух не имеет запаха, а только переносит его.
Воспитатель вывешивает на доску картинку с изображением свойства воздуха- он не имеет запаха.
Воспитатель: Итак, ребята, давайте посмотрим на доску и с помощью подсказок еще раз назовем свойства воздуха.