Марина Потькалова
Занятие по ознакомлению с окружающим для детей старшей группы 5–6 лет «Здравствуй, зимушка-зима!»
▼ Скачать + Заказать документы
В процессе воспитательно-образовательной работы с детьми старшего дошкольного возраста особое внимание уделяется экологическому образованию. В содержании программы «Детство» познание детьми природы осуществляется за счёт углубления и обогащения их представлений, получения новых знаний, конкретизации усвоенных в предыдущих возрастных группах сведений об окружающем мире.
Публикация «Занятие по ознакомлению с окружающим для детей старшей группы 5–6 лет „Здравствуй, зимушка-зима!“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
При выборе образовательной технологии мы учитывали, что к шести годам у детей возрастает познавательный интерес к окружающему миру, развиваются целенаправленность и результативность интеллектуальных операций, желание проникнуть в суть окружающих явлений. В связи с чем, опытная работа была положена нами в основу написания данного конспекта.
Использование нами в образовательном процессе опытов с замерзшей водой позволяет познакомить детей со снегом и льдом, сформировать у них естественно-научные представления, развить высшие психические функции: произвольное внимание, память и мыслительную деятельность. В каждом опыте дети подводятся к раскрытию причин наблюдаемого явления, к суждениям и умозаключениям об установлении зависимости между состоянием воды и температурой воздуха. Наблюдая и рассматривая результаты опытов, дети учатся устанавливать элементарные зависимости между зимними явлениями в неживой природе и жизнью живых существ, их приспособлением к среде обитания.
При разработке занятия мы учитывали, что у детей 5-6 лет доминирует наглядно-образное мышление, в связи с чем, они лучше оперируют наглядными образами. Поэтому в образовательный процесс мы включили разный иллюстративный материал о зимних погодных явлениях, а также показ детям слайдов с иллюстрациями зимней природы, что, в свою очередь, позволяет поддерживать их интерес и познавательную мотивацию на протяжении всего времени занятия. Использование в образовательном процессе развивающей игры В. В. Воскобовича «Прозрачный квадрат» способствует проявлению детьми пространственного воображения, фантазии и творчества.
Тема занятия «Здравствуй, зимушка-зима!» была выбрана нами неслучайно. Во-первых, данная тема входит в календарно-тематическое планирование образовательного процесса с дошкольниками, поэтому представленный материал будет интересен педагогам, непосредственно работающим с детьми старшего дошкольного возраста. Во-вторых, она позволяет стимулировать у детей наблюдательность к типичным явлениям зимнего сезона родного края и познавательную активность при установлении элементарных зависимостей в неживой природе и жизнью живых существ. В-третьих, данная тема занятия способствует расширению экологических представлений у детей и воспитанию чувства восхищения уникальностью природы родного хабаровского края, желания сохранять и заботиться о ней.
Цель данного занятия : систематизировать представления детей о зиме, как сезоне года.
Задачи:
1. Углубить представления детей о зиме : типичные осадки и явления погоды, состояние растений, особенности жизни зверей, птиц и насекомых, рыбы в реке.
2. Познакомить детей со строением снежинки, научить её самостоятельно рисовать и придумывать для неё разный узор.
3. Развивать у детей произвольное внимание, любознательность и самостоятельность суждения при проведении опыта по установлению зависимости между состоянием воды и температурой воздуха.
4. Воспитывать чувство красоты и любви к природе родного края, желание сохранять уникальную красоту родного края.
Оборудование к занятию :
иллюстрации «Природа зимой» из альбома А. Плешкова «Оглянись вокруг» : «метель», «вьюга», «зимой на реке»;
иллюстрация со снежинками (см. рис. 1) :
Рис. 1. Снежинки.
аудиозаписи с фонограммами «метель», «вьюга»;
ёмкость для рыхлого снега;
блюдце с водой и банку с водой (для проведения опыта);
мультимедийный диапроектор;
слайды с иллюстрациями природного ландшафта реки.
Раздаточный материал на каждого ребё нка:
увеличительное стекло;
ложечки для снега;
синий карандаш и листочек со снежинками (см. рис. 2) :
Рис. 2. Лист со снежинками.
тетрадь Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию! СПб. : ООО «Издательство Детство-Пресс», 2017. Ч. 1, с. 21.
условные обозначения (модели) способов приспособления зверей к зимним условиям (см. рис. 3) :
Рис. 3. Модели приспособления зверей к зимним условиям.
игра В. В. Воскобовича «Прозрачный квадрат» (см. рис. 3);
Рис. 4. Игра В. В. Воскобовича «Прозрачный квадрат».
С детьми нами была проведена большая предварительная работа, включающая:
1. Познавательные беседы о животном и растительном мире Хабаровского края.
2. Рассматривание иллюстрированных альбомов «Животный мир Хабаровского края», «Хвойные растения Хабаровского края», иллюстрированных книг, энциклопедий о природе Хабаровского края.
3. Наблюдения за снегопадом.
4. Знакомство с моделями приспособления животных к зиме (см. рис. 4) :
Рис. 4. Наглядный материал к теме «Как звери готовятся к зиме».
5. Выполнение игровых заданий с помощью серии развивающих игр В. В. Воскобовича.
6. Опытно-экспериментальная работа по изучению свойств воды и льда.
Ход занятия:
I. Вводная часть занятия :
Педагог собирает детей возле мольберта с иллюстрациями и репродукциями с изображением зимы и предлагает их рассмотреть:
- Ребята, посмотрите за окошко! Какое у нас сейчас наступило время года? (ответы детей : зима) А как вы узнали? Какие приметы вам на это указали? (ответы детей : стало очень холодно, снег покрывает землю).
- Правильно, ребята, куда ни посмотришь зимой, всё вокруг бело.
Что случилось, приключилось? Стали белыми дома!
Это к нам сама явилась белошубая зима!
- А зима какая? (ответы детей : холодная, белоснежная, вьюжная, студёная, сверкающая, хрустальная пр.).
- А вы знаете, что зима это ещё и самое интересное время года? А хотите проверить? (согласие детей) Тогда давайте с вами поставим на балкон блюдце с водой и банку с водой (педагог ставит с детьми ёмкости на балкон, а зачерпнём немного снега и рассмотрим его. Проходите к столам (дети проходят к столам и встают вокруг них).
II. Основная часть занятия :
1. Опыт «Рассматривание снежинок через увеличительное стекло» :
- Ребята! Снег – признак наступившей зимы. Посмотрите, какой снег? (ответы детей : белый, пушистый, мягкий, искристый, колючий, холодный и пр.)
- А теперь возьмите каждый из баночки по ложечки снега и рассмотрите его через лупу. Что вы заметили? (Правильно, снег состоит из множества снежинок)
- А есть ли похожие снежинки? (Ответы детей : похожих снежинок нет)
- А на что похожи снежинки? (Ответы детей : снежинки похожи на цветы, на звёздочки). Сосчитайте, сколько у них лучей? (у них шесть лучей)
Обобщение педагога: Правильно, ребята! Снег состоит из отдельных снежинок. Они разные, но все похожи на звёздочку. Полюбуйтесь их красотой!
- А вы знаете, как снежинки образуются? (ответы детей) Конечно, когда на улице становится холодно, в небе маленькие дождевые капельки замерзают и превращаются в снег.
2. Рассматривание иллюстрации со снежинками:
- Ребята! Каждый лучик снежинки состоит из белой веточки, на которой тоже растут маленькие белые веточки. Эти ветки по-научному называют кристаллами. Они пересекаются в середине снежной звёздочки. Каждая снежинка начинает расти из центра – с того места, где снежные веточки пересекаются. Рост снежинки похож на рост дерева: из центра вырастает шесть стволов, на каждом из которых начинают расти веточки.
Рис. 1. Иллюстрация со снежинками.
- Посмотрите, звёздочки могут иметь разные веточки – длинные или короткие, толстые или тонкие, но всегда у звёздочки-снежинки растёт только шесть веточек-лучиков.
3. Чтение педагогом отрывка рассказа:
- Послушайте, ребята, как интересно рассказывает о снежинках писатель В. Архангельский: «Кружатся в воздухе и падают на землю снежинки – одна красивее другой! Вот цветок с шестью лепестками; вот звёздочка с шестью гранями.
Побывали учёные в облаках при снегопаде и увидели, как образуются снежинки. Высоко-высоко в небе всюду мелькали крохотные кристаллики льда. А как только льдинки опускались в тучу, они сразу же становились лёгкими, нежными снежинками. Маленькие льдинки в высоком небе – это замёрзший водяной пар. Зимой он превращается не в капли дождя, а в снежинки».
- Ребята! А вы хотите нарисовать снежинки? (согласие детей)
4. Самостоятельная работа: рисование снежинок (с использованием приёма преднамеренной ошибки)
- Ребята! Я для вас приготовила листочек со снежинками и нарисовала вам уже одну (см. рис. 2). Помогите мне дорисовать узоры на снежинках и мы устроим с вами настоящий снегопад! (дети самостоятельно дорисовывают снежинки на листочке. В процессе работы они замечают снежинку с 8 лучиками и отмечают, что она нарисована неправильно – такой снежинки не бывает. Им предлагается её зачеркнуть).
Рис. 2. Лист со снежинками.
- Ребята! У вас у каждого получились разные снежинки, непохожих друг на друга своим узором. А сейчас я вам предлагаю придумать свой узор для снежинки и нарисовать её вверху, на свободном месте, рядом с другими снежинками. Помните, что одинаковых снежинок практически не бывает, но у всех снежинок всегда шесть лучей! (дети самостоятельно придумывают узор и рисуют снежинку на листочке)
- Ребята! Полюбуйтесь какие красивые и разные у вас получились снежинки. Наша зима щедро укутывает землю серебром снежинок. Когда нет мороза, снежинки, падая на землю, лепятся друг к другу и образуют хлопья. И я вам предлагаю устроить из наших снежинок снегопад! Выходите из-за столов и становитесь в кружок! (дети берут в руки листочки с нарисованными снежинками и становятся в круг)
5. Пластический этюд «Снегопад» :
Выпал беленький снежок,
Собираемся в кружок.
Снег, снег кружится,
Белая вся улица!
Покружились как снежок,
Собрались опять в кружок! (дети кружатся и затем становятся в круг)
6. Рассматривание иллюстраций «Метель» и «Вьюга» :
- Ребята! Снегопад из пушистого белого снега – настоящее зимнее чудо! Положите свои листочки на столы и подойдите к мольберту.
- Вы знаете, что у зимы, кроме снегопада, ещё помощники есть? Нет! А хотите узнать? Это метель и вьюга. А вы знаете, чем они отличаются? А чтобы узнать, я вам предлагаю посмотреть на эти иллюстрации (педагог обращает внимание детей на иллюстрации, выставленные на мольберте).
- Как вы думаете, чем похожи эти иллюстрации? (ответы детей : на них сильно дует ветер со снегом)
- А где разыгралась метель, а где вьюга? (дети предлагают свои варианты)
- А кто думает иначе? Почему вы так думаете?
- Ребята! Я выслушала ваши варианты и теперь хочу вам сказать, что на первой иллюстрации, посмотрите, действительно разыгралась метель. Метель – это когда дует сильный ветер со снегом. Видите? (педагог показывает на иллюстрацию). Посмотрите, как метель метёт снег по земле, и послушайте, отрывок произведения с таким же названием «Метель» (звучит аудиозапись с фонограммой «Метель»).
- Вы услышали, какая метель? (ответы детей : сильная, снежная, быстрая, колючая и пр.)
А на второй иллюстрации (показывает на вторую картинку) изображена вьюга. Вы верно отметили, что она похожа на метель, потому что сильный ветер также кружит снег над землёй, но вьюга метёт его в разные стороны. Вот в этом и отличие вьюги от метели!
7. Пластический этюд «Вьюга» :
- Ребята! А хотите полетать, как снежинки во время вьюги? (педагог включает отрывок аудиозаписи с фонограммой «Вьюга»).
Снег во все стороны летит,
Весело кружится! …
И на землю тихо,
Падает ложится!
- Ребята! Вьюга покружилась и успокоилась, а всё кругом она засыпала белым снегом. Интересно, а какой снег на ощупь! Вы знаете? Я вам предлагаю подойти к столу и потрогать снег (дети подходят к столам и рукой ощупывают снег)
8. Анализ с детьми проблемной ситуации:
- Ребята! Вот вы взяли снег, потрогали его. А скажите, какой снег на ощупь? (ответы детей : колючий, холодный, белый, мокрый и пр.)
- А как вы считаете, если снег такой холодный, значит под снегом всё должно замёрзнуть? А кто ещё как думает? А кто думает иначе? (Ответы детей)
- А что будет, если снега будет мало? А могут растения без снега перезимовать? Почему? (Ответы детей).
Обобщение педагога: Правильно вы говорите, зима снегом, словно белым покрывалом, землю накрыло. Толстый слой снега согревает землю. Он не подпускает к ней морозный воздух и под ним растения спокойно спят до весны.
Посмотрите на зимний лес!
9. Демонстрация с помощью диапроектора иллюстрации амурской тайги:
Педагог демонстрирует на экране слайды с изображением зимней амурской тайги и обращается к детям:
- Ребята! Какая красивая амурская тайга зимой! На сопках высокие деревья зима укутала снегом, кустарники принакрылись снегом, точно шапкой. Они стали красивым домом и укрытием для животных, поэтому так необходимо беречь и сохранять нашу уникальную природу. Кажется, что в лесу, кроме деревьев, никого нет.
- Ребята! А звери в лесу зимой тоже спят? Нет? А кто думает иначе? Чтобы разобраться, предлагаю вам вначале вспомнить условные обозначения (модели) способов приспособления зверей к зимним условиям. Подходите к столам.
10. Самостоятельная работа в тетради:
- Перед вами модели приспособления зверей к зимним условиям (рис. 3) :
Рис. 3. Модели приспособления зверей к зимним условиям.
Давайте их последовательно назовё м:
1 – животные делают запасы на зиму; 2 – звери меняют окраску;
3 – звери линяют; 4 – звери впадают в спячку;
5 – звери прячутся в дупле; 6 – звери прячутся в норе;
7 – звери готовят жилище к зиме.
А теперь для разных зверей – зайца, медведя, волка, ежа, лося и белки – выберите только те модели, которые показывают, как они приспособились к зимним условиям (рис. 5).
Рис. 5. Работа с моделями в тетради.
- А теперь, ребята, расскажите, какие модели вы выбрали для каждого зверя (дети поочерёдно рассказывают, какие модели они выбрали).
Обобщение педагога: Вот видите, лесные звери зимуют по-разному : одни спят, другие – активные, постоянно ищут себе корм.
11. Вопросы к детям:
- Ребята! А почему в зимнем лесу не видно насекомых? (ответы детей : они спрятались, они под корой деревьев)
- А где же птицы? Все ли птицы улетают в тёплые края? А какие птицы остаются зимовать? А чем мы можем им помочь?
12. Опыт с водой и льдом:
- Ребята! А как вы думаете, как рыба в реке зимует? Не знаете? Тогда давайте достанем с балкона и рассмотрим наши блюдце и банку с водой (педагог достаёт с балкона и ставит ёмкости на стол перед детьми).
- Посмотрите, мы на мороз вынесли два сосуда с водой – блюдце и высокую банку (см. рис. 6). И что вы видите? (ответы детей : на морозе вода в них замёрзла)
Рис. 6. Сосуды с водой.
- Скажите, в каком сосуде вода полностью замёрзла и превратилась в лёд? (дети отмечают, что в блюдце).
- Правильно, в маленьком блюдце вода быстро промёрзла до самого донышка. Вот так же быстро и полностью замерзает вода в маленьких водоёмах и озёрах, когда на улице становится холодно. И вся жизнь в них замирает: населяющие их мелкие рачки и лягушки впадают в спячку.
- А в большой банке вода тоже до дна промёрзла? Правильно, в ней вода промёрзла не до конца, а только сверху. Точно также вода замерзает и на реках, потому что реки – это глубокие водоёмы и у них промерзает только верхний слой. А под ним жизнь в реке зимой не прекращается (педагог показывает на иллюстрацию). Посмотрите! Подо льдом в реке тихо плавают и дремлют рыбы, зарывшись в ил, тихо спят лягушки и раки (см. рис. 7).
13. Дидактическая игра «Хорошо-плохо» :
- Ребята! Видите, какое зима удивительное время года! А, как вы думаете, зима – это хорошо или плохо? (варианты детей)
- Кто думает, что зима – плохо? Почему? (ответы детей : большие сугробы, очень холодно, короткий день и пр.)
- Кто считает, что зима – хорошо? Почему? (ответы детей : можно строить снежную бабу, зимой празднуем праздник Новый год, получаем подарки и пр.)
- Ребята! А кому из вас нравится зима?
Рис. 7. Зимой на реке.
Обобщение педагога: Ребята, зима действительно удивительное время года, когда мало света и тепла, когда растения находятся в состоянии погода, а животные изменяют свой образ жизни и поведение из-за недостатка еды, когда из-за снижения температуры воздуха земля и вода замерзают. Но зато только зимой можно поиграть в хоккей, покататься на коньках и лыжах, поиграть в снежки. Вот такое замечательное время – зима!
14. Вопросы к детям:
- Ребята! А вы знаете, что только зимой можно увидеть на окнах морозные узоры?
- А вы знаете, что узоры могут быть не только из инея на окнах, но и из льдинок на реках?
- А вы знаете, почему только зимой можно увидеть эти замечательные узоры из инея и льдинок? (ответы детей) Правильно, только зимой вода превращается в иней и лёд, потому что на улице становится холодно.
15. Самостоятельное конструирование детьми рельефных изображений (по замыслу) из пластинок игры «Прозрачный квадрат» :
- Ребята! А вы любите играть с льдинками? У нас в группе есть Нетающие льдинки озера Айс. Давайте подойдём к столам, возьмём льдинки, и каждый выложит из них то изображение, какое захочет. А мы посмотрим у кого получится самое необычное изображение!
Дети выкладывают разные изображения, при затруднении они пользуются образцами изображений, воспитатель оказывает им индивидуальную помощь.
- Ребята, у всех из льдинок получились узоры? Посмотрите друг у друга, какие у вас замечательные силуэты получились! Полюбуйтесь ими! (дети анализируют силуэты друг друга).
III. Рефлексия:
Воспитатель: - Ребята, мы сегодня с вами узнали, какое интересное время зима. А что было для вас сегодня самым интересным? (ответы детей)
- А что бы вам хотелось повторить? (ответы детей)
- А где вы будете применять эти знания? (ответы детей)
- А что вы расскажете сегодня дома своим родителям о зиме? (ответы)
IV. Заключительная часть занятия :
Воспитатель благодарит детей за активную работу, отмечает участие каждого ребёнка и говорит, что занятие окончено.
В результате данного занятия педагог получит возможность углубить и представления детей об особенностях зимы как сезона года. В свою очередь, дети с помощью педагога научатся исследовать снежинки и рисовать их, уточнят особенности метели и вьюги как погодных явлений зимы, а также в процессе опытной работы смогут проанализировать и выявить зависимость между зимними явлениями в неживой природе и жизнью живых существ.
В процессе решения проблемных ситуаций у них будет развиваться произвольное внимание, познавательный интерес, оперативная память и объяснительная речь. Занятие также позволит сформировать у детей чувства красоты и любви к природе родного края, желание её беречь и охранять.
Список использованной литературы:
1. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004. – 159 с.
2. Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004. – 131 с.
3. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова и др. – СПб. : ООО «Издательство Детство-Пресс», 2011. – 528 с.
4. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию! – СПб. : ООО «Издательство Детство-Пресс», 2017. – Ч. 1, с. 21, 23, 24. (Библиотека программы «Детство»).
5. Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. Сценарии занятий. – М. : ТЦ Сфера, 2004. – 144 с.
6. https://3forum.org.ua/viewtopic.php?id=1314