Ирина Пономарева
Занятие по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе. Рассказывание рассказа В. Сухомлинского «Камень»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
1. Дать детям представление о том, для чего нужна нам речь;
2. Внимательно слушать произведение, понимать его содержание;
3. Учить детей эмоционально воспринимать содержание рассказа;
4. Упражнять в подборе определений к заданному слову, пополнить словарь новыми словами.
5. Вызвать желание поделиться своими впечатлениями;
6. Умение передавать свои чувства через краски;
7. Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней и заботе.
Публикация «Занятие по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе, Рассказывание рассказа В, Сухомлинского „Камень“» размещена в разделах
- Камни. Знакомство с камнями
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Материал: картинки дерева (развесистое и сухое); сигнальные карточки: красный, жёлтый, зелёный кружок; краски, альбомного листа для каждого ребёнка.
Ход занятия
Воспитатель: Для чего нужна речь? (подчеркнуть роль слова)
В речи мы употребляем разные слова. К словам нужно относиться очень внимательно, знать, что они значат. Только тогда наша речь будет богатой, выразительной.
Вот поэтому, прежде чем начать наш большой разговор, я хочу вас познакомить с некоторыми словами: тёс, шалаш, колодец, источник, путник, развесистый.
Теперь внимательно слушайте стих-загадку.
Угадайте, что за дом
Весь из брёвен сложен он.
Дом особенный, на нём
Чтоб мороз не сунул нос,
Чтобы звёзды не попались,
Шалашом поставлен тёс.
Это дом, с озорным жильцом ведром.
И жилец до самой ночи
На цепи сидит, грохочет.
И следит за этим чудом неустанно глаз воды,
Глаз претёмный, глаз глубокий.
(Колодец)
— Посмотрите на это дерево. Выразите своё отношение к нему.
— Какое оно? (живое, развесистое)
— Какое у вас настроение, когда вы смотрите на него? (весёлое, радостное, спокойное)
— А вот другая картина. Это то же дерево, но оно уже другое. Какое оно? (сухое, поникшее, безжизненное, умирающее)
— Что же с ним случилось? Оно было такое могучее, в нём кипела жизнь и вдруг, оно превратилось в старое, засохшее, безжизненное, никому не нужное. Хотите узнать историю этого дерева?
Рассказывание детям рассказа В. Сухомлинского «Камень»
На лужайке под развесистым дубом, жил колодец. Много лет он давал людям воду. Под дубом у колодца любили отдыхать путники.
Однажды к дубу пришёл мальчик. «А что будет, если я возьму камень и брошу в колодец! Вот наверное сильно булькнет» - подумал он. Поднял камень и бросил в колодец.
Раздался сильный всплеск. Мальчик засмеялся и убежал, и быстро забыл о своей шалости.
А камень упал на дно и закрыл источник. Вода перестала наполнять колодец, и он высох. Высохла трава вокруг, дуб высох, так как подземные воды ушли в другое место. Перестал вить гнездо соловей, смолкла соловьиная песня. Тоскливо и пусто стало на лугу.
Прошло много лет. Мальчик вырос, стал отцом, и дедушкой. Однажды он пришёл туда, где когда-то зеленела лужайка, шумел развесистый дуб, манила путника чистая колодезная вода. Ни стало ни лужайки, ни дуба, ни колодца. Лишь жёлтый песок, да ветер разносил тучи пыли.
«Куда же всё подевалось?» - подумал дедушка
Воспитатель: — Вот вы и узнали историю этого дерева. Скажите:
— О чём эта история? (эта история о беде, о том, как погибла природа)
— Какое чувство возникло у вас, когда я рассказывала эту историю (тоска, обида, стыда за мальчика)
— Какой эпизод в рассказывании вас больше всего взволновал? (мальчик бросал камень, но он не подумал о природе)
— выразите через краски состояние природы до прихода мальчика на лужайку (цветовыми красками)
— Скажите, думал ли мальчик о природе в тот момент, когда бросал камень? Оцените его поступок.
— К чему привело озорное любопытство? (привело к тому, что погибла природа, улетели птицы)
Я сейчас ещё раз начну рассказывать историю, а вы подумайте о том, в какой момент вы остановили бы рассказ, чтобы не случилась беда.
— Я раздам вам сигнальные карточки. Когда вы решите, что надо остановить рассказ, поднимите свои карточки, на которых красный круг – цвет тревоги (беседа о том, почему дети остановили в том или другом месте).
— Я знаю ребята, что этот дедушка до сих пор жив, но на свой вопрос «Куда же все подевались?» - он так и не нашёл ответа
— Ребята, вы знаете всю эту историю. Что бы вы хотели сказать дедушке. А как ему можно передать ваше сообщение.
— Я предвидела, что вы захотите ему написать, поэтому купила конверт, но напишем письмо мы немного позже.
— Матушка природа ребята, благодарна вам за ваше бережное отношение к природе, заботе о ней, и она прислала вам бандероль. Давайте развернём её. Это книга о природе, очень красочная. Мы её поместим в уголок занимательных книг, где вы сможете её рассмотреть, пополнить свои знания о природном мире