Лучший педагог года

Занятие по ознакомлению с окружающим миром в старшей логопедической группе. «Органы чувств»

Светлана Азарова
Занятие по ознакомлению с окружающим миром в старшей логопедической группе. «Органы чувств»
▼ Скачать + Заказать документы

Программное содержание: закрепить у детей знание о предназначении органов чувств и их роли в жизни человека; развивать логическое мышление, умение внимательно слушать; воспитывать любознательность, сообразительность.

Словарная работа: органы чувств, слух, зрение, вкус, форма, размер, расстояние.

Публикация «Занятие по ознакомлению с окружающим миром в старшей логопедической группе, „Органы чувств“» размещена в разделах

Наглядные материалы: картинки с изображением художника, повара, садовода, музыканта; картинки с изображением музыкальных инструментов, нот, садового инвентаря, букета цветов, предметов для рисования, посуды; кусочки овощей и фруктов; кассета с записью звуков окружающего мира; щенок (игрушка); сорока (игрушка);бутылочки со льдом, теплой водой, влажная кубка, перышко.

Предварительная работа: д/и «профессии», повторение названий частей тела.

Ход занятия

Дети сидят на стульчиках на ковре.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, как много у нас сегодня гостей. Давайте все вместе скажем…

Дети: Здравствуйте!

Воспитатель: Мы с вами сегодня отправимся в Город Мастеров.

Раздается стук в дверь. Залетает Сорока (игрушка).

Сорока: Всем здравствуйте! Узнали? Я тут мимо пролетала и услышала краем уха, что вы в город Мастеров собрались. Так знайте, ничегошеньки у вас не получиться.

Воспитатель: Почему?

В Городе Мастеров беда: злая фея заколдовала мастеров, и они разучились пользоваться своими органами чувств. Теперь у них ничего не получается делать, вместо смеха и веселья в городе Мастеров теперь слёзы и грусть. Чтобы расколдовать мастеров, надо заново объяснить, какой орган чувств, для чего предназначен.

Воспитатель: Ребята, нам надо помочь Мастерам.

Сорока: К ним теперь попасть не просто, дорога-то туда тоже заколдована.

Воспитатель: Что же теперь делать?

Сорока: Так и быть помогу я вам. Эх, что бы вы без меня делали. Знаю я, как пройти в город. Надо отгадать загадки про эти самые органы чувств. Дорога и откроется.

Слушайте первую загадку.

Сорока загадывает детям загадки.

Видеть папу, видеть маму,

Видеть небо и леса

Помогают нам … (глаза)

Запах хлеба, запах меда,

Запах лука, запах роз

Различить поможет… (нос)

Есть у зайца на макушке,

У тебя, твоей подружки,

Бывают слушки и неслушки,

Что же это? Наши… (ушки)

Чтоб попробовать компот

Есть у человека (рот)

Мягкое и твердое, острое, тупое,

Горячее, холодное, мокрое, сухое…

Разобраться в этом сложно.

Нам поможет наша. (кожа)

Сорока: Молодцы, дорога теперь открыта.

Воспитатель: Вы готовы отправиться в путешествие? Тогда я говорю волшебные слова

Ты неси, неси нас ветер,

Знать хотим мы все на свете.

После тех волшебных слов

Попали в город мастеров.

Физкультминутка «По ровненькой дорожке».

Мы идем дорожками,

Мы идем тропинками,

Мы идем с лукошками,

Мы идем с корзинками,

Ручеек по жердочке перешли

И полянку светлую мы нашли. Ходьба с высоко поднятыми коленями по ровной поверхности.

Изображаем, что переходим ручей.

Дети вместе с воспитателем доходят до первого «домика» (мольберт, на нем наборное полотно с картинками изображающие художника и инструменты необходимые ему для работы. Картинки перевернуты обратной стороной).

Воспитатель: Мы с вами дошли до чьего-то домика. (Стучит). Никто не отвечает. (Переворачивает картинки с изображением инструментов). Ребята, как вы думаете, кто живет в этом домике?

Дети: Художник.

Воспитатель: А как вы догадались об этом?

Дети: Потому что у него в домике краски, кисточки, палитра, рамки для картин.

Воспитатель переворачивает картинку с изображением художника.

Воспитатель: Вы угадали правильно. Как вы думаете, какой орган чувств важен для художника?

Дети: Для художника важны глаза.

Воспитатель: Молодцы! А давайте теперь поэкспериментируем, что могут наши глаза:

1) Что ближе – пирамидка или матрёшка? Как вы это определили? Что нам помогают определять глаза? (Ответы детей).

Правильно, глаза помогают определить расстояние до предмета.

2) Что больше – кукла или кубик? Какая полоска бумаги длиннее? Что ещё нам могут помочь определить глаза? (Ответы детей).

Правильно, глаза помогают определить размер предметов.

3) Посмотрим, помогут ли нам глаза определить форму предметов (показывает две различных геометрических фигуры – дети называют их).

4) Я предлагаю вам достать из «чудесного мешочка» сначала красный кружок, а потом зелёный. Можем ли мы определить на ощупь цвет? Что нам помогает определить цвет? (Ответы детей).

Видите, ребята, как для человека важны глаза: они помогают определить расстояние до предмета, позволяют узнать размер, форму, цвет предмета. Но наши глазки могут устать и заболеть. Чтобы наши глазки хорошо видели и не болели, надо каждый день делать специальную гимнастику.

Гимнастика для глаз:

Глаза вправо- влево (5 раз);

Глаза вверх-вниз (5 раз);

Крепко зажмуриться;

Поморгать.

Воспитатель: Художнику мы помогли вспомнить, для чего ему нужны глаза. Посмотрите, он снова весел. А нам пора отправляться в путь.

По узенькой дорожке

Шагали наши ножки,

Шагали наши ножки,

По узенькой дорожке.

По камешкам, по камешкам,

И к домику пришли. Дети идут маленькими шажками, ставя одну ногу перед другой.

Идут обычным шагом.

Дети с воспитателем доходят до второго «домика». На наборном полотне перевернутые картинки с изображением музыканта и музыкальных инструментов.

Воспитатель переворачивает лицом картинки с изображением музыкальных инструментов.

Воспитатель: Мы дошли до домика другого мастера. Кто же здесь живёт?

Дети: Музыкант.

Воспитатель: Как вы догадались?

Дети: Здесь лежат музыкальные инструменты.

(Воспитатель переворачивает картинку с изображением музыканта.)

Воспитатель: А какой орган чувств особенно важен для музыканта?

Дети: Уши, слух.

Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Угадай на слух».

Дети садятся на стульчики.

Воспитатель включает аудиозапись с различными звуковыми эффектами. Дети угадывают, кто или что производит данные звуки.

Воспитатель: Молодцы! Своими ушами вы умеете пользоваться великолепно.

Посмотрите, какой веселый стал музыкант, это потому, что мы его расколдовали.

Вы, ребята, конечно, знаете, что наших ушах есть волшебные точки. И если вы каждый деты будете делать массаж ушных раковин, вы вырастите здоровыми и веселыми. Давайте покажем музыканту, как делать массаж ушей.

Массаж ушей:

Сидя по-турецки, «лепим» ушки для доброго слона: поглаживаем ушные раковины, тихонько оттягиваем их вверх, в стороны (по 5-6 раз в каждом направлении). Нажимаем на мочки ушей, «надеваем» на них красивые клипсы. «Лепим» уши внутри раковины: делаем 7-8 вращательных движений по часовой стрелке, затем против.

Воспитатель: Молодцы, все справились великолепно. А нам пора отправляться дальше.

По узенькой дорожке

Шагали наши ножки,

Шагали наши ножки,

По узенькой дорожке.

По камешкам, по камешкам,

Мы вместе шли и шли.

И к домику чудесному пришли. Дети идут маленькими шажками, ставя одну ногу перед другой.

Идут обычным шагом.

Воспитатель с детьми подходят к третьему «домику». На наборном полотне картинки с изображением садовника, инструментов нужных ему для работы, букета цветов.

Воспитатель переворачивает лицом картинки с инструментами и букетом цветов.

Воспитатель: Вот мы и подошли к третьему домику. Кто же там живёт?

Дети: Садовник.

Воспитатель: Как вы догадались?

Дети: Здесь лежит букет цветов и инструменты для работы в саду.

Воспитатель переворачивает лицом картинку с изображением садовника.

Воспитатель: Вы правильно догадались. А какой орган чувств нам помогает ощутить запах этих прекрасных цветов?

Дети: Нос.

Воспитатель: правильно, а теперь мы с вами поиграем в игру «Угадай по запаху».

Воспитатель предлагает с закрытыми глазами определить, что лежит на тарелке (чеснок, мандарин и т. п.).

Воспитатель: Молодцы, какие чуткие у вас носы. Вот мы и расколдовали садовника. Я надеюсь, у него теперь всё будет хорошо.

Ребята, давайте мы ему покажем, как делать дыхательную гимнастику.

Дыхательная гимнастика.

Молодцы. А нам пора идти к следующему мастеру.

По узенькой дорожке

Шагали наши ножки,

Шагали наши ножки,

По узенькой дорожке.

По камешкам, по камешкам,

Идти устали ножки.

Вот чей-то дом,

Кто в доме том? Дети идут маленькими шажками, ставя одну ногу перед другой.

Идут обычным шагом.

Воспитатель: ребята, мы с вами совершили такой долгий путь, давайте присядем отдохнуть. (дети садятся на стульчики.) ой, посмотрите, чей-то домик виднеется.

Воспитатель переворачивает картинки с изображением посуды.

Кто же живёт в этом домике?

Дети: Повар.

Воспитатель: Как вы это поняли?

Дети: В этом доме много посуды.

Воспитатель переворачивает картинку с изображением повара.

Воспитатель: Раньше этот повар готовил очень вкусные блюда. А сейчас (воспитатель делает вид, что пробует еду на вкус) компот у него солёный, суп сладкий, а торт горький. Ребята, я знаю, как его расколдовать, давайте ему поможем определить вкус продуктов. Сейчас мы с вами поиграем в игру «Угадай на вкус».

Детям предлагается попробовать на вкус лимон (кислый, банан (сладкий, чеснок (горький, солёный огурец (солёный).

Воспитатель: Какой орган чувств нам помог определить вкус продуктов?

Дети: Рот, язык.

Воспитатель: вот мы с вами и расколдовали повара. Теперь все блюда у него будут с правильным вкусом.

Воспитатель: Ребята, мне кажется, кто-то жалобно скулит.

Воспитатель открывает дверь и заносит игрушечного щенка.

Что случилось? Почему ты так жалобно плачешь? Как тебя зовут?

Щенок: Меня зовут Шарик. Я потерял свою хозяйку и заблудился. Ушки у меня замерзли, лапки промокли, и нос болит, я его поцарапал.

Воспитатель: Не плачь, Шарик. Мы тебя возьмем с собой в детский сад. Погостишь у нас, согреешься, а нос мы твой вылечим.

Ребята, а какой орган чувств помогает нам ощущать боль, холод, сырость?

Дети: Кожа.

Воспитатель: Сейчас мы с вами поиграем в игру «Скажи, что чувствуешь»

Воспитатель прикладывает к коже ребёнка пузырёк со льдом, с тёплой водой, щекочет пёрышком, трогает мокрой губкой.

А теперь ещё попробуем достать предметы из «Чудесного мешочка». Что мы можем узнать на ощупь?

Дети: Форму предмета.

Воспитатель: Молодцы, вот мы с вами и расколдовали жителей города мастеров. А сейчас нам пора собираться домой. Закрывайте глаза, а я произнесу волшебные слова.

Ты неси, неси нас ветер,

Много здесь узнали дети.

До-свиданья, мастера!

В детский садик нам пора.

Подведение итогов занятия :

Вот мы и расколдовали мастеров. Я уверена, что теперь у них все будет хорошо. А мы давайте вспомним, какие органы чувств есть у человека? (Ответы детей).

Для чего нам нужны органы чувств?

Как вы думаете, трудно будет человеку, если у него не будет «работать» какой-нибудь из органов чувств? Почему?

Публикации по теме:

Дидактические игры по валеологии для старшего возрастаДидактические игры по валеологии для старшего возраста 1."Части тела человека" Цель:закрепить названия частей тела человека,определить их местонахождение Ход: к модели картонного человечка подбирают.

Презентация. Из жизни насекомых Презентация по ознакомлению с окружающим миром в средней группе на тему: «Из жизни насекомых» В работе с детьми по ознакомлению с окружающим.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занятие по ознакомлению с окружающим миром в старшей логопедической группе. «Органы чувств»
Опубликовано: 5 января 2013 в 18:49
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Занятие по ознакомлению с окружающим миром в старшей логопедической группе. «Органы чувств»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Азарова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД