Елена Кузнецова
Занятие по экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Удивительный песок»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие по экспериментальной деятельности в подготовительной группе на тему : «Удивительный песок».
Цель: познакомить детей со свойствами песка. При выполнении практической работы учить наблюдать, сравнивать, делать выводы.
Стимулировать желание для самостоятельного исследования предметов и объектов живой и не живой природы.
Задачи:
Образовательные:
1. Развитие у детей стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Публикация «Занятие по экспериментальной деятельности в подготовительной группе „Удивительный песок“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песок. Свойства песка, опыты и исследования
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2022
2. Формирование представлений о песке как об объекте неживой природы, его свойствах и роли в окружающем мире.
Развивающие:
1. Обогащение опыта, развитие мелкой моторики рук;
2. Развитие умения отвечать на вопросы, рассуждать;
3. Развитие фантазии, творчества, воображения, инициативности и самостоятельности.
Воспитательные:
1. Воспитание аккуратности в обращение с песком;
2. Воспитание дружеских взаимоотношений.
Материал: песок речной, лупы, стаканчики с песком, стаканчики с водой, ложечки, трубочки, световой стол для рисования с песком, весы, подносы.
Ход занятия:
В: - Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Я предлагаю вам стать исследователями. Мы с вами будем проводить опыты. Ребята, а вы знаете, кто такие исследователи? (Ответы детей).
В: - Это люди, которые что-то изучают, пишут научные труды. Что мы будем исследовать, вам надо угадать.
Из камней он появился,
Зернами на свет явился:
Желтый, красный, белый
Или светло – серый.
То морской он, то – речной.
Отгадайте, кто такой!
В: Правильно, эта загадка о песке. И сегодня я хочу предложить вам поговорить о песке и узнать, какой он бывает, и как его используют люди? Где в природе можно встретить песок? ( Ответы детей: в песочнице, на пляже, на дне реки, в пустыне).
В: - Ребята, вы хотите изучить свойства песка? (Ответы детей).
В: Представьте, что мы находимся в лаборатории и будем исследовать песок, который находится здесь – в нашей лаборатории. Ребята, а что люди делают в лаборатории? ( Ответы детей: проводят опыты, эксперименты).
В: -Давайте мы с вами займем свои рабочие места. У каждого на столе есть необходимое оборудование для исследовательской работы. (Дети занимают рабочие места).
В: Прежде всего давайте вспомним основные правила при работе с песком.
Д: Нельзя песок кидать в лицо, нельзя брать песок в рот, каждый работает на своем рабочем месте, не толкает и не мешает работать другому, работать аккуратно, не шуметь, после работы с песком помыть руки.
В: Молодцы. Отлично знаете правила, а значит, мы можем приступить к работе.
Опыт №1 (Состав песка).
В: Давайте поднесем лупу, внимательно рассмотрим, из чего состоит песок, что мы видим? ( Ответы детей: Мы видим мелкие песчинки, в песке есть мелкие камешки. Они разные по форме, размеру и цвету).
В: Правильно. Теперь возьмем песок в руку и обследуем его на ощупь. Что можно сказать, какой он? ( Ответы детей: песок сухой и сыпучий, шершавый).
Вывод: песок состоит из мелких песчинок, в нем есть камешки. На ощупь песок сыпучий и шершавый.
Опыт №2
В: Ребята, возьмите стакан с воронкой и попробуйте насыпать сухой песок. Что произошло? Что вы заметили? ( Ответы детей: песчинки движутся).
Опыт №3
В: Ребята, возьмите карандаш, опустите его в стакан с песком. Проводите карандаш в разные направления. Что вы заметили? ( Ответы детей: песок сыпучий, рассыпчатый).
Опыт №4
В: Давайте мои юные ученые проверим, растворяется ли песок в воде или нет? (Ответы детей).
В: Возьмем стакан с водой и высыпаем туда ложку песка. Не размешиваем, Что происходит с песком? ( Ответы детей: песок оседает).
В: Перемешиваем, хорошо, перемешиваем. Ну что, растворился? ( Ответы детей: песок не растворился.
Вывод: В песке обязательно есть пыль. Песок тяжелый, не растворяется в воде. Песок окрашивает воду).
Опыт №5.
В: Предлагаю вам сделать еще одно открытие. Чтобы точно узнать, сырой песок тяжелый, а сухой легкий в этом нам помогут весы.
На столе стоят две пиалы с сухим песком. В одну пиалу с песком наливаем воду, перемешиваем его. На весы ставим две пиалы с мокрым песком и сухим.
В: Ребята, какой песок тяжелее? ( Ответы детей: мокрый песок тяжелее, а сухой легче.
В: Как вы думаете, почему мокрый песок тяжелее? ( Ответы детей: потому, что в мокром песке между песчинками находится вода, и мокрые песчинки тяжелее, чем сухие).
В: Почему сухие песчинки легче? ( Ответы детей: потому, что между сухими песчинками находится воздух, а воздух легче, чем вода).
В: Правильно, вот вы сделали вывод сами. Проводя опыты, мы с вами, ребята, закрепили знания о свойствах песка. Сейчас я вам покажу новый опыт, познакомлю еще с одним свойством песка, а вы со мной его проделаете. Посмотрите у вас на столах стоит две пиала. Одна с сухим песком, а другая с мокрым. Что можно сказать про сухой песок, по цвету? ( Ответы детей: светлый, сыпучий).
В: Правильно.
В: Мокрый какой песок по цвету? ( Ответы детей: темный).
В: Мокрый песок, правильно темный и вязкий.
В: Ребята, сегодня мы с вами побывали в научной лаборатории, где изучили удивительные свойства песка. Давайте вспомним их.
В: Скажите мне, какими свойствами обладает песок? ( Ответы детей: сыпучий, рыхлый, рассыпчатый, вязкий, может двигаться, изменяет свои свойства под воздействием воды).
Физкультминутка «Замри».
Мы топаем ногами, (топают)
Мы хлопаем руками, (хлопают)
Качаем головой, (качают головой)
Обратите внимание!
Мы руки поднимаем, (руки вверх)
Потом их опускаем, (руки вниз)
Мы руки подаем (руки в «замок»)
И бегаем кругом, (покружиться на месте)
Раз, два, три, (три хлопка)
Любая фигура замри! (изобразить любую фигуру)
В: Ребята, хочу вам сейчас предложить подойти к песочным столам и нарисовать свои впечатление, настроение.