Папки-передвижки

«Семейные традиции на Руси». Конспект открытого занятия по нравственно-патриотическому воспитанию

Евгения Неретина
«Семейные традиции на Руси». Конспект открытого занятия по нравственно-патриотическому воспитанию
▼ Скачать + Заказать документы

КОНСПЕКТ

открытого занятия по нравственно-патриотическом воспитании

Тема: Семейные традиции на Руси

Цель: познакомить детей со старинными семейными обычаями

Образовательные задачи.

Обогатить словарный запас существительными: оберег, колыбелька, чугунок; определениями: старинный, колыбельная.

Дать представление о купании, одевании, укачивании ребенка в старину.

Учить изготавливать оберег «кукла».

Развивающие задачи.

Публикация «„Семейные традиции на Руси“, Конспект открытого занятия по нравственно-патриотическому воспитанию» размещена в разделах

Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о старинных семейных обычаях.

Развивать связную речь, внимание память, мышление.

Расширять кругозор и словарный запас детей.

Развивать художественно-творческие способности детей.

Воспитательные задачи.

Воспитывать интерес к истории Родины, чувство гордости и уважения к своему народу.

Воспитывать уважение, интерес к обычаям старины, к русскому фольклору.

Формы и виды детской деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная.

Материалы и оборудование: аудиозаписи с русской народной музыкой, атрибуты русской избы, русские народные костюмы, кукла, уголек, зернышки, монетки, кувшин с водой, полотенце, русская рубашка, колыбелька, хлеб и соль, заготовки для изготовления куклы.

Образовательные ресурсы: Виноградов Г. С. «Русский фольклор», Лавреньтева Л. С. Культура русского народа: «Обычаи, обряды, занятия, фольклор», Князева О. Л., Маханева М. Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».

Ход занятия

Дети в кругу.

Воспитатель : «Крепко за руки возьмемся и друг другу улыбнемся». «Я передаю свою дружбу Ане.» - каждый ребенок повторяет эти слова своему соседу.

Воспитатель : «Ребята, каждый из вас добавил сейчас своему соседу частицу своей дружбы. Пусть она вас никогда не покидает и согревает всегда и везде».

«Наш круг объединил нас с вами в одно целое, настоящий семейный круг — мы все вместе с вами одна …

Дети: большая семья.

Как говорят в народе «Вся семья вместе так и душа на месте». Вы наверно догадались, что сегодня наш разговор пойдет о семье. Ведь семья — одна из самых великих ценностей жизни, к которой нужно относиться очень бережно.

Давайте поиграем в игру «Какая моя семья».

Дети дотрагиваясь до плеча друг друга по часовой стрелке, поочередно, называют слова (начинает воспитатель : моя семья счастливая, дети — дружная, большая, крепкая, трудолюбивая, веселая, любимая, заботливая, спортивная, добрая и т. д.)

«Кто живет в семье» (Пальчиковая гимнастика)

Этот пальчик — дедушка,

Этот пальчик — бабушка,

Этот пальчик — папочка,

Этот пальчик — мамочка,

Этот пальчик — я,

Вот и вся моя семья.

Воспитатель : «Вся семья вместе, и душа на месте»

Дети садятся на свои места полукругом.

Воспитатель : Ребята, как вы думаете, что такое семья?

Полина: «Семья — это счастье, любовь и удача,

Семья — это летом поездки на дачу,

Семья — это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты».

Даня: «Семья — это труд, друг о друге забота,

Семья- это много домашней работы,

Семья — это важно,

Семья — Это сложно».

Маша: «Но счастливо жить одному невозможно.

Всегда будьте вместе, любовь берегите!

Обиды и ссоры подальше гоните!

Хочу, чтобы про вас говорили друзья:

Какая хорошая ваша семья!»

Воспитатель : В дружной семье все заботятся друг о друге. У каждого есть свои обязанности. Их выполняют без напоминания. В дружной семье все проявляют любовь друг к другу, заботу, а дети — уважают и слушают своих родителей. Не зря говорят, что «не нужен и клад, когда в семье мир и лад». Дети, в каждой семье есть свои традиции, делающие жизнь в семье интересной и насыщенной.

Расскажите, пожалуйста, о традициях вашей семьи (дети рассказывают, воспитатель тоже принимает участие в разговоре, выслушивая каждого ребенка).

Наша группа — тоже семья. И все, что в ней происходит касается каждого из вас. Если что-то у одного не получается — страдает вся группа, а когда все стараются, то выигрывает вся группа. Мне хочется чтобы вы переживали и болели за свою группу, как за большую семью.

Какие традиции есть в нашей группе? В нашем саду?

(Традиции праздновать дни рождения, Новый год, 23 Февраля, Масленицу, 8 Марта).

Показ рисунков, фотографий.

Воспитатель : Дети, вы любите путешествовать? Сегодня мы отправимся с вами в прошлое, во времена наших давних предков, узнаем что-то новое, встретимся с уже знакомыми вам вещами и предметами. Но чтобы туда попасть, мы поиграем в русскую народную игру «Ручеёк».

Под музыку «Во поле берёза стояла».

Воспитатель : Где же мы?.

Дети: В русской избе.

Рассматривается иллюстрация о большой семье.

Воспитатель : В каждой избе была печь, про нее говорили: «Печь всему голова».

Как вы думаете, почему так говорили про печь?

Воспитатель обобщает ответы детей:

Печь считалась главной в избе, потому что она и кормила всю семью и обогревала всю избу, летом на печи сушили травы, ягоды, грибы — запасали на зиму, спали на печи дети, старики и хворые, те, кто захворал, заболел.

Воспитатель показывает чугунок.

Дети, что это?

Дети: Чугунок.

Воспитатель : Для чего нужен чугунок?

Дети: В нем варили кушать.

Воспитатель : Дети, что это за звук? Кто плачет?

Достает из колыбельки куклы.

Малыш, это кукла-малыш. Давайте его покачаем.

С давних времен, когда ребенок рождается, родители придумывают ему имя. Давайте и мы придумаем нашему ребеночку имя, но только имя будет не простое, а старинное. Дети, какие вы знаете русские старинные имена?

Выбирают одно имя — ребеночка называют Егором.

Воспитатель : Дети, а вы знаете, что сейчас, пока ребенок маленький, его все будут называть ласково. Как можно ласково назвать Егора?

Дети: Егорушка.

Воспитатель : А когда он вырастет, то его уже будут называть Егором. Мы растем, и наше имя растет. А вы знаете, как вырастет ваше имя? Как выс будут называть, когда вы станете большими? Федя — Федор, Варя — Варвара, Костя — Константин.

Дети: Сейчас меня зовут, а когда я вырасту, то меня будут звать - … Меня зовут, а будут звать… и т. д.

Воспитатель : Молодцы. Мы познакомились с Егорушкой и назвали ему свои имена.

Дети, посмотрите, здесь для Егорушки приготовлены предметы, что это? (Уголек, зернышко, монетки).

Дети: Уголек, зернышко, монетки.

Воспитатель : А вы знаете, зачем нашему Егорушке эти предметы?

Дети: Нет.

Воспитатель : Раньше на Руси, давным-давно уголек, зернышки и монетки клали в таз с водой, когда ребенка в первый раз купали.

Ребенок кладет уголек.

Воспитатель : Когда клали уголек говорили: «Привыкай к домашнему теплу».

Дети повторяют.

Ребенок кладет зернышко.

Воспитатель : Когда клали зернышко говорили: «Будь всегда сыт».

Дети: Будь всегда сыт.

Ребенок кладет денежку.

Воспитатель : Когда клали монетку, говорили: «Будь всегда богат».

Дети: Будь всегда богат.

Воспитатель : А во что одевали ребеночка?

Дети высказывают свои версии.

Воспитатель : В отцову рубашку.

А почему ребенка одевали в отцову рубашку? Как вы думаете?

Дети отвечают.

Воспитатель : Родители хотели, чтобы ребеночек, когда вырос, тоже был таким же работящим, честным, как и они. Посмотрите, вот рубашка, какая она?

Дети: Красивая, праздничная.

Воспитатель : давайте одевать Егорушку.

Расти хорошо малыш, будь похож на отца с матерью, трудись как они трудятся, отдыхай, как им отдыхается.

Одели мы нашего Егорушку, а что дальше с ребеночком делали его родные?

Дети: Укладывали спать.

Воспитатель : А куда клали спать ребеночка.

Дети: В колыбельку.

Воспитатель : А что такое колыбелька?

Дети: Это кроватка, куда клали малыша и качали. В старину колыбель подвешивали к потолку избы, и ребеночка можно было качать в любую сторону.

Воспитатель : У нас есть такая колыбелька. Посмотрите, какая колыбелька у нашего Егорушки.

Дети, посмотрите, что я нашла в колыбельке. Что это?

Показывает детям кусочек хлеба и соль, дает попробовать.

Что же это?

Дети: Хлеб и соль.

Воспитатель : Правильно, хлеб да соль. Вы знаете, что на Руси хлебом-солью всегда встречали дорогих, долгожданных гостей. Они клали хлеб и соль и приговаривали: «Наконец-то ты родился, Егорушка! Долго мы тебя ждали!» (Дети повторяют слова 2-3 раза).

Дети, родители положили ребеночка в колыбельку, а что дальше делали?

Дети: Пели колыбельную.

Воспитатель : А что такое колыбельная?

Дети: Это песенка, под которую засыпает ребенок.

Воспитатель : Дети, а давайте я спою колыбельную для Егорушки, а вы послушайте.

Баю-бай, баю-бай

Ты, собачка, не лай

Белобока не скули

Ты Егорку не буди.

Баю-баю-баю-бай

Спи, Егорка, засыпай!

Наш Егорушка спит, а мы поговорим о другой русской традиции.

Ребята посмотрите, что я принесла на занятие : тряпичные куклы. Сегодня мы познакомимся с одним из замечательных видов декоративно-прикладного искусства - русской народной тряпичной куклой.

Кукла - первая среди игрушек, она известна с глубокой древности и с давних времен тряпичная кукла была традиционной игрушкой русского народа

Игра в куклы поощрялась взрослыми, так как, играя в них, ребенок учился вести хозяйство, общаться.

Куклам приписывались различные волшебные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю. Многие куклы-талисманы бережно хранились в семье, передавались из поколения в поколение вместе с традиционными приемами их изготовления

Для каждой местности характерны свои особенности у кукол. Тряпичные куклы, сшитые из нового лоскута, специально делали в подарок к крестинам, к дню ангела, к празднику. Отношение к куклам было бережное.

Их никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчики.

Большинство кукол на Руси были оберегами и ведут свою историю с древних времен. Сейчас я расскажу о не которых из них.

Кукла «Берегиня».

Кукла эта обережная, берегиня, хранительница доброго духа. Берегиню помещают в комнате так, что бы она смотрела в глубину комнаты, а не на окно или дверь, таким образом, кукла-берегиня будет беречь теплоту и доброту в доме. Наличие куклы в доме будет отпугивать нечистую силу и злых духов.

Кукла «Кубышка».

Куклу-Кубышку с копеечкой в объемистом тельце-мешочке дарили на Рождество.

Считалось, что она притягивает в дом богатство.

Кукла «Кувадка».

Кувадка – первая игрушка, развивающая зрение и тактильное восприятие.

Вот ее мы и сделаем сегодня.

Кувадка «Тульская»

Рис 1-3. Прямоугольный лоскут ткани берём и скручиваем несколько раз (как будто выжимаем полотенце).

Рис. 4. Из скрученной части формируем кольцо - головку куклы, перевязываем на груди и перевязывается пояс. Свободные концы – это тело куклы.

Рис. 5. Готовим руки: прямоугольный лоскут поменьше перетягиваем нитью в центре и по краям (формируя ладошки, красиво расправляем складки.

Рис. 6. Вставляем руки между лоскутами ткани, перетягиваем нитью крест на груди, завязываем на поясе. Кувадка готова!

К головам кувадок привязывают нити, чтобы их можно было подвесить. Нить удобно привязывать так: берём нитку, складываем пополам. Получается петля. Концы нитки связываем и просовываем в кольцо – голову. А затем протягиваем через петлю и затягиваем.

Посмотрите, какая замечательная кукла у нас получилась.

Вот теперь, ребята, вы можете научить делать таких замечательных кукол своих родителей и друзей.

А этих куколок мы подарим гостям!

Итог занятия.

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию «Наша Родина — Россия»Конспект интегрированного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию «Наша Родина — Россия» Конспект интегрированного занятия по нравственно - патриотическому воспитанию (образовательная область: социально-коммуникативное развитие).

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной группе «Что герб нам может рассказать» Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной группе «Что герб нам может рассказать» Задачи: Образовательные:.

«Семейные обычаи на Руси». Конспект открытого интегрированного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию Конспект открытого интегрированного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию Тема: «Семейные обычаи на Руси» тема:.

Конспект открытого занятия по нравственно-патриотическому воспитанию «Родной посёлок Лысые Горы» в старшей группе Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад «Радуга» р. п. Лысые Горы Саратовской области Лысогорского.

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию «Родина-мать зовет» Программное содержание: Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативная», «Речевая», «Художественно-эстетическая», «Познавательная»,.

Конспект занятия для второй младшей группы по нравственно-патриотическому воспитанию «Моя семья» Конспект занятия для второй младшей группы «Моя семья». Цель: уточнить и обобщить знания детей о семье, о том, кто такие родные; формировать.

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию «Бабушка и дедушка в семье» Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию «Бабушка и дедушка в семье» Цель: Расширять представление о семье. Учить ориентироваться.

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию «Путешествие по родному поселку» Цель: Продолжать формировать элементарные представления детей о малой Родине – Некрасовское на основе ознакомления с ближайшим окружением.

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе «Мой любимый поселок» Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе «Мой любимый поселок» Составитель воспитатель высшей категории.

Конспект занятия в старшей группе по нравственно-патриотическому воспитанию «Праздник Светлой Пасхи» Конспект занятия в старшей группе по нравственно – патриотическому воспитанию «Праздник Светлой Пасхи» Программное содержание. Цель:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Семейные традиции на Руси». Конспект открытого занятия по нравственно-патриотическому воспитанию
Опубликовано: 30 сентября 2019 в 15:07
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Семейные традиции на Руси». Конспект открытого занятия по нравственно-патриотическому воспитанию» (включая файлы) размещена пользователем Евгения Неретина (УИ 90421) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД