Мария Верхоланцева
Консультация для педагогов и родителей
▼ Скачать + Заказать документы
У большинства детей звукопроизношение к 4-5 годам достигает
языковой нормы. Однако в силу индивидуальных, социальных и патологичес-
ких особенностей развития у некоторых детей возрастные несовершенства произношения звуков не исчезают, а принимают характер стойкого дефекта, называемого дислалией. Дислалия является одним из самых распространен -ных дефектов речи.
Дислалия бывает механическая и функциональная.
Причины механической дислалии:
• укороченная уздечка языка, массивный язык;
• дефекты строения челюстей (аномалия прикуса);
• неправильное строение неба;
• толстые губы.
При функциональной дислалии дефектов артикуляционного ап-
парата нет. К причинам функциональной дислалии относятся:
• неправильное воспитание речи ребенка в семье. Иногда взрослые, под-
лаживаясь под речь ребенка, умиляясь его забавному лепету, на протя-
жении длительного периода «сюсюкают» с малышом. В результате у него надолго задерживается развитие правильного звукопроизношения;
• дислалия по подражанию Вредным для ребенка оказывается постоянное
общение с малолетними детьми, у которых еще не сформировалось пра-
вильное звукопроизношение. Большой вред приносит детям постоянное
общение с людьми, у которых неясная, смазанная или торопливая речь;
• двуязычие в семье;
• педагогическая запущенность. Взрослые иногда совершенно не обра –
щают внимание на звукопроизношение ребенка, не поправляют ошибки
малыша, не дают ему образец четкого и правильного произношения. Это тормозит нормальное развитие произносительных навыков.
• недоразвитие фонематического слуха. При этом у ребенка наблюдаются
затруднения в различении звуков, например звонких и глухих соглас –
ных, мягких и твердых свистящих и шипящих. В дальнейшем это мо –
жет привести к нарушениям письма и чтения;
• недостаточная подвижность органов артикуляционного аппарата: губ,
языка, нижней челюсти;
• снижение слуха;
• недостаточное умственное развитие речи.
Неправильное произношение может наблюдаться в отноше –
нии любого согласного звука, но часто нарушаются звуки Р,Л,С,З,Ц,Ш,Ж,Ч,
Щ.
Полноценная речь ребенка является непременным условием
его успешного обучения в школе. Поэтому очень важно устранить все недо-
статки звукопроизношения еще в дошкольном возрасте, до того, как они пре-
вратяться в стойкий, сложный дефект.
Установлено, что не позже 5 лет необходимо приступать к
ликвидации нарушений звукопроизношения, т. к. после 4-5 лет нарушения
считаются патологией. Таким образом, именно с этого возраста и нужно
начинать логопедическую работу по устранению дислалии
Родителя часто обращаются к врачам, когда ребенку исполняется
2,5-3 года и при этом всегда жалуются на то, что их ребенок не говорит, и очень редко на то, что ребенок не слышит. А вместе с тем между этими явле-
ниями имеется самая тесная связь. Ведь немота часто является следствием нарушения слуха, но не всегда.
Возможна, и так называемая, слухонемота- алалия, при которой ребенок, имея нормальный слух, все не начинает говорить. Случается и так,
что неумение говорить связано с умственной отсталостью ребенка.
Как определить, слышит ли ребенок?
Нужно знать, что • к 3-4 месяцу жизни ребенок начинает реагировать на различные шумы,
поворачивать голову на хлопки, на голос, на звучащую игрушку (у ос-
лабленных детей это может наступить несколько позже);
• к 7-8 месяцу появляются первые признаки того, что ребенок понимает
речь. Дети различают интонации, строгий и ласковый тон, даже не видя выражения дица. Это свидетельствует о том, что ребенок слышит;
• к 10-11 месяцам ребенок подражая взрослым, повторяет на ними разно=
образные звуки и слоги, начинает понимать обиходные слова: «пока-
жи», «дай».К 1 году обычно ребенок произносит 6-10 слов: мама, папа,
ав-ав и т. д. Пытается говорить отдельные слова.
Таковы возможности нормально развивающегося ребенка.
Уже отсутствие у ребенка реакции на шум в возрасте 3-4 меся-
цев, а в дальнейшем непонимание слов- обращений, должно насторожить ро-
дителей.
Если у Вас вызвало беспокойство отсутствие речи у ребенка, то
перед тем, как обратиться у специалисту, попробуйте выяснить сами, только ли ребенок не говорит, слышит ли он, реагирует ли на неожиданно вклю-
ченный телевизор, громкий голос, на удары по столу, по полу, понимает ли
речь?
Если ребенок в 8-9 месяцев, даже не видя Вас, откликается на имя, когда Вы его зовете, отзывается на шепот, если в 1-1,5 года он не гово-
рит, но понимает обращения, такие как «Принеси мишку», «Покажи ручки»,
«Позови маму» - значит опасения Ваши напрасны – ребенок слышит. Это
всего лишь задержка самостоятельной речи, очень распространенная, особен-
но у мальчиков. Причиной этого могут быть условия, в которых растет ребе-
нок, его физическая слабость, недостаточное общение со взрослыми.
В этом случае Вам следует посоветоваться с педиатром, как
укрепить физическое здоровье ребенка,заняться с ним разнообразной деятель
ностью, побольше играть и в процессе общения стимулировать его речь. Го-
ворите так, чтобы ребенок не только понимал Вас, но и был вынужден отве-
чать и даже самостоятельно обращаться к Вам. При этом ни в коем случае
не принуждайте ребенка произносить те или иные слова.
Если же во время наблюдения за ребенком в быту Вы обнару-
жили, что он не слышит речь обычной разговорной громкости, а тем более громкую речь, что находясь вблизи от Вас, не реагирует на шепот, в этом случае Вам следует обратиться к врачу- отоларингологу или в специальный сурдологический кабинет, где Вашего ребенка проконсультирует врач- сур-
долог и сурдологопед.
Точно установить степень потери слуха у ребенка до 3 лет в те-
чение короткого амбулаторного приема бывает трудно. Вместе с тем это важно, и чем в более раннем возрасте Вам удастся определить, глухой Ваш ребенок или слабослышащий, тем более конкретными будут рекомендации
по развитию речи таких детей.
При задержке речи обычно не предполагаются выраженные морфологи-
ческие изменения в центральной нервной системе. Нарушения часто имеют
нейродинамический характер, они обратимы. Это может быть результатом различных патологических состояний у детей, перенесших нетяжелую родо- вую травму или истощение в результате систематических заболеваний в пер-
вые месяцы и годы жизни, а также неблагоприятных условий окружения и воспитания (глухонемоты родителей, нарушения речи близких окружающих,
двуязычия). Для развития речи ребенка недостаточно, чтобы все отделы
центральной нервной системы, принимающие участие в речевой функции, были сохранны, важно, чтобы они активно функционировали. Поэтому не-
благоприятные воздействия, нарушающие эту активность, будут приводить к
задержке речи.
В ходе обследования ребенка очень трудно определить, какие речевые
нарушения у ребенка: общее недоразвитие речи или задержка речевого раз-
вития. В большинстве случаев точный диагноз может быть установлен толь-
ко в процессе логопедической работы.
Весь ход речевого развития у детей с задержкой речи качественно отли
чается от речи детей при общем ее недоразвитии.
Развитие речи при задержке отличается от нормального только по сво-
ему темпу, переход от одной стадии речевого развития к другой чаще проис-
ходит, как и при нормальном речевом развитии, скачкообразно. Поэтому с
каждым годом такой ребенок все больше и больше догоняет своих здоровых
сверстников и при раннем начале логопедических занятий к началу школьно-
го возраста может полностью преодолеть свою речевую недостаточность.
Кроме того, исходя из общей картины задержки речевого развития понятно,
что у этих детей менее выражены признаки так называемого органического
поражения их центральной нервной системы. Общие моторные функции,
психические реакции, поведение у этих детей более сохранны, в случаях же
нарушения эти дети легче поддаются лечебно-коррекционным воздействиям.
Задержка речевого развития очень часто сочетается с более замедлен-
ным темпом интеллектуального развития ребенка.
В дошкольном возрасте в зависимости от обратимости речевых нару- шений целесообразно выделять две группы детей. Наиболее многочисленную
группу составляют дети, у которых речевые нарушения не обусловлены пато-
логическим состоянием. Развитие речи этих детей задерживается по различ-
ным причинам, но при условии оказания им своевременной и правильной ло-
гопедической помощи они успевают к школьному возрасту догнать своих
сверстников м в дальнейшем успешно обучаются в массовой школе.
Это группа детей с задержкой речевого развития
Речь- это сложная функция, и развитие ее зависит от многих момен-
тов. Она формируется на примере речи родных и близких ребенку людей: ма-
тери, отца, бабушки, дедушки, старших, а иногда и младших, сестер и брать- ев, воспитателей и друзей. Серьезное значение имеют психологические осо-
бенности ребенка: он должен четко воспринимать слова и звуки, запоминать
их и точно воспроизводить. Хорошее состояние слуха, умение внимательно
слушать имеют решающее значение. Дети с ослабленным слухом и зрением
часто имеют и различные нарушения речи.
Рассеянные, невнимательные дети также совершают ошибки в звуко-
произношении, Для того, чтобы правильно воспроизвести услышанное, у ре-
бенка должен быть хорошо развит речевой аппарат, он должен четко действо
вать.
Бытует глубоко неправильное мнение о том, что звукопроизноситель
ная сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без специального воз-
действия и помощи взрослых, будто бы ребенок сам постепенно овладевает
правильным произношением.
В действительности же невмешательство в процесс формирования
детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии. Речевые
недостатки, закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в
последующие годы. Разумная семья всегда старается воздействовать на фор-
мирование детской речи, начиная с самых ранних лет жизни. Очень важно,
чтобы ребенок с раннего возраста слышал речь правильную, отчетливую.
Родители просто обязаны знать, какое огромное значение для ребенка имеет
речь взрослых, и как именно нужно разговаривать с маленькими детьми.
Взрослые должны говорить правильно, не искажая слова, четко произнося
каждый звук, не торопиться, не «съедать» слоги и окончания слов.
Совершенно неуместна «подделка» под детский язык, она тормозит развитие
речи. Особенно четко нужно произносить незнакомые, новые для ребенка и
длинные слова. Вы должны приучить малыша смотреть прямо на говорящего
тогда он легче перенимает артикуляцию взрослых.
Ребенок младшего дошкольного возраста (от 2-х до 4-х лет) уже в значитель-
ной мере овладевает речью, но речь еще недостаточно чиста по звучанию.
Наиболее характерной речевой недостаток для детей этого возраста – смяг-
ченность речи.
В среднем дошкольном возрасте (4 -5 лет) в речи почти исчезает смягчение.
Дети произносят звуки то правильно, то неправильно, отмечается большое
количество замен одних звуков на другие и эти замены не носят постоянного
характера.
Большинство детей старшего дошкольного возраста (о 6-ти до 7-и лет) гово-
рят правильно. Речевые недостатки этой возрастной группы выражаются в
более стойких искажениях и заменах звуков. Картавость, шепелявость ста-
новятся привычными.
При нормальном развитии речи звуки появляются в следующем порядке:
• в 1-2 года – звуки А О Э П М Б;
• в 2-3 года – звуки И Ы У Ф В Д Т Н К Г Х Й;
• в 3-5 лет – звуки С З Ш Ж Ч Щ Ц;
• в 5-6 лет – звуки Л Р.
Почти все личностные качества : вкусы, привычки, характер, темпе-
рамент закладываются у человека в детстве. И немалую роль в становлении
личности играет речь. Представим себе ребенка с дефектом речи, который не
посещает детский сад. Он не испытывает по этому поводу никаких пережива-
ний. Сверстники не смеются над ним, не дразнят его. Он раскован, разговор-
чив, охотно общается, но при этом у него не возникает необходимость исправ ления своего недостатка речи. Таким образом теряется время, что в дальней- шем сказывается на личности такого ребенка. Точно такой же ребенок, посе- щающий детский сал, может подвергаться и насмешкам, и обидным замеча- ниям, воспитатели часто не допускают таких детей к выступлениям на детс- ких утренниках. Ребенок обижен, он не чувствует себя равным среди других детей. Постепенно он будет стараться при удобном случае отмолчаться или ответить односложно, он постарается не принимать участие в речевых играх, он будет молчуном.
Из всего вышесказанного следует сделать вывод:
если Вы хотите, чтобы Ваш малыш состоялся как личность, чувствовал
себя свободным и уверенным во всем и всегда, тогда учите его говорить.
Нарушения зрения обычно сопровождаются вторичными отклонения-
ми, природа которых разнообразна. Глубокое нарушение зрения отрицатель-
но сказывается на нервно-психическом статусе ребенка, значительно снижает
его двигательную активность и ориентировку в пространстве, влияет на разви
тие познавательной деятельности и формирование общего речевого статуса.
Речевые расстройства встречаются у детей с патологией зрения значи-
тельно чаще, чем у хорошо видящих детей. Но не всегда они связаны с нару-
шением зрения. Часть речевых нарушений является следствием самых разно-
образных причин: нарушение внутриутробного развития и ЦНС, воздействие
соматических факторов, неблагоприятное влияние окружающей среды, сла-
бое развитие моторики и координации.
Поражения зрительного нервного аппарата вызывают изменения тех
или иных зрительных функций, что отрицательно влияет на восприятие, а
также и другие психические процессы, которые формируются у такого ребен-
ка значительно дольше и в более поздний период, чем у нормально развиваю-
щегося ребенка.
В силу нарушения зрительного анализатора у детей проявляется
своеобразие речевого развития, которое выражается в большинстве случаев
в нарушении всех компонентов языка. Это объясняется тем, что формирова-
ние речи таких детей протекает в более сложных условиях, чем у детей с
нормальным зрением.
Нарушения речи впрямую не зависят от остроты зрения, но наличие
зрительной патологии ставит ребенка относительно формирования речи в
ранний период развития в неравные условия с хорошо видящими сверстни-
ками, т. к. у детей со зрительной патологией сужается сфера для развития
двигательно-моторной активности. Нарушается общение ребенка со средой.
Для детей со зрительной патологией характерна бедность представ-
лений и недостаточное понимание семантической основы слова, трудность в словесной интерпретации практических действий. Если ребенок праивльно
называет предмет, это не значит, что у него имеются четкие представления о
нем. Это объясняется трудностями установления предметной соотнесенности
слова и образа, правильного употребления слов в речевой практике. Это яв-
ляется причиной недоразвития смысловой стороны речи и трудностей в раз-
витии познавательной деятельности дошкольников и лишает детей возмож-
ности применять полученные знания в учебной и игровой деятельности.
Овладение фонетической стороны речи, с которой начинается усвое-
ние родного языка, т. е. формирование фонематического слуха и механизма
звукопроизношения (артикуляции, совершается на основе подражания и
если развитие фонематического слуха и формирование речеслуховых пред-
ставлений, основанное на слуховом восприятии речи протекает у хорошо и плохо видящих детей идентично, то формирование речедвигательных образов (артикуляции звуков речи, основанное не только на слуховом, но и на кинестетическом и зрительном восприятии, существенно страдает. Это
есть следствие полного или частичного нарушения возможности визуально отражать артикуляционные движения вступающих в речевой контакт с плохо
видящим ребенком окружающих его людей.
Коррекционная работа со слабовидящими детьми строится с учетом специфических принципов: учет первичных и вторичных дефектов,
опора на сохранные анализаторы и создание полисенсорной основы, форми-
рование всесторонних представлений об окружающем с опорой на различные формы вербальной и невербальной деятельности, учет нарастающей сложности вербального материала. Коррекционная работа предусматривает
не только комплексное развитие всех компонентов родного языка и психических процессов, тесно связанных с речевой деятельностью (внима-
ние, мышление, восприятие, память, но и требует развития различных па-
раметров зрительных функций.