Светлана Митюрина
Занятие по обучению грамоте «Что такое слово»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание :
Закрепить представление детей о слове; закрепить умения интонационно выделять звук в слове, различать на слух твёрдые и мягкие согласные звуки, определять первый звук в слове.
Демонстрационный материал:
Мяч, фланелеграф, картинки с изображением лимона, вишни, пирамидки, лампы, волка, парохода; коробка.
Раздаточный материал:
Разноцветные фишки.
Ход:
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2016
I. .На столе у детей по 5 – 6 фишек. Воспитатель предлагает «собрать» в коробку разные слова. Для этого, говорит он, нужно вспомнить какое – нибудь слово, например, цветок, и положить в коробку фишку. Дети называют свои слова и «кладут» их в коробку, с которой воспитатель ходит по рядам. Похвалив ребят за то, что они назвали много разных слов, он выбирает наиболее яркие по звучанию («звонкие» - звонок, зеркало, «тихие» – мышка, шишка, «громкие» - гром помидор) и предлагает вслушаться в их звучание.
II. Игра «Скажи как я». Воспитатель предлагает детям встать в круг, сам становиться в середину с мячом. Игра заключается в том, что воспитатель бросает мяч кому – либо из ребят, называя слово с интонационным выделением любого из согласных звуков (ррука, самолёт, трубба, ййожиг, домм и т. д). Ребёнок должен повторить слово так, как его произнёс взрослый, перебрасывая мяч назад. В игре должны принять участия все дети.
III. Воспитатель выставляет на фланелеграф картинки с изображением лимона, вишни, пирамидки, лампы, волка, парохода детям сказать слово «лимон» так, чтобы все хорошо услышали в нём первый звук «ллимон». «Какой первый звук в слове «ллимон»?» - (Л’) – Звук (л’) – маленький «братец», а какой у него большой «братец?» - (Л)». – Какое слово начинается со звука (л?» - «Ллампа».
Воспитатель снимает с фланелеграфа картинки с лимоном и лампой и предлагает послушать, а затем сказать с каких звуков начинаются слова «вишня» и «волк» : вишня, волк. «(в', (в)». – «Звуки (в ') и (в)– «братцы. Какой из них большой братец? – (В). Вызванный ребёнок снимает изображение вишни и волка. Воспитатель, показывает на пирамидку, спрашивает, что нарисовано на картине, и предлагает сказать слово так, чтобы был хорошо слышен первый звук. Ребёнок подчёркивает голосом звук (п’). «Назовите первый звук в слове – пирамидка» - (П').
Далее воспитатель просит назвать другую картину (показывает на пароход) так, чтобы все хорошо услышали первый звук в слове (пароход, - ребёнок интонационно выделяет звук (п). «В слове «пирамидка» первый звук (п', а в слове «пароход» первый звук (п). Что можно сказать про звуки? – Эти звуки – братцы: звук (п’) – маленький братец, звук (п) – большой братец.
Если дети затрудняются с ответом, воспитатель сам говорит, что звуки (п) и (п') – братцы. А затем спрашивает, который из них маленький, а который большой.
IV Игра «Назови слово». Дети по заданию воспитателя называют слова со звуком (п) : пароход, пудель, шапка, полка и т. д. когда будет названо 10 – 15 слов, задание меняется: дети называют слова с маленьким братцем – (п') : пион, капитан, пион, пение, и т. д. за каждое правильное слово дети получают фишку или мелкую игрушку. В конце подсчитываются, определяя победителя.