Светлана Баранок
Педагогический проект для старших дошкольников «Знакомство с родным городом Павлово»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность и перспективность опыта.
Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству. (Д. С. Лихачев)
Патриотизм – любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за неё, желание трудиться на её благо, беречь и умножать её богатства – начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а, следовательно, полноценную личность, без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике.
Публикация «Педагогический проект для старших дошкольников „Знакомство с родным городом Павлово“» размещена в разделах
Воспитывать патриотизм нужно с раннего детства, не забывая о том, что патриотизм у каждого ребёнка формируется индивидуально. Он связан с духовным миром человека. И задача педагогов сделать так, чтобы эти переживания были яркими, незабываемыми. Начиная работу, педагог должен сам знать природные, культурные, экономические и социальные особенности региона, где он живёт.
Сегодня наше общество переживает переоценку идеалов, иногда ставятся под сомнение общечеловеческие ценности, что может привести к необратимым последствиям. Содержание образования должно быть направлено на воспитание культурного человека, любящего свой город, край, свою Родину.
Семья выступает как образец моделей поведения и оказывает большое влияние на развитие личности. Многие взрослые, даже коренные жители, имеют недостаточно знаний о своём городе.
Я считаю, что именно в дошкольном возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношение к окружающему миру, формируются патриотические чувства – чувство привязанности к своей семье, дому, чувство гордости за город, в котором родился и живёшь и, конечно же, за свою страну. Кем бы ни стал ребёнок в будущем, он должен хорошо помнить свою роль в окружающем мире, осознавать последствия своих действий. Дошкольный возраст – важный этап в развитии личности ребёнка. Несмотря на то, что все дети разные – по характеру, по темпераменту, по способностям, всех их связывают общечеловеческие черты: стремление к познанию окружающего мира, стремление к свободе, к самовыражению. Как бы ни был одарён ребёнок, от природы, в нём всегда заложены возможности самосовершенствования, творческого и познавательного потенциала. Сейчас к образовательным учреждениям предъявляют высокие требования. Одним из них является необходимость повышения качества образовательного процесса, усиление его индивидуально-личностной нравственности с целью воспитания свободомыслящей, гуманистически ориентированной личности, способной понимать и любить окружающий мир.
Цель моего опыта:
«Закрепление и расширение знаний о родном городе».
Задачи:
Образовательные задачи:
- развивать познавательный интерес к изучению истории родного города;
- пополнять активный словарь детей;
- знакомить детей с символами города Павлово;
Развивающие задачи:
- формировать основы понятия: «Я – павловчанин»;
- расширять и закреплять знания детей о родном городе;
Воспитательные задачи:
- воспитывать у ребёнка привязанность к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
- воспитывать уважение к труду, людей, живущих в городе;
- развивать чувство ответственности и гордости за достижения города;
- воспитывать любовь к родному городу, желание видеть его красивым; Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту – так как воспитывают в ребёнке не только нравственно - патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.
Исходя из содержания «Программы воспитания и обучения (под редакцией М. А. Васильевой) я сделала вывод, что формирование представлений о своей малой родине необходимо осуществлять такими методами, которые позволят детям лучше усвоить знания. Это, прежде всего организованные формы обучения:
- выявление уровня знаний детей.
- разработка конспектов и проведение с детьми бесед, экскурсий.
- занятия, экскурсии, беседы, наблюдения;
- изобразительная деятельность;
- обобщение представлений о родном городе;
- развитие речи;
Большое значение для усвоения знаний имеет совместная деятельность воспитателя и детей:
1. Посещение краеведческого музея.
2. Просмотр репродукций.
3. Экскурсии к Мемориалам Славы.
4. Фотовыставка «Моя малая Родина».
5. Вечер поэзии «Мой любимый город».
6. Создание альбомов «Мой город», «Города России».
7. Конкурс рисунков «Улица, на которой я живу», «По дороге в детский сад».
8. Чтение произведений местных поэтов.
9. Сюжетно-ролевые игры.
10. Целевые прогулки по городу.
11. Беседы: «Визитная карточка города – герб», «Мой родной город», «Улицы нашего города».
12. Составление рассказов «Из окна наша улица видна».
Свою работу я начала с серии конспектов о родном городе. Прежде всего, были созданы условия для формирования представлений о городе – о его достопримечательностях, транспорте, экологии, известных людях, старинных зданиях, о его символике и истории. Это и книги Павловских поэтов и фотографии родного города и иллюстрированный журнал о Павловском музее, и многое другое.
Всё это вызвало у детей огромный интерес. Рассматривая иллюстрации с изображениями старинных улиц, дети задавали много вопросов: «Как давно появился наш город?», «Откуда произошли названия улиц?», «Кто строил дома?», «Какова история нашего герба?», «Почему наш город носит название Павлово?».
Чтобы удовлетворить интерес, я много рассказывала и читала детям занимательных историй, книг Павловских поэтов, исторических фактов. Беседовала с детьми на темы: «Кто прославил наш город», «Красавица –Ока», «Что за чудо Павловские лимоны!», «Исторические памятники», «Наше наследие». Узнав об одной из достопримечательностей нашего города – Павловском лимоне, дети с удовольствием изображали его во время рисования и лепки. Я рассказала детям, что наш город славится лимонами, и павловчане вкладывают душу в каждое деревце, в результате, появляется то чудо, которое мы называем Павловским лимоном. В итоге дети стали рассказывать, что лимоны выращивают их мамы и бабушки, кто-то видел лимоны у друзей, соседей, или родственников, или просто в окнах домов, когда проезжал мимо. На занятиях по изодеятельности дети рисовали наш герб, выполняли аппликацию, которую потом подарили ребятам младших групп, чтобы они тоже смогли с ним познакомится. Знакомство с городом начинается с улицы, по которой идёшь в детский сад. Для наиболее полного представления о нашей малой Родине я предложила подготовить выставку рисунков «Улица, на которой я живу». Детям и родителям было дано задание – нарисовать одну из улиц нашего города. Я и представить не могла, какие интересные работы принесут дети. Семья Лены А. живёт на улице, где сохранились старинные здания. Алёша И. нарисовал как они едут с мамой на автобусе к проходной завода. Семьи Вики Н. за озеленение нашего города – улица, которую они нарисовали полна деревьев, зелени и цветов. Рассматривая фотографии зданий нашего города, дети отражали свои впечатления от увиденного во время занятия по конструированию «здания нашего города».
Ребята строили музей, школу, ДТЮ, проходную завода, Дворец Культуры и многое другое. Задавали много вопросов об архитектуре, исторических особенностях. Я рассказала детям, что каждое из зданий нашего города – это результат работы многих людей. У каждого из них своя история и каждое по-своему уникально и неповторимо. Например, Дворец Культуры является украшением нашего города и известен не только в Павлове, но и во всей России.
На своём опыте я убедилась, что ничто так не увлекает детей и не приносит им радости, восторга и познавательного удовлетворения, как узнавание о своём родном городе, гордости за себя людей, живущих в нём. Сидя за пустым столом, ребёнок быстро устаёт, отвлекается от рассказа взрослого, начинает искать себе работу, возит по крышке стола, теребит одежду. Эффективность такой работы будет очень низка, поэтому, дети обязательно должны что-то делать на занятии, участвовать в нём. Особенно это относится к занятиям по развитию речи и ознакомлению с окружающим. Я стараюсь разнообразить занятия и сделать их как можно интереснее. Ввести новые формы, такие как разгадывание кроссвордов, использование дидактических игр, составление и прослушивание рассказов детей о родном городе, введение схем, планов и составление карты родного города. Очень радовала детей игра «Найди свой герб». Я старалась не нести готовой информации, а вместе с детьми узнавать новое, интересное, или находить знакомое, родное в восприятии нашего города. Всего этого я придерживалась, когда разрабатывала конспекты о нашем городе. Мои занятия построены на принципах развивающего обучения и направлены на развитие личности в целом, а также на совершенствование речи дошкольников, их мышления, творческих способностей, культуры чувств. Приоритет в обучении отдаётся не простому запоминанию и не механическому воспроизведению знаний, а пониманию и оценке происходящего, совместной практической деятельности воспитателя и детей.
Итогом проделанной работы стало комплексное занятие по теме: «Наш родной город», на котором ребята беседовали о том, чем славен город Павлово, слушали ребят, которые подготовили интересные рассказы о достопримечательностях нашего города, отгадывали кроссворд, во второй части занятия занимались изобразительной деятельностью. Дети получили большие знания, научились логически мыслить, связно рассказывать о своём городе, делать выводы и умозаключения. Ведущей формой деятельности для детей дошкольного возраста является игра. Поэтому, во многих занятиях я использовала различные игры. В игре ребёнок естественным образом усваивает различные сложные представления о родной стране и о родном городе в частности. Широко использовала художественную литературу. Одним из главных условий нравственно-патриотического воспитания детей, является приобщение их к трудовой деятельности. Любовь к Родине становится настоящим глубоким чувством, когда она выражается не только в словах, но и в желании, в потребности трудиться на благо Отечества, бережно относиться к его богатствам. Самостоятельная трудовая деятельность чрезвычайно важна для воспитания дошкольника. Труд ребёнка не велик и несложен. Однако, он необходим для формирования его личности, нужно поощрять самостоятельную трудовую деятельность детей, в основе которой лежит желание сделать что-то для коллектива, для детского сада, для своего города. Во время экскурсий и прогулок по городу, я обращала внимание детей на красивые здания, на деревья и кустарники, посаженные вдоль дорог, на чистоту, царящую вокруг. Объяснила, что всё это – результат труда павловчан. Благодаря их усилиям, наш город чистый и красивый. Прививая в дошкольном возрасте чувство гордости за свой город и людей, живущих в нём, мы тем самым формируем условия, для дальнейшего развития будущих патриотов своей страны.