МААМ-картинки

Консультация для педагогов и родителей

Мария Верхоланцева
Консультация для педагогов и родителей
▼ Скачать + Заказать документы

У большинства детей звукопроизношение к 4-5 годам достигает

языковой нормы. Однако в силу индивидуальных, социальных и патологичес-

ких особенностей развития у некоторых детей возрастные несовершенства произношения звуков не исчезают, а принимают характер стойкого дефекта, называемого дислалией. Дислалия является одним из самых распространен -ных дефектов речи.

Дислалия бывает механическая и функциональная.

Причины механической дислалии:

• укороченная уздечка языка, массивный язык;

• дефекты строения челюстей (аномалия прикуса);

• неправильное строение неба;

• толстые губы.

При функциональной дислалии дефектов артикуляционного ап-

парата нет. К причинам функциональной дислалии относятся:

• неправильное воспитание речи ребенка в семье. Иногда взрослые, под-

лаживаясь под речь ребенка, умиляясь его забавному лепету, на протя-

жении длительного периода «сюсюкают» с малышом. В результате у него надолго задерживается развитие правильного звукопроизношения;

• дислалия по подражанию Вредным для ребенка оказывается постоянное

общение с малолетними детьми, у которых еще не сформировалось пра-

вильное звукопроизношение. Большой вред приносит детям постоянное

общение с людьми, у которых неясная, смазанная или торопливая речь;

• двуязычие в семье;

• педагогическая запущенность. Взрослые иногда совершенно не обра –

щают внимание на звукопроизношение ребенка, не поправляют ошибки

малыша, не дают ему образец четкого и правильного произношения. Это тормозит нормальное развитие произносительных навыков.

• недоразвитие фонематического слуха. При этом у ребенка наблюдаются

затруднения в различении звуков, например звонких и глухих соглас –

ных, мягких и твердых свистящих и шипящих. В дальнейшем это мо –

жет привести к нарушениям письма и чтения;

• недостаточная подвижность органов артикуляционного аппарата: губ,

языка, нижней челюсти;

• снижение слуха;

• недостаточное умственное развитие речи.

Неправильное произношение может наблюдаться в отноше –

нии любого согласного звука, но часто нарушаются звуки Р,Л,С,З,Ц,Ш,Ж,Ч,

Щ.

Полноценная речь ребенка является непременным условием

его успешного обучения в школе. Поэтому очень важно устранить все недо-

статки звукопроизношения еще в дошкольном возрасте, до того, как они пре-

вратяться в стойкий, сложный дефект.

Установлено, что не позже 5 лет необходимо приступать к

ликвидации нарушений звукопроизношения, т. к. после 4-5 лет нарушения

считаются патологией. Таким образом, именно с этого возраста и нужно

начинать логопедическую работу по устранению дислалии

Родителя часто обращаются к врачам, когда ребенку исполняется

2,5-3 года и при этом всегда жалуются на то, что их ребенок не говорит, и очень редко на то, что ребенок не слышит. А вместе с тем между этими явле-

ниями имеется самая тесная связь. Ведь немота часто является следствием нарушения слуха, но не всегда.

Возможна, и так называемая, слухонемота- алалия, при которой ребенок, имея нормальный слух, все не начинает говорить. Случается и так,

что неумение говорить связано с умственной отсталостью ребенка.

Как определить, слышит ли ребенок?

Нужно знать, что • к 3-4 месяцу жизни ребенок начинает реагировать на различные шумы,

поворачивать голову на хлопки, на голос, на звучащую игрушку (у ос-

лабленных детей это может наступить несколько позже);

• к 7-8 месяцу появляются первые признаки того, что ребенок понимает

речь. Дети различают интонации, строгий и ласковый тон, даже не видя выражения дица. Это свидетельствует о том, что ребенок слышит;

• к 10-11 месяцам ребенок подражая взрослым, повторяет на ними разно=

образные звуки и слоги, начинает понимать обиходные слова: «пока-

жи», «дай».К 1 году обычно ребенок произносит 6-10 слов: мама, папа,

ав-ав и т. д. Пытается говорить отдельные слова.

Таковы возможности нормально развивающегося ребенка.

Уже отсутствие у ребенка реакции на шум в возрасте 3-4 меся-

цев, а в дальнейшем непонимание слов- обращений, должно насторожить ро-

дителей.

Если у Вас вызвало беспокойство отсутствие речи у ребенка, то

перед тем, как обратиться у специалисту, попробуйте выяснить сами, только ли ребенок не говорит, слышит ли он, реагирует ли на неожиданно вклю-

ченный телевизор, громкий голос, на удары по столу, по полу, понимает ли

речь?

Если ребенок в 8-9 месяцев, даже не видя Вас, откликается на имя, когда Вы его зовете, отзывается на шепот, если в 1-1,5 года он не гово-

рит, но понимает обращения, такие как «Принеси мишку», «Покажи ручки»,

«Позови маму» - значит опасения Ваши напрасны – ребенок слышит. Это

всего лишь задержка самостоятельной речи, очень распространенная, особен-

но у мальчиков. Причиной этого могут быть условия, в которых растет ребе-

нок, его физическая слабость, недостаточное общение со взрослыми.

В этом случае Вам следует посоветоваться с педиатром, как

укрепить физическое здоровье ребенка,заняться с ним разнообразной деятель

ностью, побольше играть и в процессе общения стимулировать его речь. Го-

ворите так, чтобы ребенок не только понимал Вас, но и был вынужден отве-

чать и даже самостоятельно обращаться к Вам. При этом ни в коем случае

не принуждайте ребенка произносить те или иные слова.

Если же во время наблюдения за ребенком в быту Вы обнару-

жили, что он не слышит речь обычной разговорной громкости, а тем более громкую речь, что находясь вблизи от Вас, не реагирует на шепот, в этом случае Вам следует обратиться к врачу- отоларингологу или в специальный сурдологический кабинет, где Вашего ребенка проконсультирует врач- сур-

долог и сурдологопед.

Точно установить степень потери слуха у ребенка до 3 лет в те-

чение короткого амбулаторного приема бывает трудно. Вместе с тем это важно, и чем в более раннем возрасте Вам удастся определить, глухой Ваш ребенок или слабослышащий, тем более конкретными будут рекомендации

по развитию речи таких детей.

При задержке речи обычно не предполагаются выраженные морфологи-

ческие изменения в центральной нервной системе. Нарушения часто имеют

нейродинамический характер, они обратимы. Это может быть результатом различных патологических состояний у детей, перенесших нетяжелую родо- вую травму или истощение в результате систематических заболеваний в пер-

вые месяцы и годы жизни, а также неблагоприятных условий окружения и воспитания (глухонемоты родителей, нарушения речи близких окружающих,

двуязычия). Для развития речи ребенка недостаточно, чтобы все отделы

центральной нервной системы, принимающие участие в речевой функции, были сохранны, важно, чтобы они активно функционировали. Поэтому не-

благоприятные воздействия, нарушающие эту активность, будут приводить к

задержке речи.

В ходе обследования ребенка очень трудно определить, какие речевые

нарушения у ребенка: общее недоразвитие речи или задержка речевого раз-

вития. В большинстве случаев точный диагноз может быть установлен толь-

ко в процессе логопедической работы.

Весь ход речевого развития у детей с задержкой речи качественно отли

чается от речи детей при общем ее недоразвитии.

Развитие речи при задержке отличается от нормального только по сво-

ему темпу, переход от одной стадии речевого развития к другой чаще проис-

ходит, как и при нормальном речевом развитии, скачкообразно. Поэтому с

каждым годом такой ребенок все больше и больше догоняет своих здоровых

сверстников и при раннем начале логопедических занятий к началу школьно-

го возраста может полностью преодолеть свою речевую недостаточность.

Кроме того, исходя из общей картины задержки речевого развития понятно,

что у этих детей менее выражены признаки так называемого органического

поражения их центральной нервной системы. Общие моторные функции,

психические реакции, поведение у этих детей более сохранны, в случаях же

нарушения эти дети легче поддаются лечебно-коррекционным воздействиям.

Задержка речевого развития очень часто сочетается с более замедлен-

ным темпом интеллектуального развития ребенка.

В дошкольном возрасте в зависимости от обратимости речевых нару- шений целесообразно выделять две группы детей. Наиболее многочисленную

группу составляют дети, у которых речевые нарушения не обусловлены пато-

логическим состоянием. Развитие речи этих детей задерживается по различ-

ным причинам, но при условии оказания им своевременной и правильной ло-

гопедической помощи они успевают к школьному возрасту догнать своих

сверстников м в дальнейшем успешно обучаются в массовой школе.

Это группа детей с задержкой речевого развития

Речь- это сложная функция, и развитие ее зависит от многих момен-

тов. Она формируется на примере речи родных и близких ребенку людей: ма-

тери, отца, бабушки, дедушки, старших, а иногда и младших, сестер и брать- ев, воспитателей и друзей. Серьезное значение имеют психологические осо-

бенности ребенка: он должен четко воспринимать слова и звуки, запоминать

их и точно воспроизводить. Хорошее состояние слуха, умение внимательно

слушать имеют решающее значение. Дети с ослабленным слухом и зрением

часто имеют и различные нарушения речи.

Рассеянные, невнимательные дети также совершают ошибки в звуко-

произношении, Для того, чтобы правильно воспроизвести услышанное, у ре-

бенка должен быть хорошо развит речевой аппарат, он должен четко действо

вать.

Бытует глубоко неправильное мнение о том, что звукопроизноситель

ная сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без специального воз-

действия и помощи взрослых, будто бы ребенок сам постепенно овладевает

правильным произношением.

В действительности же невмешательство в процесс формирования

детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии. Речевые

недостатки, закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в

последующие годы. Разумная семья всегда старается воздействовать на фор-

мирование детской речи, начиная с самых ранних лет жизни. Очень важно,

чтобы ребенок с раннего возраста слышал речь правильную, отчетливую.

Родители просто обязаны знать, какое огромное значение для ребенка имеет

речь взрослых, и как именно нужно разговаривать с маленькими детьми.

Взрослые должны говорить правильно, не искажая слова, четко произнося

каждый звук, не торопиться, не «съедать» слоги и окончания слов.

Совершенно неуместна «подделка» под детский язык, она тормозит развитие

речи. Особенно четко нужно произносить незнакомые, новые для ребенка и

длинные слова. Вы должны приучить малыша смотреть прямо на говорящего

тогда он легче перенимает артикуляцию взрослых.

Ребенок младшего дошкольного возраста (от 2-х до 4-х лет) уже в значитель-

ной мере овладевает речью, но речь еще недостаточно чиста по звучанию.

Наиболее характерной речевой недостаток для детей этого возраста – смяг-

ченность речи.

В среднем дошкольном возрасте (4 -5 лет) в речи почти исчезает смягчение.

Дети произносят звуки то правильно, то неправильно, отмечается большое

количество замен одних звуков на другие и эти замены не носят постоянного

характера.

Большинство детей старшего дошкольного возраста (о 6-ти до 7-и лет) гово-

рят правильно. Речевые недостатки этой возрастной группы выражаются в

более стойких искажениях и заменах звуков. Картавость, шепелявость ста-

новятся привычными.

При нормальном развитии речи звуки появляются в следующем порядке:

• в 1-2 года – звуки А О Э П М Б;

• в 2-3 года – звуки И Ы У Ф В Д Т Н К Г Х Й;

• в 3-5 лет – звуки С З Ш Ж Ч Щ Ц;

• в 5-6 лет – звуки Л Р.

Почти все личностные качества : вкусы, привычки, характер, темпе-

рамент закладываются у человека в детстве. И немалую роль в становлении

личности играет речь. Представим себе ребенка с дефектом речи, который не

посещает детский сад. Он не испытывает по этому поводу никаких пережива-

ний. Сверстники не смеются над ним, не дразнят его. Он раскован, разговор-

чив, охотно общается, но при этом у него не возникает необходимость исправ ления своего недостатка речи. Таким образом теряется время, что в дальней- шем сказывается на личности такого ребенка. Точно такой же ребенок, посе- щающий детский сал, может подвергаться и насмешкам, и обидным замеча- ниям, воспитатели часто не допускают таких детей к выступлениям на детс- ких утренниках. Ребенок обижен, он не чувствует себя равным среди других детей. Постепенно он будет стараться при удобном случае отмолчаться или ответить односложно, он постарается не принимать участие в речевых играх, он будет молчуном.

Из всего вышесказанного следует сделать вывод:

если Вы хотите, чтобы Ваш малыш состоялся как личность, чувствовал

себя свободным и уверенным во всем и всегда, тогда учите его говорить.

Нарушения зрения обычно сопровождаются вторичными отклонения-

ми, природа которых разнообразна. Глубокое нарушение зрения отрицатель-

но сказывается на нервно-психическом статусе ребенка, значительно снижает

его двигательную активность и ориентировку в пространстве, влияет на разви

тие познавательной деятельности и формирование общего речевого статуса.

Речевые расстройства встречаются у детей с патологией зрения значи-

тельно чаще, чем у хорошо видящих детей. Но не всегда они связаны с нару-

шением зрения. Часть речевых нарушений является следствием самых разно-

образных причин: нарушение внутриутробного развития и ЦНС, воздействие

соматических факторов, неблагоприятное влияние окружающей среды, сла-

бое развитие моторики и координации.

Поражения зрительного нервного аппарата вызывают изменения тех

или иных зрительных функций, что отрицательно влияет на восприятие, а

также и другие психические процессы, которые формируются у такого ребен-

ка значительно дольше и в более поздний период, чем у нормально развиваю-

щегося ребенка.

В силу нарушения зрительного анализатора у детей проявляется

своеобразие речевого развития, которое выражается в большинстве случаев

в нарушении всех компонентов языка. Это объясняется тем, что формирова-

ние речи таких детей протекает в более сложных условиях, чем у детей с

нормальным зрением.

Нарушения речи впрямую не зависят от остроты зрения, но наличие

зрительной патологии ставит ребенка относительно формирования речи в

ранний период развития в неравные условия с хорошо видящими сверстни-

ками, т. к. у детей со зрительной патологией сужается сфера для развития

двигательно-моторной активности. Нарушается общение ребенка со средой.

Для детей со зрительной патологией характерна бедность представ-

лений и недостаточное понимание семантической основы слова, трудность в словесной интерпретации практических действий. Если ребенок праивльно

называет предмет, это не значит, что у него имеются четкие представления о

нем. Это объясняется трудностями установления предметной соотнесенности

слова и образа, правильного употребления слов в речевой практике. Это яв-

ляется причиной недоразвития смысловой стороны речи и трудностей в раз-

витии познавательной деятельности дошкольников и лишает детей возмож-

ности применять полученные знания в учебной и игровой деятельности.

Овладение фонетической стороны речи, с которой начинается усвое-

ние родного языка, т. е. формирование фонематического слуха и механизма

звукопроизношения (артикуляции, совершается на основе подражания и

если развитие фонематического слуха и формирование речеслуховых пред-

ставлений, основанное на слуховом восприятии речи протекает у хорошо и плохо видящих детей идентично, то формирование речедвигательных образов (артикуляции звуков речи, основанное не только на слуховом, но и на кинестетическом и зрительном восприятии, существенно страдает. Это

есть следствие полного или частичного нарушения возможности визуально отражать артикуляционные движения вступающих в речевой контакт с плохо

видящим ребенком окружающих его людей.

Коррекционная работа со слабовидящими детьми строится с учетом специфических принципов: учет первичных и вторичных дефектов,

опора на сохранные анализаторы и создание полисенсорной основы, форми-

рование всесторонних представлений об окружающем с опорой на различные формы вербальной и невербальной деятельности, учет нарастающей сложности вербального материала. Коррекционная работа предусматривает

не только комплексное развитие всех компонентов родного языка и психических процессов, тесно связанных с речевой деятельностью (внима-

ние, мышление, восприятие, память, но и требует развития различных па-

раметров зрительных функций.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов и родителей «Проведение прогулки» Прогулка это обязательный компонент в режиме дня, которая проходит на улице, на свежем воздухе. Она должна постоянно пополнять и обогащать.

Консультация для педагогов и родителей «Терроризм» Терроризм – насилие или угроза его применения в отношении физических лиц или организаций, а также уничтожение или угроза уничтожения имущества.

Консультация для педагогов и родителей «Увлекательная тестопластика»Консультация для педагогов и родителей «Увлекательная тестопластика» Консультация для педагогов и родителей «Увлекательная тестопластика»Подготовила воспитатель МАДОУ ДС №23: Ганичева И. В. Развитие ребенка.

Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Консультация для педагогов и родителей
Опубликовано: 12 января 2025 в 15:46
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов и родителей» (включая файлы) размещена пользователем Мария Верхоланцева (УИ 3402305) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
13 января 2025 понедельник
Печатаем, штампуем и мастерим из российских газет
Добрый вечер, Щедрый вечер! Встречаем Старый Новый год!
14 января 2025 вторник
Празднуем Старый Новый год по сценарию
Праздник логических игр и головоломок



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД