Алкеева Наталья Петровна
Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе «Семья, семейные ценности и традиции»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие по нравственно-патриотическому воспитанию в ДОУ совместно с родителями. [
Тема занятия : «Семья, семейные ценности и традиции»
Возрастная группа : 4 – 5 лет.
Воспитатель : Алкеева Наталья Петровна
Цель занятия : углубить представления воспитанников о ценности семьи и соблюдении добрых традиций, объединяющих родных и близких.
Задачи:
Публикация «Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе „Семья, семейные ценности и традиции“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Семейные традиции, обычаи, ценности
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Конспекты занятий на тему семьи
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2019
• раскрыть значение понятия «семья» и «семейные традиции» на примере трудолюбия, гостеприимства, заботы о близких;
• формировать навыки ответственного поведения в семье;
• развивать интерес к семейным традициям, праздникам;
• развивать творческие способности;
• воспитывать чувства любви к своей семье, уважения к родителям.
Оборудование:
• медиа-оборудование;
• презентация «Семейные традиции»;
• фонограмма песни «Родительский дом»;
• фонограмма песни «Под крышей дома твоего» (Ю. Антонов);
• карандаши, фломастеры, лист формата А3 для составления коллажа, ножницы, клей.
Основные термины, понятия: семья, генеалогическое древо, семейный альбом, традиции.
Предварительная подготовка к занятию :
• составление семьями воспитанников генеалогических деревьев;
• составление семейных гербов;
• поиск фотографий
Ход занятия.
Сегодня мы с вами вместе поучаствуем в съёмках телепередачи «Моя семья», согласны? (слайд)
Вы будете её участниками, гости – зрителями, ну а я – ведущей.
- Итак, мы начинаем. Первая рубрика нашей передачи так и называется «моя семья».
- А что такое семья? (слайд «фото семьи»)
- Из кого состоит семья?
(вопросы задаются детям, а затем родителям)
Игра с мячом «Какая, моя семья».
Речевая игра «Скажи, чей, чья, чьё, чьи?»
шарф /чей?/ - мамин, папин, дедушкин
шапка /чья?/ - бабушкина, мамина
очки /чьи?/ - дедушкины, бабушкины
платье /чьё?/ - мамино
ботинки /чьи?/ - папины
кофта /чья?/ - Танина, Машина, мамина
плащ /чей?/ - Сережин, Пашин, дедушкин, папин
бусы /чьи?/
серёжки /чьи?/
молоток /чей?/
дрель /чья?/
шуруповёрт /чей?/
Физминутка.
Рекламная пауза – двигательная.
Я вам предлагаю немного отдохнуть, внимательно слушайте и выполняйте задания, договорились?
Игра на внимание «У кого?»
- У кого есть брат, встаньте и потопайте
- У кого сестрёнка есть, встаньте и похлопайте
- У кого домашние животные есть, встаньте и попрыгайте
- Кто помогает дома своим близким, встаньте и прокричите -УРА-
- Тот, кто очень-очень любит свою семью, встаньте и прокричите «Люблю».
Вопросы к детям:
- Всегда ли у всех членов семьи бывает хорошее радостное настроение?
- Что нужно делать, чтобы у всех в семье было хорошее настроение?
- Что нужно делать, если взрослые пришли уставшие с работы?
- Что нужно делать, чтобы семья была дружная?
Игра с мамами «Азбука семейного счастья»
Я буду вам показывать букву, а вы должны на эту букву придумать слово, которое обозначает секрет семейного счастья.
Какие качества должны быть у семьи, чтобы она была счастливой, поделитесь с нами этими хитростями.
В – взаимопонимание З - забота
Д – доброта, доверие Л – любовь
Е – единство О - ответственность
И – искренность Ц - целеустремленность
П – понимание У – умение выслушать
Вывод:
Семьи бывают разными, большими и маленькими, весёлыми и музыкальными, трудолюбивыми и спортивными, строгими и заботливыми, но всех их объединяет одно. Семья делает всех людей без исключения счастливыми. Ведь нам всем просто необходимо, как воздух, чтобы рядом были близкие и любимые люди. Один человек не может быть счастлив. И об этом нам поведала свою историю маленькая звездочка.
слайд (сказка о звездочке)
Давно-давно, много веков назад, так много звезд на небе, как теперь, не было. В ясную ночь можно было видеть только одну звездочку, свет которой был то ярким, то очень тусклым. Однажды Луна спросила у Звездочки: «Звездочка, почему твой свет такой разный: то яркий, указывающий дорогу даже ночью; то тусклый и незаметный»? Звездочка долго молчала, а потом, вздохнув, ответила: «Свет мой становится тусклым тогда, когда мне одиноко. Ведь рядом со мной нет ни одной звездочки, похожей на меня. А так хочется видеть и слышать кого-то рядом с собой! «А в какие ночи твой свет становится ярким?» - спросила Луна.
«Да, - ответила Звездочка. – Однажды я задала этот вопрос страннику, который был долгое время в дороге. Он выглядел изможденным и очень усталым от долгого пути, каждый шаг давался ему с трудом, но глаза…» «А какими были его глаза?» - недоуменно спросила Луна. «Они светились в темноте от счастья и радости» - ответила, тяжело вздохнув, звездочка и продолжила. – Чему ты радуешься, странник?» И он ответил: «Замерзая в снегу, голодая без куска хлеба, задыхаясь от жары, я шагал вперед, преодолевая все преграды, потому что знал: дома меня ждет тепло и уют, забота и сердечность моей семьи – жены, детей, внуков. Ради их счастливых глаз, я готов совершить даже невозможное». Звездочка замолчала, а затем ответила: «Вот с той самой поры я и стараюсь дарить как можно больше света тем путникам, которые несут счастье в свой дом, в свою семью». Луна посмотрела на Звездочку и спросила: «Моя маленькая помощница! А ты хотела бы иметь свою семью, любящих людей, которые бы помогали тебе делать людей счастливыми?» «А разве это возможно?» - с надеждой спросила Звездочка. Луна, не говоря больше ни слова, махнула рукавом своего золотого одеяния, и в тот же миг на небе засияли тысячи новых звезд, которые мигали своим неповторимым мерцающим светом маленькой звездочке, как будто говорили: «Мы рядом, мы здесь, дорогая, мы теперь – одна Семья!».
Тренинговое упражнение «Тепло семьи».
Попросить ребенка и родителя взяться за руки. Акцентировать внимание ребенка «Какие руки у мамы?»
Родителя попросить почувствовать тепло рук ребенка.
Посмотреть друг на друга,улыбнуться обнять друг друга
Рекламная пауза
- Какая ваша мама?
- Какой у вас папа?
- Какой у вас ребенок? (у родителей)
Физминутка.
Реклама двигательная.
Расскажу вам про свою очень дружную семью (идут по кругу)
Просыпаясь утром рано, будит всех конечно мама (потягиваются и хлопают)
И печёт оладушки всем на завтрак бабушка (движения ладошками «оладушки»)
Чинит дверцу шкафа, конечно папа (имитируют работу молотком)
А сходить за хлебушком может даже дедушка (шагают на месте)
И резвее всех на свете веселятся – это дети (прыжки на месте)
Следующая рубрика нашей телепередачи называется «Семейные традиции».
Что отличает одну семью от другой это традиции.
И мне хочется спросить у ваших мам, как они понимают, что такое традиции семьи.
Традиции бывают разные, у каждой семьи свои традиции.
Какие есть традиции в ваших семьях (у родителей).
«Составление семейного альбомаТрадиция»
Эта традиция есть у всех. В каждой семье есть фотографии, которые надолго оставляют память о приятных событиях или о дорогих людях. Традиция эта очень важная. Недаром во время войны, когда люди покидали свои дома надолго, они брали с собой фото близких людей. И сейчас эта традиция сохранена.
Мы с вами тоже хорошо потрудились и собрали свои семейные альбомы, в которых отражены странички нашего семейного отдыха и труда. В семье важен совместный труд. От труда каждого члена семьи зависит благополучие этой семьи. Каждый выполняет свою работу. Это тоже одна из традиций семьи. Сейчас мы с вами поиграем и узнаем, кто какую работу выполняет в вашей семье.
Словесная игра: «Кто как трудиться в моей семье»
- ходит на работу
- зарабатывает деньги
- ходит в магазин за покупками
- готовит пищу
- проверяет уроки
- забивает гвозди
- ухаживает за цветами
- чинит машину
- моет посуду
- стирает
- вешает полки
- ремонтирует кран
- гладит
- мастерит
- читает
- вяжет
- учит уроки
- играет.
Ещё одна очень важная традиция – это традиция узнавать о своих предках, близких и дальних родственниках. Составлять свою родословную, генеалогическое дерево. Эта традиция сейчас стала вновь возвращаться в семьи. Потому что без памяти человек не может жить. Память это то, что нас связывает с нашими корнями, этим мы становимся сильнее.
Издревле, каждая семья имела свой семейный герб. На нём символически изображались ценности и традиции семьи. Мы с вами попробовали эту давнюю традицию возродить. И сейчас я попрошу вас вкратце рассказать о том, что символизирует ваш семейный герб.
Беседа с родителями.
- Можно ли назвать нашу группу «Семьёй»?
- А какие традиции есть у нас в группе?
- Какая у нас семья? (у мам у ребят)
Ну а если мы с вами семья, нам нужен свой герб группы «Непоседы». Потому я прошу вашей помощи в создании герба Я хочу, чтоб в нашем гербе отражался характер и отличительные черты нашей группы.
Продуктивная деятельность взрослых и детей «Изготовление герба»