Татьяна Сергеевна
Конспект занятия по окружающему миру в старшей логопедической группе «Путешествие по временам года»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: закрепить и обобщить знания детей о временах года.
Задачи:
Образовательные:
- Закрепить умение видеть признаки сезонных изменений в погоде;
- Закрепить умение соотносить каждое время года с определённым цветом;
- Закрепить умение классифицировать птиц на зимующих и перелетных;
- Закрепить название животных и их детенышей;
- Упражнять подбирать к существительным несколько прилагательных.
Развивающие:
Публикация «Конспект занятия по окружающему миру в старшей логопедической группе „Путешествие по временам года“» размещена в разделах
- Времена года. Конспекты занятий
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2022
- Развивать познавательные интересы, логическое мышление, воображение, любознательность, связную речь.
Воспитательные: воспитывать у детей чувство любви и бережного отношения к природе, учить правильному поведению в природе.
Оборудование: ткань оранжевого, белого, красного, зеленого цвета (для оформления времен года); картинки с изображением дуба, березы, клена; картинки с изображением листочков; картинки зимующих и перелетных птиц; картинки с изображением животных и их детенышей;.
Ход Занятия
- Ребята, сегодня мы отправимся в необыкновенное путешествие по временам года. Согласны? Но для начала давайте поприветствуем гостей и друг друга. (Дети здороваются с гостями).
Приветствие:
Станем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться не лень:
Всем вам скажем «Добрый день!»
Если каждый улыбнется –
Утро доброе начнется.
- Ребята, а какое время года у нас сейчас? (Осень). А какие осенние месяцы вы знаете?
Посмотрите, перед вами четыре времени года. Какое из них осень? А как вы определили? (ответ детей). Проходите и присаживайтесь.
Беседа: Ребята, посмотрите на экран. Давайте назовем признаки осени по картине. Начинать будем со слов осенью… (Осенью листья желтеют, осенью птицы улетают в теплые края и т. д.). Посмотрите, какое небо осенью? (Пасмурное, серое, хмурое). А почему осенью мало птиц? (Они улетают в теплые края). Какой урожай собирают люди осенью?
- Ребята, послушайте как осенью свистит ветер: с-с-с-с. Посвистим как ветер: с-с-с-с.
- Послушайте как шелестит листва: ш-ш-ш-ш. Прошуршим как листва: ш-ш-ш-ш.
- Молодцы, а теперь присаживайтесь за столы. Ребята, к нам прилетел листочек и хочет с вами поиграть (артикуляционная гимнастика). Улыбнитесь ему в ответ. Возьмите зеркало в руки. Представьте, что ваш язычок превратился в кленовый листочек. Положите свой широкий язычок на нижнюю губу и подержите так же спокойно, как лежит листочек («лопатка»). Ветерок поднимает листочек и опускает («качели», качает вправо-влево («часики»). Вдруг по листочку закапал дождик («лошадка»). Закончился дождик, поднялся ветер и закружил листочек («вкусное варенье»).
- Ребята, а сейчас мы поиграем в игру «С какого дерева листочек». Посмотрите, ветер сорвал с деревьев листочки и они перепутались. Давайте поможем вернуть листочки к соответствующему дереву. (Лист с дуба-дубовый, лист с березы-березовый, лист с клена-кленовый)
- Ребята, а после осени какое время года наступит? (Зима). Проходите к зиме и присаживайтесь. А как вы определили, что это время года зима? (ответ детей). Посмотрите на экран и скажите, какая зима? (Рассказ по картине признаки зимы).
Беседа: Как вы думаете, какие животные впадают в спячку, а какие нет? (Впадают в спячку – медведь, еж, барсук). Какие птички остаются с нами зимовать? (Снегирь, синица, воробей, дятел). А каких птиц мы с вами не увидим? (Ласточка, скворец, кукушка, грачи). Можем ли мы помочь зимующим птицам? Как? (Нужно повесить кормушки и подкармливать птичек).
- Молодцы, а теперь присаживайтесь за столы. Ребята, как называется явление, когда падает снег? (снегопад). А когда снег бывает с сильным ветром? (метель, буран, пурга). Давайте устроим пургу? Возьмите султанчики в руки, вдохните носом поглубже и дуньте на них посильнее, не надувая щеки (упражнение на дыхание).
- Ребята, а сейчас мы поиграем с вами в игру «Зимующие – перелетные птицы». (Нужно расположить перелетных птиц в круге с солнцем, а зимующих – в кормушку ( птицы: снегирь, скворец, синица, воробей, грач, кукушка, дятел, ласточка, ворона, соловей).
Вывод: Назовите мне зимующих птиц. Назовите перелетных птиц. Почему этих птиц мы называем зимующие? А почему эти птицы перелетные?
- Ребята, вот и зима пройдет и наступит…. (Весна). Правильно, весна. Проходите к весне и присаживайтесь. Как вы определили, что это время года весна? (ответ детей). Мы попали в царство весны.
Беседа: Посмотрите на экран и назовите признаки весны. Что мы видим на этой картинке? (Лопнули почки, появились первые листочки). Посмотрите, какое весной солнце, какое небо? (Солнце яркое, небо чистое, голубое). А что это за темные пятна на снегу? (Первые проталины). Уже скоро зазеленеет первая трава и расцветут первые цветы, какие? (Подснежники). А еще весной у животных появляются детеныши.
- Давайте, ребята, поиграем с вами в игру «Назови детеныша». Присаживайтесь за столы. Но для начала разомнем пальчики (пальчиковая гимнастика) :
Мы нашли колючий шарик,
Нам его не удержать. (Дети крутят между ладонями массажные мячи)
Шарик крутится в ладошках,
Шарик хочет убежать.
Шарик наш живой и теплый, (Смотрят на мяч, держа его в ладонях)
На кого же он похож?
Прыгнул шарик на дорожку – (Дети опускают руки, мячи падают и катятся по полу.)
Оказалось…это еж!
( Игра: у белки-бельчата, у зайца-зайчата, у лисы-лисята, у волка-волчата, у медведя-медвежата, у ежа-ежата).
- Молодцы, ребята.
- Ребята, а какое время года следует за весной? (Лето). Правильно, лето. Давайте пройдем к этому времени года и присядем.
Беседа: Посмотрите на экран и назовите признаки лета. (Листья на деревьях зеленые, цветут цветы, летают бабочки и птицы). А как одеты люди? Почему? Правильно, летом на улице тепло, иногда бывает очень жарко. А что делают летом дети? (Долго играют на улице, купаются в речке, катаются на велосипеде, ходят в лес за ягодами). А кто мне может сказать, как нужно вести себя в лесу? (Дети перечисляют правила поведения в лесу по картинкам).
- Ребята, вы сказали, что летом жарко, потому что солнце греет ярко. Предлагаю поиграть в игру «Какое оно» (солнце). Выйдите на середину зала и встаньте в полукруг (раздаю карточки с изображением одуванчика, мячика, портрет мамы, печки, фонарика, огня)
- Солнце желтое как (одуванчик)
- Солнце круглое как (мячик)
- Солнце ласковое как (мама)
- Солнце теплое как (печка)
- Солнце яркое как (фонарик)
- Солнце жаркое как (огонь) (Дети называют и прикрепляют карточку к солнцу).
- Ребята, вы все молодцы, справились с заданиями, но нельзя же нам порядок нарушать, нужно нам в Осень возвращаться. Вот мы и вернулись. Посмотрите, ребята, в воздухе вновь закружились листочки. Опять засвистел ветер: с-с-с-с. Зашелестела листва: ш-ш-ш-ш (дети произносят эти звуки).
Мы с вами с нетерпением будем ожидать все времена года к себе в гости в определенной последовательности. Ведь каждое время года уникальное, особенное, красивое.
- Ребята, вам понравилось наше путешествие? Что интересного вы узнали? Что вызвало трудности? Примите подарки от всех времен года.