Стожарова Ольга
Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Свойства воды в жидком состоянии» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Свойства воды в жидком состоянии
Цель: Изучить свойства воды в жидком состоянии.
Задачи:
1) Познакомить со свойствами воды в жидком состоянии.
2) Развивать память, речь, мышление, внимание, воображение.
3)Воспитывать уважение, любовь к окружающей природе, самостоятельность, интерес к предмету.
Ресурсы : презентация, карточка, стаканы.
Ход занятия
1. Организационный момент
Публикация «Занятие по ознакомлению с окружающим миром „Свойства воды в жидком состоянии“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2020
- Я очень рада всех вас видеть. Улыбнемся друг другу! Пусть от улыбки станет тепло на душе, пусть она поможет легко и радостно трудиться на занятии. Желаю всем нам успехов!
2. Актуализация знаний
- Сейчас мы с вами послушаем аудиозапись, после прослушивания попробуйте ответить: О чем пойдет речь на нашем занятии? (Звук воды)
- Итак, о чем будем с вами говорить?
- А кто из вас сможет мне ответить, что такое вода?
-Вода – единственное на земле вещество, которое может в природных условиях находиться в трех состояниях.
-В каких трёх состояниях находится вода?
1. В жидком. (слайд 1)
-Где мы можем встретить?
Вода в океанах и морях, реках и озерах. Ранним утром лежат на траве круглые бисеринки. Конечно, вы уже догадался, что это роса. А роса тоже вода в жидком состоянии.
2. В твердом. (слайд 2)
- Где мы можем встретить?
-На высоких горах, в Арктике, Антарктиде – вода находится в виде снега и льда. Это вода в твердом состоянии.
3. В газообразном. (слайд 3)
Где можем наблюдать воду в газообразном состоянии?
- Вода – одно из самых главных богатств Земли. Вода дает жизнь растениям и животным. Как вы понимаете эти слова?
-Расскажите, какое влияние оказывает вода на растения и животных? (Например, собака без пищи может прожить 100 дней, а без воды менее 10 дней)
-Вода – добрый друг и помощник человека.
-Какую роль играет вода в вашей жизни?
- Но самое главное, вода – источник жизни!
Потеря воды опасней для организма, чем голодание. Без пищи человек может прожить больше месяца, без воды – всего лишь несколько дней.
Вода, как и воздух необходима человеку.
У воды тоже есть свои свойства. Наша с вами задача определить эти свойства.
(О воде)
Жидкую воду мы пьем, ею заполнены водоемы.
Лед можно увидеть у нас на реках и озерах зимой.
это облака, туман, пар
Растения при отсутствии воды увядают и могут погибнуть.
-Животные, если лишить их воды, быстро погибают.
Вода — удобная дорога: по морям и океанам плавают корабли. Вода побеждает засуху, повышает урожай полей и садов.
3. Открытие новых знаний
- Сегодня наша группа превратится в научную лабораторию. Кто знает, что такое лаборатория? (Место, в котором проводятся научные опыты.)
- Как проверить, правы ли мы? (Сравнение с толковым словарем.)
-Ребята, обратите внимание на слайд. Эти капельки воды помогут вам узнать, кем вы будете на занятии? (слайд) Составьте слово. (Исследователи)
- Кто такой исследователь? (Человек, который изучает разные предметы и вещества.)
- Итак, что такое вода?
- Ребята, перед нами проблема. В нашу научную лабораторию поступило неизвестное вещество, эта жидкость. (Показываю сосуд (стакан) с прозрачной жидкостью.)
- К концу занятия мы должны определить с вами, что это за вещество? Объектом нашего исследования будет жидкость в сосуде.
- А кто-нибудь из вас встречал в жизни вещества, похожие на воду?
- К концу урока мы должны узнать: «Является ли жидкость в сосуде – водой?» (на доску)
- Переходим к следующему этапу нашей работы, исследование воды.
-Чтобы начать исследование, необходимо составить план исследования
План (на доске)
1. Проведем опыты и понаблюдаем за веществом.
2. Сделаем выводы.
- Настоящие исследователи часто работают с неизвестными веществами, и для безопасности соблюдают определенные правила.
- Как вы думаете, какие это правила?
1. Работать нужно аккуратно, результат опыта зависит от чистоты проведения эксперимента
2. При необходимости определения запаха нужно легким движением ладони направить воздух от отверстия сосуда к себе и осторожно вдохнуть
3. Никогда не пробуй на вкус и не нюхай незнакомое вещество
- Все результаты опытов вы будете записывать в «Лист наблюдений». Листы наблюдений у вас выданы на столах. Мы с вами будем отмечать знаком + присутствие данных свойств или знаком – их отсутствие.
Итак: Опыт 1.Прочитайте на листе наблюдений, какой это опыт. Прозрачность.
Нам понадобится для опыта
(Стакан с водой, ложка, цветные полоски)
- Если мы отпустим в стакан ложку, то что мы увидим?
Какой можно вывод сделать. вода прозрачна (заносим в лист наблюдений)
Опыт 2. Цвет.
- Сравните два стакана (стакан с молоком, водой) О каком свойстве воды это говорит?
Вывод: вода не имеет цвета, бесцветная (заносим в лист наблюдений)
Опыт 3. Запах.
- Можно ли каким-то способом, не видя содержимого стаканов, узнать о том, что в них находится? (Понюхать).
- Сейчас мы будем узнавать вещество по запаху. Вспомните правила безопасности при определении запаха. Как нужно нюхать неизвестные вещества?
. Глаза мы завяжем.
- Я буду подносить вам для определения запаха разные вещества, а вы постарайтесь их узнать. (Узнают кофе)
- Какое чувство помогло вам? (Обоняние)
- Почему было трудно определить третье вещество? (Нет запаха)
- Давайте посмотрим, какое вещество не имеет запаха? (вода)
Вывод: вода не имеет запаха (заносим в лист наблюдений)
Опыт 4. Вкус.
- Как можно еще отличить вещества друг от друга? (По вкусу). Ребята, как вы думаете, вода имеет вкус?
Вывод: вода не имеет вкуса (заносим в лист наблюдений)
- А может ли вода приобрести какой-нибудь вкус? Как? (Посолить, посластить)
- Где в жизни вы с этим встречались? (Чай, суп)
Опыт 5. Вода – растворитель.
Добавляют в стакан соль или сахар, размешиваю.
-Что произошло с солью (с сахаром? (Растворились)
Вывод: вода – растворитель.
Опыт 6. Вода жидкая, течёт.
- Это говорит еще об одном свойстве воды … – текучести. - Вывод: вода – жидкая; течет (заносим в лист наблюдений)
-Именно этим свойством мы пользуемся, когда умываемся, пьем чай.
- Мы доказали с вами, что вода это жидкость. (Да)
Опыт 7. Имеет ли форму.
-Посмотрите внимательно, я сейчас налью воду в банку, стакан, бутылку и вазу. Какую форму имеет вода?
Вывод: Вода не имеет форму, а может принимать форму того сосуда, в котором находится (заносим в лист наблюдений)
Опыт 8. Упругость. [/b]
-Сдавите пластиковую бутылку. Результат? Другую я заполнила пластиковую бутылку водой и закрыла крышкой. Попробуйте сейчас сдавить бутылку. О каком свойстве воды это говорит? (вспомните шар, который давили)
Вывод: у воды есть упругость (заносим в лист наблюдений)
Опыт 9.
- Рассмотрите рисунки и предположите, как проводился этот опыт? (слайд 4)
- Какой вывод сделаем?
Вывод: вода почти не сжимается (заносим в лист наблюдений)
- Теперь давайте подведем итог наших исследований. -Какое вещество было объектом нашего исследования? (Вода)
- Какими свойствами она обладает? Давайте сделаем вывод, опираясь на свой лист наблюдений.
Лист наблюдения «Свойства воды»
Прозрачность +
Цвет -
Запах -
Вкус -
Вода – растворитель +
но не все вещества
Жидкая, течет +
Форма -
но принимает форму того сосуда, в котором находится
Упругость +
Сжимаемость почти не сжимается
Вывод: Вода прозрачная, бесцветная жидкость, не имеющая ни вкуса, ни запаха. Вода растворяет многие вещества, текуча, принимает форму сосуда, упругая, сохраняет свой объём.
- Как вы думаете с водой можно провести фокусы?
- Я вам предлагаю посмотреть видео, где будут показаны фокусы. Внимание на слайд.
Вопросы
- Какой вам фокус больше запомнился?
- Эти фокусы проводить в домашних условиях нельзя, их проводят только в научных лабораториях.
- Мы возвращаемся к проблемному вопросу, чтобы ответить на него. «Является ли жидкость в сосуде – водой?»
-В начале урока мы могли это определить? А теперь? Как определим? (Сравним свойства)
- Сравним свойства этой жидкости со свойствами воды (по таблице)
ПРОЗРАЧНА? ЦВЕТ? ЗАПАХ? – давайте проверим
ЖИДКАЯ? ТЕЧЁТ? - наливаю в стакан.
РАСТВОРИТЕЛЬ? – проверим, растворим соль
ФОРМА? (УПРУГОСТЬ? СЖИМАЕМОСТЬ)
- Ответили мы на проблемный вопрос, поставленный в начале урока? Почему жидкость в сосуде – вода? (Потому что обладает всеми свойствами)
Итог занятия
Подведем итог нашего исследования. Мы выполнили план занятия?
- Перечислите свойства воды.
Молодцы, ребята! Я вами очень довольна.
- Оцените свои знания на конец занятия. (капельки) (слайд)