Юлия Абашева
Занятие по опытно-экспериментальной деятельности «Волшебная соль» в старшей группе от 5 до 6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Систематизировать представление детей о соли и её свойствах.
Задачи:
1. Развивающие:
- развивать интерес к окружающему миру, открывая новое в знакомом. Закреплять умение исследовать предмет с помощью разных органов чувств, называть его свойства и особенности;
- развивать наблюдательность, познавательный интерес, умение сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы в процессе экспериментирования.
2. Учебные:
Публикация «Занятие по опытно-экспериментальной деятельности „Волшебная соль“ в старшей группе от 5 до 6 лет» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Соль. Изучаем соль
- Соль. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, видах соли;
- уточнять и закреплять знания детей о соли, ее значении в природе и жизни человека.
3. Воспитательные:
- воспитывать аккуратность в работе, соблюдать правила техники безопасности, испытывать радость от экспериментирования.
Предварительная работа: рассматривание картинок о добыче соли. Беседа о добычи соли, загадывание загадок. Выращивание «кристаллов» из солевого раствора.
Оборудование: клубки из ниток (большой и маленький, тарелочки с солью по количеству детей, увеличительные стекла по количеству детей, ложечки по количеству детей, одноразовые стаканчики по количеству детей, салфетки по количеству детей, стаканчики с водой по количеству детей, 2 куриных яйца, прозрачная емкость с пресной водой, соль, грязный стакан из под чая, губка для посуды.
Ход занятия : (Дети заходят в группу, встают на ковре в круг.)
Воспитатель: Здравствуйте ребята! Посмотрите, у меня в руках клубочек, давайте будем передавать его друг другу и думать о чем-нибудь хорошем! А теперь, давайте закроем глаза и еще раз подумаем о хорошем.
(Дети закрывают глаза, воспитатель меняет клубок на большой.)
- Посмотрите ребята, от наших хороших эмоций наш клубок вырос и стал большим. Мы поставим его на видное место, и когда кому-то станет грустно, можно взять его в руки, и он подарит вам частичку хорошего настроения!
Воспитатель: Ребята, вы знаете кто такие исследователи? (ответы детей)
Воспитатель: Исследователи – это люди, которые занимаются научными исследованиями.
Воспитатель: Скажите ребята, вы хотите стать исследователями? (ответы детей) Тогда, я приглашаю Вас в лабораторию, где сегодня вы станете исследователями.
- А кто из вас вспомнит, что такое лаборатория?
Дети: Это такое место (учреждение) где проводятся научные и технические опыты, экспериментальные исследования.
Воспитатель: Прежде всего, я хочу вас познакомить с правилами поведения в нашей лаборатории:
- без разрешения ничего не трогать;
- слушать очень внимательно и выполнять то, что говорит воспитатель.
(Дети проходят через сухой дождь, перемещаются в лабораторию и садятся за столы.)
Воспитатель: Ребята, хотите узнать, что мы сегодня будем исследовать? (Ответы детей) (Перед каждым ребенком лежат мешочки.)
- Возьмите в руки мешочки.
- Какие мешочки на ощупь? (ответы детей)
- Как вы думаете, что там может быть?
Дети: песок, сахар, соль, крупа и т. д.
Воспитатель: Давайте откроем мешочек и посмотрим, что же там.
(ответы детей)
Воспитатель: Правильно, это всем известная нам соль.
- Кто-нибудь из вас знает, откуда мы берем соль?
(ответы детей)
Воспитатель: Сейчас вы узнаете, где и как добывают соль.
- Проходите на ковер и присаживайтесь.
(Дети садятся на ковер перед телевизором.)
Воспитатель: На севере Тамбовской области расположено красивое и загадочное озеро Баскунчак. Оно продолговатое по форме, небольших размеров. Тысячи ручейков несут в него соленую воду. Вода испаряется, а соль оседает. Озеро это называется Всероссийской солонкой, так как соль из этого озера поставляется по всей стране. Раньше её добывали вручную, а сейчас соль добывают специальной машиной – солекомбайном. На соляном заводе её красиво упаковывают и вывозят во все уголки нашей большой страны. (Показ слайдов на телевизоре)
Воспитатель: Кроме этого соль добывают еще и в других местах.
- А теперь, давайте посмотрим, как это происходит. (Показ видео)
- Предлагаю немного отдохнуть.
(Дети встают на ковре в круг.)
Физкультминутка «Хорошее настроение»
Я прошу в круг всех встать,
И команды выполнять.
Все дышите! Не дышите!
Всё в порядке? Отдохните!
Вместе руки поднимите!
Превосходно, опустите!
Наклонитесь, разогнитесь, На носочки поднимитесь!
Приседайте, выпрямляйтесь, Встаньте прямо – улыбайтесь!
Да, осмотром я довольна, Из ребят никто не болен.
Каждый весел и здоров. И к заданию готов!
(Дети садятся за столы.)
Воспитатель: Сегодня мы исследуем некоторые свойства хорошо знакомой соли. Для проведения опытов по исследованию соли и ее свойств, нам понадобится определенное оборудование. Ваши лабораторные столы полностью готовы к работе.
- Ребята, перед вами стоят пустые тарелочки, пересыпьте в них немного соли. - Что происходит с солью?
Дети: Она сыпется.
Воспитатель: Если она легко сыпется, то можно сказать, что соль…
Дети: Соль сыпучая.
Воспитатель: Правильно, соль сыпучая.
(На доску вывешивается символ, символизирующий это свойство соли.)
- Ребята, рассмотрите соль.
-Какого она цвета? (ответы детей)
-На что похожи крупинки соли? (ответы детей)
- А теперь, понюхайте соль! Имеет ли она запах? (ответы детей)
- Какая соль на вкус? (ответы детей)
(Каждое свойство соли подкрепляется текстом.)
Воспитатель: Ребята, подвиньте к себе блюдечко с солью и надавите на неё сухой ложкой, вы слышите хрустящие звуки?
- С чем можно сравнить этот звук?
Дети: Можно сравнить с ходьбой по снегу в морозный день.
Воспитатель: Вывод: Соль, как и снег, состоит из кристаллов. Поэтому при надавливании ложкой на соль, её кристаллы трутся друг о друга, и мы слышим хруст.
- Представьте себе такую ситуацию: мешочек с солью оставили на улице, и вдруг пошел дождь. Как вы думаете, что произойдет с солью?
Дети: Соль растает.
Воспитатель: Сейчас мы проверим это в нашей лаборатории.
- Перед вами наполненные питьевой водой стаканчики, возьмите ложечкой из мешочка соль, всыпьте в стакан с водой и хорошенько перемешайте.
- Что произошло с солью? (ответы детей)
- Вода изменила свой цвет? (ответы детей)
- А еще, соль изменила вкус воды, вода стала соленая.
(Вывешивается символ.)
Воспитатель: Ребята, давайте с вами повторим, какие свойства соли мы уже изучили.
Соль : сыпучая, белого цвета, крупинки похожи на кристаллы, соль не имеет запаха, она соленая, легко растворяется в воде. Соль не меняет цвет воды, но меняет ее вкус.
Воспитатель: Посмотрите, у меня есть 2 куриных яйца, как вы думаете, если я опущу одно в соленую, а другое в пресную воду, что станет с каждым яйцом? (Ответы детей)
Воспитатель: Берем 1 яйцо, опускаем в ёмкость с пресной водой.
Второе яйцо опускаем в ёмкость с солёной водой.
- Что произошло с яйцом в пресной воде? (Ответы детей) В солёной? (яйцо опустилось на дно, яйцо поднялось на поверхность)
Воспитатель: Все дело в плотности воды. Чем плотность выше (в данном случае за счет соли, тем сложнее предметам в ней утонуть.
Воспитатель: Настоящие исследователи очень внимательные! И, прежде чем, мы продолжим опыты с солью, давайте немного поиграем.
Проводится игра на внимание. (Дети встают около столов.)
Воспитатель: Я вам буду называть блюда, в которые кладут соль и те, в которые не кладут соль. Если вы услышите название блюда, в которое кладут соль, - хлопаете. Не кладут – топаете.
Варенье, котлеты, чай, борщ, компот, кисель, картошка, мармелад, каша, жареная рыба, винегрет, уха, конфеты, пироги.
- Молодцы.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, у меня грязный бокал, на котором налет от чая. Я насыпаю на губку немного соли и чищу бокал, ополаскиваю его водой.
- Что стало с бокалом?
Дети: Он стал чистым.
Воспитатель: Правильно, соль выступает как чистящее средство.
Воспитатель: Ребята, а где еще применяется соль?
Дети: Солью посыпают зимой дорожки, чтобы не было скользко; для засолки продуктов.
Воспитатель: Да, соль используют для засолки продуктов.
- А как вы думаете, для чего засаливают продукты? (ответы детей)
Воспитатель: Правильно. Для длительного хранения. Вывод: соль убивает микробы, не дает портиться продуктам.
- Свойства соли были известны еще с древности. В наше время эти свойства учитывают при изготовлении различных косметических средств и для лечения. На кухне соль можно использовать не только в качестве приправы к различным блюдам. Например, если в воду при варке яиц добавить соль, то скорлупа будет чиститься гораздо легче.
Воспитатель: Ребята, я хочу показать вам фокус «Сортировка».
- У меня сегодня случайно просыпалась соль и перемешалась с перцем.
- Как вы думаете, возможно ли разделить перемешанные перец и соль?
- Сейчас я надую шарик и потру им о шерстяной свитер. Подношу ближе к соли с перцем.
- Что вы видите? (ответы детей)
Дети: Перец прилип к шарику, а соль осталась на столе.
Воспитатель: Вывод: Частички перца легче чем кристалики соли, по этому они притянулись к шарику.
- Понравился вам мой фокус? (ответы детей)
Воспитатель: Ребята, вот и закончилось наше исследование, давайте сделаем выводы, что мы сегодня узнали о соли?
(Дети перемещаются к картинкам.)
Дети: Соль сыпучая, белого цвета, крупинки похожи на кристаллы, соль не имеет запаха, она соленая, легко растворяется в воде. Соль не меняет цвет воды, но меняет ее вкус. Соль выступает как чистящее средство, применяют на кухне, а так же для лечения болезней.
Воспитатель: А теперь, нам пора возвращаться в нашу группу.
(Дети проходят через сухой дождь.)
Воспитатель: Молодцы, мне очень понравилось, как вы сегодня поработали!