Полтева Елена
Занятие по патриотическому воспитанию в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи «Память против времени»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Чувство Родины начинается с того, что вызывает отклик в душе. И хотя, многие впечатления в дошкольном детстве еще не осознаны глубоко, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. К сожалению, в современном обществе утрачиваются традиции патриотического воспитания. Сложно быть патриотом не зная как любили, берегли и защищали Родину наши предки. Актуальность воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста очевидна и чрезмерно важна. Но в то же время Великая Отечественная война для наших детей – история далекая. Поэтому необходимо попытаться передать то, что храниться в нашей памяти как свидетельство того, что пережили наши соотечественники, связь времен, чтобы и нынешние дошкольники ощутили пусть и опосредованное, но отношение к тем военным событиям.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Нравственно-патриотическое воспитание
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Основываясь на важнейших положениях педагогики и психологии о том, что формирование патриотических чувств дошкольника наиболее результативно происходит в процессе совместной деятельности, реализуемой как в ходе непосредственно образовательной деятельности, так и других видах детской деятельности (чтение художественной литературы, просмотр видеоматериалов, экскурсии, дидактические и сюжетно-ролевые игры и др.). Мною выбрана тема занятия «Память против времени», которое является частью цикла занятий о Великой Отечественной войне. Данное занятие разработано с использованием игровых и здоровьесберегающих технологий в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи, в количестве 8 человек: 5 из которых имеют ОНР I степени и 3 ребенка с ОНР II степени.
Учебно-методическое обеспечение:
1. Н. В. Алешина «Патриотическое воспитание дошкольников». Методические рекомендации.
2. Интернет ресурсы.
3. Хомская Е. Д. Нейропсихология.
НОД на тему «Память против времени»
Цель: формирование элементарных представлений у воспитанников о Великой Отечественной войне.
Задачи:
Образовательные:
- расширять и обобщать знания детей о ВОВ, формировать уважительное отношение к защитникам Отечества.
- Развивающие:
- развивать интерес к прошлому страны;
- развивать речевую активность, диалогическую речь (посредством ответов на вопросы, диалога);
- развивать внимание, слуховую память, меткость, базовые сенсомоторные взаимодействия с опорой на графическую деятельность.
Воспитательные :
- способствовать появлений чувств уважения и благодарности.
Предварительная работа:
Чтение стихотворений: Агния Барто «Я с войны», «Уральцы бьются здорово»; Сергей Михалков «Стихи о войне»; Самуил Маршак «Стихи о войне и мире».
Просмотр короткометражного мультфильма: «Солдатская сказка» 1983г., снятый по произведению Паустовского К. Г. «Похождения жука-носорога».
Привлечение родителей к созданию наглядно-дидактического материала по теме Великой Отечественной войны.
Слушание музыки В. Агапкина «Прощание славянки».
Методы и приемы:
• рассматривание иллюстраций
• чтение стихотворения
• беседа, вопросы к детям
• нейропсихологические упражнения
• игры с мячом
Материалы и оборудование: магнитофон, настенная доска, демонстрационный материал: иллюстрации о ВОВ: Федюнин Ф. «Немцы», Кугач М. Ю. «Во время войны», Лихо В. «Не плачь, деда», Рутштейн В. «Солдаты»; аудиозапись звуки войны; звезда; корзина и мячики; большой мяч; 10 листов и фломастеры (мелки) на каждого ребенка.
Ход занятия.
Воспитатель : Дети, наша огромная страна будет отмечать - великий праздник! 9 мая. Кто знает, что это за праздник?
Ответы детей : – День Великой Победы!
Воспитатель : Правильно, я рада, что вы знаете, это праздник! Ведь это значимая часть истории России и каждого из нас. Предлагаю рассмотреть иллюстрации, которые висят у нас на доске. Что изображено на них? (ответы детей). Какие эмоции вызывают у вас данные иллюстрации? Почему же слово «война» такое страшное?
Ответы детей : Потому что гибнут люди (добиваться полного ответа - а кто остаются живы, во время войны страдают, голодают, болеют, видят слёзы и страдания близких и родных)
Воспитатель : Правильно ребята. Много лет тому назад наша страна пережила величайшую трагедию – войну! На нас напали враги. Началась она 22 июня 1941 года в четыре утра, неожиданным нападением Германии. Они напали очень коварно, ранним утром, когда все люди еще спали. Никто не ждал ничего плохого. И вдруг в тишине раздались грохот танков и взрывы бомб (включить звуки войны). На дома, в которых мирно спали люди, обрушился шквал огня. На защиту людей и всей страны встали военные, солдаты, простые мужчины и женщины, пожилые люди, даже дети приняли участие в этой войне. Чудеса героизма и храбрости проявили наши соотечественники, защищая родную землю. Бои шли на земле, в небе, на море. И длилась она долгих четыре года. На борьбу с врагом поднялась вся наша огромная страна! 9 мая 1945 года немецкая армия признала полное своё поражение. С той поры этот день стал нашим великим праздником — Днем Победы!
Воспитатель : ребята, как вы думаете, без кого мы не смогли бы победить?
Ответы детей; солдаты, военные.
Воспитатель : вы правы! Без солдат, без людей, готовых сражаться, мы не смогли бы победить. А вы хотите поиграть и подумать «Каким должен быть солдат?» Дети становятся в круг, передавая звезду называют качества солдата, воина – защитника: смелый, умный, добрый, храбрый, отважный и т. п., при этом нужно назвать и те качества, которые были названы (вызывает большие затруднения вспомнить все качества).
Воспитатель : Молодцы ребята, справились с заданием. А теперь предлагаю вам стать настоящими солдатами, и показать какие вы меткие. П/и «Снайперы» (метание мячиков в корзину).
Воспитатель : вы отлично справились. А как вы думаете солдатам, военным нужно быть внимательными? (ответы детей) Давайте потренируем вашу внимательность! Согласны? (ответы детей) Сейчас я буду показывать вам разные упражнения, а вы их повторять. Только вот одно движение повторять нельзя, его нужно пропустить. После воспитателя движения показывает кто-то из детей.
Воспитатель : просто замечательно! Вы и меткие и внимательные, давайте посмотрим какие вы сплоченные, поиграв с мячом всем вместе. Игра «Катание мяча». Дети садятся в круг, кладут ноги ступня к ступне (получается многоугольная звезда). Они перекатывают друг другу большой мяч. Сначала мяч отталкивают от себя двумя руками, через минуту дети убирают левую руку за спину и катают мяч только правой рукой, а через 2 минуты – левой рукой. Мяч должен катиться ровно и прямо в руки партнеру.
Воспитатель : А сейчас, предлагаю всем сесть на свои места и послушать стихотворение Михаила Владимова «Еще тогда нас не было на свете»
Ещё тогда нас не было на свете,
Когда гремел салют из края в край.
Солдаты, подарили вы планете
Великий Май, победный Май!
Ещё тогда нас не было на свете,
Когда в военной буре огневой,
Судьбу решая будущих столетий,
Вы бой вели, священный бой!
Ещё тогда нас не было на свете,
Когда с Победой вы домой пришли.
Солдаты Мая, слава вам навеки
От всей земли, от всей земли!
Благодарим, солдаты, вас
За жизнь, за детство и весну,
За тишину,
За мирный дом,
За мир, в котором мы живём!
Ребята! Через пару дней будет великий праздник – День Победы! Если вы 9 мая увидите человека с орденами, то подойдите и поздравьте его с праздником, скажите ему «Спасибо!» за то, что он защитил нашу страну, нашу Родину от врагов. Ветеранам будет приятно, что мы все помним о той трудной замечательной победе.
Воспитатель : В завершении нашего с вами занятия хочу вам предложить нарисовать радугу как символ мира, единства и добра.
«Радуга». Дети рисуют разноцветную радугу. Необходимо приготовить несколько цветов фломастеров (мелков) и разделить лист пополам. Упражнение выполняется сначала одной рукой (отдельно правой и левой, а потом двумя руками одновременно. Каждую дугу в радуге обводят несколько раз, не отрывая руки. Для некоторых детей, можно нарисовать две точки, которые будут являться внешними границами радуги.
По завершению выполнения упражнения.
Воспитатель : Ребята, вам понравилось сегодняшнее занятие? А кто мне скажет, о чем мы сегодня говорили? Почему важно помнить о празднике Великой Победы? Благодаря кому советская армия смогла победить врага? Какие качества солдат мы сегодня вспомнили? (ответы детей)
Вы сегодня молодцы: вы правильно отвечали на вопросы, метко попадали в цель, внимательно следили за движениями и сплоченно играли в мяч.
Самоанализ занятия.
Совместная деятельность с детьми проводилась в группе старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. Форма проведения выбрана подгрупповая, 8 человек. Занятие сочетает в себе образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Для реализации каждой задачи были подобраны приемы, помогающие решить в интересной и занимательной форме программные задачи. В течении НОД ставились проблемные вопросы, осуществлялись предпосылки навыков анализа, синтеза во время актуализации знаний детей на основе опоры на жизненный опыт, знания детей. Во время подведения итогов образовательной деятельности, формировалась предпосылка умения оценки собственной деятельности.
Вводная часть непосредственно образовательной деятельности (НОД) предполагала организацию детей : переключение внимания на предстоящую деятельность, стимуляцию интереса к ней, создание эмоционального настроя, установку на предстоящую деятельность, объяснение.
Основная часть НОД - Для мобилизации интеллектуальных возможностей детей и снятия их общего утомления были проведены нейропсихологические упражнения, логически связанные с темой занятия. Индивидуализация обучения проявлялась в оказании затрудняющимся при выполнении заданий детям помощи, напоминания, дополнительного объяснения, а также в учёте особенностей мышления и темпа восприятия каждого ребёнка.
В заключительной части НОД подведен итог деятельности, используя метод анализа успешности выполнения задания и метод самооценки детьми своих возможностей.
По итогу занятия у детей : формируются знания о празднике День Победы. Обобщены представления о том, кто такие солдаты, какими качествами должны обладать. Реализована потребность в смене деятельности. Прослеживалась активная позиция детей. Соотношение монологического и диалогического общения между детьми и воспитателем было в достаточно правильном соотношении. Учтены психологические, индивидуальные и физические особенности воспитанников. Положительные результаты занятия закреплены словесным поощрением, рефлексией.