Алевтина Саркисова
Конспект занятия по подготовке детей 6–7 лет к обучению в школе «Математика вокруг нас»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Математика вокруг нас.
Цель: обобщать, расширять и уточнять представления детей о математике, значение знания математики в повседневной жизни.
Обучающие задачи : закреплять знания о составе числа 10, умение считать до 20. Закрепить знания геометрических фигур, умение решать математические и логические задачи, умение ориентироваться в пространстве и на листе бумаги понимать словесные инструкции взрослого и действовать в соответствии с ними. Закрепить умение сравнивать предметы по размеру («самая широкая, уже, самая узкая», «самая длинная, короче, самая короткая»). Формировать представления о разных временных интервалах: день (сутки, неделя, времена года, месяцы. Знакомить детей с картой местности, рассказать о её назначении. Закрепить знания детей о профессиях – строитель, продавец, доктор (врач).
Публикация «Конспект занятия по подготовке детей 6–7 лет к обучению в школе „Математика вокруг нас“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Подготовительная группа
- Темочки
Развивающие задачи: развивать логическое мышление, сообразительность, внимание, смекалку, зрительную память и воображение. Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания. Развивать творческие способности.
Воспитательные задачи: воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно воспитывать интерес к математическим занятиям.
Методические приемы:
Игровой прием – использование сюрпризных моментов
Наглядный метод – использование мультимедийной презентации
Словесный метод – напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей, физкультминутки, поощрение.
Материал : презентация занятия, план - карта, «деньги» для покупки пирожков, листы с заданием задачи; для составления аппликации: основа под аппликацию (1/2 белого листа, клей, геометрические фигуры, картинки.
Ход занятия.
Вводная часть:
Здравствуйте, ребята. Какие ещё слова приветствия вы знаете?
Молодцы, всегда будьте вежливы и не забывайте о правилах поведения.
Мы будем на занятии
Старательны, внимательны!
Ответить хочешь – не шуми,
А только руку подними.
Парта – это не кровать,
И на ней нельзя лежать,
Мы должны не забывать
Спинку ровненько держать!
Не боимся ошибиться –
Очень мы хотим учиться,
Не унывай, не мучайся –
Ведь на ошибках учатся!
Прежде чем начать занятие, отгадайте, пожалуйста, загадку:
Есть у радости подруга
В виде полукруга.
На лице она живё т:
То куда-то вдруг уйдет,
То внезапно возвратится,
Пусть тоска её боится.
(Улыбка)
Правильно, улыбка нам поднимает настроение, помогает дружить, приносит радость. Давайте подарим друг другу улыбку и начнем занятие. (слайд 1)
Тема нашего занятия «Математика вокруг нас». Математика важна, математика нужна! Без неё никто не может обойтись, математические знания всегда пригодятся нам в жизни. Мы будем выполнять разные задания, которые и позволят подтвердить эти высказывания.
(слайд 2) Посмотрите на экран, кто пришёл к нам в гости? (Красная Шапочка).
Мама отправила её к бабушке. Дала вот эту карту. Но Красная шапочка заблудилась. Давайте поможем ей найти дорогу и справиться с препятствиями на пути?
Основная часть:
Дети кто знает, что такое карта местности, для чего она нужна. (ответы) Давайте рассмотрим карту.
Итак, сначала мы должны попасть на лесную полянку (слайд 3)
Когда Красная Шапочка шла, то встретила животных
Заинька мохнатый,
Мишка косолапый,
Лягушка-квакушка,
Ежик, белочка, синичка
И лисичка сестричка.
Сколько животных повстречалось Красной Шапочке? (7)
А кто повстречался Красной Шапочке 1, а 5.
Как узнать? Как будем считать?
Скажите, а кто пришел 3? А каким по счету шёл ежик? А лисичка? Кто шёл за белочкой? Перед ёжиком? Молодцы.
Красная Шапочка их угостила пирожками. И у неё в корзине осталось так мало. (Слайд 4)
Давайте посчитаем. (дети считают «3»). Да мало осталось, но мы можем исправить это. Дети где можно купить пирожки? (в магазине). А как узнать сколько у Красной Шапочки было всего пирожков? Сколько повстречалось на пути Красной Шапочки зверей (7, она угостила каждого по одному пирожку, сколько пирожков раздала Красная Шапочка? (7) И у неё в корзине осталось (3). Так как нам узнать, сколько пирожков всего мама дала Красной Шапочке? (7+3=10). Молодцы. Запишите решение этой задачи с помощью цифр и знаков. Чтобы проверить, правильно ли вы решили эту задачу, посмотрите на доску. (Слайд 5) (на интерактивной доске показана правильная запись).
Отправляемся в магазин. Нам чтобы купить что-то в магазине что нужно? (деньги).
Правильно вот вам деньги. Один пирожок стоит 10 рублей. Посчитайте, сколько монет у нас есть? (Счет в пределах 20)
Как называется профессия человека который продаёт товар? (Продавец) (слайд 6)
Скажите, а нужно ли знание математики продавцу? (В работе продавца много математики. Ему приходится пересчитывать несколько раз стоимость товара. При этом нужно хорошо знать математику, чтобы верно дать сдачу.
Теперь соберите из монет 10 рублей, чтобы купить по одному пирожку. Купили, отправляемся дальше.
Нужно посчитать 10 шагов, обратным счётом, посмотрите это у нас камни, чтобы не промочить ноги мы наступаем на камни и считаем. Молодцы.
По плану река. (слайд 7)
Речка, речка глубока
Не видать нигде мостка.
Чтобы дальше зашагать,
Надо доски нам собрать.
Доски быстро соберём,
Эту речку перейдем.
(слайд 8)
Что мы можем сказать о ширине досок? Назовите! (Самая широкая, уже, самая узкая.)
А наоборот?
(Самая узкая, шире, самая широкая).
Молодцы!
Нам понадобятся для моста брёвна. А что мы можем сказать о длине брёвен? Назовите! (слайд 9)
(Самое длинное, короче, самое короткое.)
- И наоборот?
- Молодцы!
Что мы сейчас сделали.
(Построили мост). (слайд 10)
Как называются люди которые занимаются строительством?
(слайд 11)
Я – строитель, штукатур-маляр, везде я нарасхват,
Построить дом, квартиру, дачу многие хотят.
И сколько надо краски мне посчитать легко,
Найду я площадь пола, стен и потолков.
Чтобы прибыль себе приносить
С математикой надо дружить.
И с этим заданием мы справились.
Что у нас по плану дальше.
(А дальше у нас дерево – это старый дуб).
Идем дальше, но прежде немного разомнемся.
Физкультминутка «Ветер»
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише.
Деревцо всё выше, выше.
(слайд 12)
А в лесу том полянка. Только полянка та не простая, стоит на ней дерево, а живет там сова и не просто сова, а мудрая, и чтобы пройти мимо нее, обязательно нужно ответить на ее вопросы. Готовы? Ну, тогда слушайте.
Какие времена года вы знаете?
Сколько дней в неделе?
Назовите их.
Сколько месяцев в году?
Назовите зимние, весенние, летние и осенние месяцы?
Какое время суток вы знаете? (утро, день, вечер, ночь)
Как называется планета, на которой мы живем, страна, край, город? Молодцы со всеми вопросами справились.
Смотрите, ребята, мы пришли в деревню, но в деревне много домов (слайды 13 и 14)
Чтобы узнать, где живет бабушка, нужно решить логическую задачку. (слайд 15) Зайчик живет не в красном и не в синем домике. Ёжик живет не в желтом и не в красном. Кто в каком домике живет?
Работа по картинке: Где растет трава? (в низу) Где находятся облака (в верху, заборчик (слева? Где стоит Ёжик? и т. д.
Чтобы зайти в гости к бабушке, расскажите, из каких фигур состоит ее домик. Какие ещё геометрические фигуры вы знаете? (слайд 16)
Что вы знаете про круг (у круга нет углов, он может катиться, квадрат (у квадрата четыре угла и четыре равные стороны, треугольник (у треугольника три угла и три стороны, прямоугольник (у прямоугольника четыре угла и четыре стороны, но две стороны у него длинные и две короткие?
Вот мы и пришли в гости к бабушки. (слайд 17)
Бабушка заболела, кто ей может помочь? (Врач) (слайд 18)
Кто такой врач?
У врача очень большая и сложная работа – вылечить человека: назначить лекарства, рассчитать его дозу, посчитать пульс, измерить давление, уметь пользоваться приборами, и еще многое.
Врач вылечил бабушку.
Чтоб врачом, моряком
Или лётчиком стать.
Надо прежде всего
Математику знать.
И на свете нет профессий
Вы заметьте-ка,
Где бы вам не пригодилась
Математика!
Красная Шапочка и бабушка очень вам благодарны за помощь.
Много было на нашем пути препятствий, но нам помогло хорошее знание математики.
(слайд 19)
Теперь я предлагаю предлагаю вам сделать рисунок дома бабушки. Но вначале поиграем.
Пальчиковая гимнастика.
Я хочу построить дом,
(Руки сложить домиком, и поднять над головой)
Чтоб окошко было в нём,
(Пальчики обеих рук соединить в кружочек)
Чтоб у дома дверь была,
(Ладошки рук соединяем вместе вертикально)
Рядом чтоб сосна росла.
(Одну руку поднимаем вверх и "растопыриваем" пальчики)
Чтоб вокруг забор стоял,
Пёс ворота охранял,
(Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой)
Солнце было, дождик шёл,
(Сначала поднимаем руки вверх, пальцы "растопырены". Затем пальцы опускаем вниз, делаем "стряхивающие" движения)
И тюльпан в саду расцвёл!
(Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики - "бутончик тюльпана"
А теперь приступим к работе.
(Обязательно вспомните с детьми где у листа левый край, где правый, где верх, где низ, где середина.) В верхнем левом углу солнце. В правом верхнем углу облако. В левом нижнем углу цветок. В правом нижнем углу грибочек. В середине обведите рисунок по пунктиру и увидите, что у вас получится.
Рефлексия занятия :
Дети расскажите, что же с нами происходило по пути к бабушке? (Мы выясняли, сколько было у Красной Шапочки пирожков, покупали пирожки, отвечали на вопросы умной совы, строили мост через реку, определяли по логической задачи какой бабушкин домик, рассказывали из каких геометрических фигур состоит дом, определяли место положения).
Дети скажите, а нужна ли математика в повседневной жизни. (Да, нужна).
С древних времен известно, что математика учит нас правильно и последовательно мыслить, логически рассуждать.
Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает свой ум и внимание, воспитывает волю и настойчивость. А эти качества нужны всем без исключения.
Занимайтесь математикой! Эта наука раскроет вам особый мир чисел и цифр; она поможет вам проверить свои силы и никогда не останавливаться на достигнутом.
Спасибо за внимание!