Евгения Неретина
«Семейные традиции на Руси». Конспект открытого занятия по нравственно-патриотическому воспитанию
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ
открытого занятия по нравственно-патриотическом воспитании
Тема: Семейные традиции на Руси
Цель: познакомить детей со старинными семейными обычаями
Образовательные задачи.
Обогатить словарный запас существительными: оберег, колыбелька, чугунок; определениями: старинный, колыбельная.
Дать представление о купании, одевании, укачивании ребенка в старину.
Учить изготавливать оберег «кукла».
Развивающие задачи.
Публикация «„Семейные традиции на Руси“, Конспект открытого занятия по нравственно-патриотическому воспитанию» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Открытые занятия. Конспекты
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Семейные традиции, обычаи, ценности
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2019
Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о старинных семейных обычаях.
Развивать связную речь, внимание память, мышление.
Расширять кругозор и словарный запас детей.
Развивать художественно-творческие способности детей.
Воспитательные задачи.
Воспитывать интерес к истории Родины, чувство гордости и уважения к своему народу.
Воспитывать уважение, интерес к обычаям старины, к русскому фольклору.
Формы и виды детской деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная.
Материалы и оборудование: аудиозаписи с русской народной музыкой, атрибуты русской избы, русские народные костюмы, кукла, уголек, зернышки, монетки, кувшин с водой, полотенце, русская рубашка, колыбелька, хлеб и соль, заготовки для изготовления куклы.
Образовательные ресурсы: Виноградов Г. С. «Русский фольклор», Лавреньтева Л. С. Культура русского народа: «Обычаи, обряды, занятия, фольклор», Князева О. Л., Маханева М. Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».
Ход занятия
Дети в кругу.
Воспитатель : «Крепко за руки возьмемся и друг другу улыбнемся». «Я передаю свою дружбу Ане.» - каждый ребенок повторяет эти слова своему соседу.
Воспитатель : «Ребята, каждый из вас добавил сейчас своему соседу частицу своей дружбы. Пусть она вас никогда не покидает и согревает всегда и везде».
«Наш круг объединил нас с вами в одно целое, настоящий семейный круг — мы все вместе с вами одна …
Дети: большая семья.
Как говорят в народе «Вся семья вместе так и душа на месте». Вы наверно догадались, что сегодня наш разговор пойдет о семье. Ведь семья — одна из самых великих ценностей жизни, к которой нужно относиться очень бережно.
Давайте поиграем в игру «Какая моя семья».
Дети дотрагиваясь до плеча друг друга по часовой стрелке, поочередно, называют слова (начинает воспитатель : моя семья счастливая, дети — дружная, большая, крепкая, трудолюбивая, веселая, любимая, заботливая, спортивная, добрая и т. д.)
«Кто живет в семье» (Пальчиковая гимнастика)
Этот пальчик — дедушка,
Этот пальчик — бабушка,
Этот пальчик — папочка,
Этот пальчик — мамочка,
Этот пальчик — я,
Вот и вся моя семья.
Воспитатель : «Вся семья вместе, и душа на месте»
Дети садятся на свои места полукругом.
Воспитатель : Ребята, как вы думаете, что такое семья?
Полина: «Семья — это счастье, любовь и удача,
Семья — это летом поездки на дачу,
Семья — это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты».
Даня: «Семья — это труд, друг о друге забота,
Семья- это много домашней работы,
Семья — это важно,
Семья — Это сложно».
Маша: «Но счастливо жить одному невозможно.
Всегда будьте вместе, любовь берегите!
Обиды и ссоры подальше гоните!
Хочу, чтобы про вас говорили друзья:
Какая хорошая ваша семья!»
Воспитатель : В дружной семье все заботятся друг о друге. У каждого есть свои обязанности. Их выполняют без напоминания. В дружной семье все проявляют любовь друг к другу, заботу, а дети — уважают и слушают своих родителей. Не зря говорят, что «не нужен и клад, когда в семье мир и лад». Дети, в каждой семье есть свои традиции, делающие жизнь в семье интересной и насыщенной.
Расскажите, пожалуйста, о традициях вашей семьи (дети рассказывают, воспитатель тоже принимает участие в разговоре, выслушивая каждого ребенка).
Наша группа — тоже семья. И все, что в ней происходит касается каждого из вас. Если что-то у одного не получается — страдает вся группа, а когда все стараются, то выигрывает вся группа. Мне хочется чтобы вы переживали и болели за свою группу, как за большую семью.
Какие традиции есть в нашей группе? В нашем саду?
(Традиции праздновать дни рождения, Новый год, 23 Февраля, Масленицу, 8 Марта).
Показ рисунков, фотографий.
Воспитатель : Дети, вы любите путешествовать? Сегодня мы отправимся с вами в прошлое, во времена наших давних предков, узнаем что-то новое, встретимся с уже знакомыми вам вещами и предметами. Но чтобы туда попасть, мы поиграем в русскую народную игру «Ручеёк».
Под музыку «Во поле берёза стояла».
Воспитатель : Где же мы?.
Дети: В русской избе.
Рассматривается иллюстрация о большой семье.
Воспитатель : В каждой избе была печь, про нее говорили: «Печь всему голова».
Как вы думаете, почему так говорили про печь?
Воспитатель обобщает ответы детей:
Печь считалась главной в избе, потому что она и кормила всю семью и обогревала всю избу, летом на печи сушили травы, ягоды, грибы — запасали на зиму, спали на печи дети, старики и хворые, те, кто захворал, заболел.
Воспитатель показывает чугунок.
Дети, что это?
Дети: Чугунок.
Воспитатель : Для чего нужен чугунок?
Дети: В нем варили кушать.
Воспитатель : Дети, что это за звук? Кто плачет?
Достает из колыбельки куклы.
Малыш, это кукла-малыш. Давайте его покачаем.
С давних времен, когда ребенок рождается, родители придумывают ему имя. Давайте и мы придумаем нашему ребеночку имя, но только имя будет не простое, а старинное. Дети, какие вы знаете русские старинные имена?
Выбирают одно имя — ребеночка называют Егором.
Воспитатель : Дети, а вы знаете, что сейчас, пока ребенок маленький, его все будут называть ласково. Как можно ласково назвать Егора?
Дети: Егорушка.
Воспитатель : А когда он вырастет, то его уже будут называть Егором. Мы растем, и наше имя растет. А вы знаете, как вырастет ваше имя? Как выс будут называть, когда вы станете большими? Федя — Федор, Варя — Варвара, Костя — Константин.
Дети: Сейчас меня зовут, а когда я вырасту, то меня будут звать - … Меня зовут, а будут звать… и т. д.
Воспитатель : Молодцы. Мы познакомились с Егорушкой и назвали ему свои имена.
Дети, посмотрите, здесь для Егорушки приготовлены предметы, что это? (Уголек, зернышко, монетки).
Дети: Уголек, зернышко, монетки.
Воспитатель : А вы знаете, зачем нашему Егорушке эти предметы?
Дети: Нет.
Воспитатель : Раньше на Руси, давным-давно уголек, зернышки и монетки клали в таз с водой, когда ребенка в первый раз купали.
Ребенок кладет уголек.
Воспитатель : Когда клали уголек говорили: «Привыкай к домашнему теплу».
Дети повторяют.
Ребенок кладет зернышко.
Воспитатель : Когда клали зернышко говорили: «Будь всегда сыт».
Дети: Будь всегда сыт.
Ребенок кладет денежку.
Воспитатель : Когда клали монетку, говорили: «Будь всегда богат».
Дети: Будь всегда богат.
Воспитатель : А во что одевали ребеночка?
Дети высказывают свои версии.
Воспитатель : В отцову рубашку.
А почему ребенка одевали в отцову рубашку? Как вы думаете?
Дети отвечают.
Воспитатель : Родители хотели, чтобы ребеночек, когда вырос, тоже был таким же работящим, честным, как и они. Посмотрите, вот рубашка, какая она?
Дети: Красивая, праздничная.
Воспитатель : давайте одевать Егорушку.
Расти хорошо малыш, будь похож на отца с матерью, трудись как они трудятся, отдыхай, как им отдыхается.
Одели мы нашего Егорушку, а что дальше с ребеночком делали его родные?
Дети: Укладывали спать.
Воспитатель : А куда клали спать ребеночка.
Дети: В колыбельку.
Воспитатель : А что такое колыбелька?
Дети: Это кроватка, куда клали малыша и качали. В старину колыбель подвешивали к потолку избы, и ребеночка можно было качать в любую сторону.
Воспитатель : У нас есть такая колыбелька. Посмотрите, какая колыбелька у нашего Егорушки.
Дети, посмотрите, что я нашла в колыбельке. Что это?
Показывает детям кусочек хлеба и соль, дает попробовать.
Что же это?
Дети: Хлеб и соль.
Воспитатель : Правильно, хлеб да соль. Вы знаете, что на Руси хлебом-солью всегда встречали дорогих, долгожданных гостей. Они клали хлеб и соль и приговаривали: «Наконец-то ты родился, Егорушка! Долго мы тебя ждали!» (Дети повторяют слова 2-3 раза).
Дети, родители положили ребеночка в колыбельку, а что дальше делали?
Дети: Пели колыбельную.
Воспитатель : А что такое колыбельная?
Дети: Это песенка, под которую засыпает ребенок.
Воспитатель : Дети, а давайте я спою колыбельную для Егорушки, а вы послушайте.
Баю-бай, баю-бай
Ты, собачка, не лай
Белобока не скули
Ты Егорку не буди.
Баю-баю-баю-бай
Спи, Егорка, засыпай!
Наш Егорушка спит, а мы поговорим о другой русской традиции.
Ребята посмотрите, что я принесла на занятие : тряпичные куклы. Сегодня мы познакомимся с одним из замечательных видов декоративно-прикладного искусства - русской народной тряпичной куклой.
Кукла - первая среди игрушек, она известна с глубокой древности и с давних времен тряпичная кукла была традиционной игрушкой русского народа
Игра в куклы поощрялась взрослыми, так как, играя в них, ребенок учился вести хозяйство, общаться.
Куклам приписывались различные волшебные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю. Многие куклы-талисманы бережно хранились в семье, передавались из поколения в поколение вместе с традиционными приемами их изготовления
Для каждой местности характерны свои особенности у кукол. Тряпичные куклы, сшитые из нового лоскута, специально делали в подарок к крестинам, к дню ангела, к празднику. Отношение к куклам было бережное.
Их никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчики.
Большинство кукол на Руси были оберегами и ведут свою историю с древних времен. Сейчас я расскажу о не которых из них.
Кукла «Берегиня».
Кукла эта обережная, берегиня, хранительница доброго духа. Берегиню помещают в комнате так, что бы она смотрела в глубину комнаты, а не на окно или дверь, таким образом, кукла-берегиня будет беречь теплоту и доброту в доме. Наличие куклы в доме будет отпугивать нечистую силу и злых духов.
Кукла «Кубышка».
Куклу-Кубышку с копеечкой в объемистом тельце-мешочке дарили на Рождество.
Считалось, что она притягивает в дом богатство.
Кукла «Кувадка».
Кувадка – первая игрушка, развивающая зрение и тактильное восприятие.
Вот ее мы и сделаем сегодня.
Кувадка «Тульская»
Рис 1-3. Прямоугольный лоскут ткани берём и скручиваем несколько раз (как будто выжимаем полотенце).
Рис. 4. Из скрученной части формируем кольцо - головку куклы, перевязываем на груди и перевязывается пояс. Свободные концы – это тело куклы.
Рис. 5. Готовим руки: прямоугольный лоскут поменьше перетягиваем нитью в центре и по краям (формируя ладошки, красиво расправляем складки.
Рис. 6. Вставляем руки между лоскутами ткани, перетягиваем нитью крест на груди, завязываем на поясе. Кувадка готова!
К головам кувадок привязывают нити, чтобы их можно было подвесить. Нить удобно привязывать так: берём нитку, складываем пополам. Получается петля. Концы нитки связываем и просовываем в кольцо – голову. А затем протягиваем через петлю и затягиваем.
Посмотрите, какая замечательная кукла у нас получилась.
Вот теперь, ребята, вы можете научить делать таких замечательных кукол своих родителей и друзей.
А этих куколок мы подарим гостям!
Итог занятия.