Пилюгина Марина Владимировна
Занятие по нетрадиционной технике рисования «Морозные окна» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Морозные окна»
Возрастная группа : 6-7 лет
Форма совместной деятельности: групповая, занятие.
Учебно-методический комплект: (Г. Н. Давыдова «22 занятия по рисованию для дошкольников. Нетрадиционные техники» . : М 2007 г.)
Средства:
• наглядные – иллюстрации с морозными узорами
Публикация «Занятие по нетрадиционной технике рисования „Морозные окна“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Рисование, зимние рисунки
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нетрадиционные техники рисования
- Новогодние окна. Украшение окон на Новый год
- Подготовительная группа
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2021
• литературные – физминутка в стихах, загадки и т. д. ;
• музыкальные – мелодии для музыкального сопровождения продуктивной деятельности,
• оборудование – (CD – проигрыватель; стаканчики с водой (по количеству детей); салфетки; кисточки, акварельные краски, кусочки свечей по количеству детей, альбомные листы обклеенные скотчем в виде оконной рамы, изображения морозных узоров)
Цель: Познакомить с таким способом рисования, как фотокопия – рисование свечой
Задачи:
1. Обучающая задача:
• Побуждать детей к выполнению разнообразных рисунков, используя разные выразительные средства (композиция, цвет, колорит и т. п.);
2. Развивающая задача:
• Развивать творческое воображение, наблюдательность, инициативу и самостоятельность в изобразительной деятельности;
3. Воспитательная задача:
• Воспитывать желание передать в рисунке свой придуманный узор, своё мироощущение, проявить отзывчивость;
Постепенно воспитатель собирает детей в круг на ковре и спрашивает:
В:Какое сейчас время года?
Д: Весна.
В: Почему вы так решили?
Дети перечисляют признаки времени года.
В: Правильно. А теперь отгадайте загадки.
С неба звёзды падают,
Лягут на поля
Пусть под ними скроется
Чёрная земля.
Много-много звёздочек,
Тонких, как стекло;
Звёздочки холодные
А земле тепло?
Д: Снежинки
В: Морозно в белом январе,
Деревья тонут в серебре.
Кусты, берёзы и осины
Украсил блеском светлый …
Д: Иней
В: Прозрачен, как стекло,
А не вставишь в окно…
Д: Лёд.
В: Какой это мастер
На стёкла нанёс
И листья, и травы,
И заросли роз?
Д: Мороз
В: Вы отгадали всё правильно. Скажите, что же за время года спряталось в загадках?
Д: Зима.
В: А кто зиме верный и незаменимый помощник?
Д: Мороз.
В: Давайте вспомним, как нам зимой холодно.
Воспитатель имитирует с детьми действия в соответствии с темой.
В: Ребята, а вы что-нибудь необычное в группе сегодня заметили?
Д: Да, картинки, узоры и т. д.
Педагог предлагает всем вместе подойти к изображениям.
В: А когда мы можем увидеть такую красоту?
Д: Зимой.
В: А сейчас можем?
Д: Нет.
В: Ребята, оказывается, иногда можем. В нашем оренбургском крае бывает в Марте так, что ляжем мы спать, а за ночь мороз по улочкам пробежит, и окна нам разрисует. Даже народная пословица есть такая: «И март морозом на нос садиться.» Так что получается, «Красна весна, да холодна еще". Посмотрите внимательно на узоры, на что они похожи?
Дети перечисляют перышки, травинки, цветочки, елки и т. д.
В: Ребята, а как вы думаете, как Мороз эти узоры рисует?
Предположения детей: дует на стёкла, бросает снежинки и т. д.
В: На самом деле от холодно, морозного воздуха, капельки воды, которые летают по всюду, оседают на холодном стекле, замерзают и превращаются в льдинки, похожие на тончайшие иголочки, которые расходятся в разные стороны по стеклу. (показывает указкой узоры)За холодную ночь их образуется много-много, они как бы наращиваются друг на друга. В итоге получаются такие красивые кружева, узоры и рисунки. Но они не навсегда. Что с ними происходит в тёплую погоду?
Д: Они исчезают, тают.
В: К нам обратились бумажные кошечки, которые очень любят рассматривать узоры. Только не хватает окон. А как же можно сохранить такую красоту для наших кошечек?
Д: сфотографировать, нарисовать
В: А чем можно нарисовать?
Д: Красками, карандашами и т. д.
В: Верно. Скажите, а мы можем нарисовать так, чтобы вначале узоров не было видно, а потом они вдруг проявились, как у Мороза получается?
Д: Нет
В: На самом деле это возможно: оказывается, есть такие материалы, рисуя которыми мы сначала получаем практически невидимые узоры, но, если их сверху покрыть акварельными красками, узоры проявятся, как будто проявляется фотоплёнка. Этот способ рисования называется «фотокопией».
Затем педагог и дети проходят к доске.
В: Посмотрите ребята. Я беру кусочек свечки и начинаю покрывать свой лист узорами, как Мороз. Вы видите узоры?
Д: Нет.
В: А теперь я возьму на кисточку немного акварели, разведённой водой.
Сопровождает слова действиями.
В: И равномерно начну закрашивать лист, стараясь не оставлять пустых мест. Краску нужно наносить на всю поверхность аккуратно, чтобы наш лист не разорвался от чрезмерной влаги. Но посмотрите, что происходит?
Д: Узоры появляются.
В: Как вы думаете, почему линии сделанные свечой не окрашиваются, как лист бумаги, где рисунка нет?
Мнения детей
В: Свечка состоит из вещества – воска, который отталкивает воду, она как будто скатывается с его поверхности. Поэтому рисунок, выполненный водоотталкивающим материалом, проявляется после нанесения на него акварельной краски, разведённой водой. Сегодня мы с вами попробуем сотворить чудо, но для этого нам необходимо размяться:
Разминка:
Сказка на стекле (Т. Шорыгина)
На стекле Мороз
Начертил узор, (чертят руками воображаемые узоры)
Серебром нанёс (руками дрожащие движения сверху вниз)
Белый пышный бор.
Рано поутру (потягиваются)
Подойду к окну, (ходьба на месте)
Буду в том бору
Слушать тишину. (Руки к уху)
Чудится ли мне?
Или снится сон?
Мчусь я по лыжне, (имитация движений лыжника)
Слышу сосен звон.
Вьётся на снегу (поворачиваются кругом на месте)
Свежий лисий след,
Тает на лугу (присед на пол с опусканием рук вниз)
Розовый рассвет.
И дрожит во мгле (вертикально руками дрожащие движения)
Белый дым берёз -
Сказку на стекле.
Начертил Мороз. (Чертят руками воображаемые узоры)
В: Теперь занимайте свои рабочие места. Скажите, а с чего мы начнём работу?
Д: Начертим куском свечи узоры.
В: Правильно, а узоры как наносим, откуда начинаем?
Д: Сверху и вниз.
В: А потом что делаем?
Д: Закрашиваем лист.
В: Закрашиваем тоже, как?
Д: Сверху.
Воспитатель включает спокойную фоновую музыку.
Педагог вовлекает детей в изобразительную деятельность. Предоставляет время для творческой деятельности; Педагог учитывает особенности каждого ребенка (темп деятельности, эмоциональное состояние, уровень развития психических процессов, темперамент); побуждает детей к проявлению инициативы и самостоятельности; стимулирует и поощряет индивидуальные достижения.
Дети продумывают содержание будущего узора, затем выполняют рисунок при помощи свечи, соблюдая правило заполнения листа узором: начинать рисовать лучше всего в его верхней части, спускаться вниз по мере заполнения листа невидимым узором, чтобы рисуемые элементы не накладывались друг на друга. Готовый рисунок покрывают поверх акварельной краской, не оставляя пустых мест.
Когда все рисунки выполнены, их выставляют на стенде. Дети убирают рабочее место, моют руки.
Затем, воспитатель привлекает детей к подведению итогов, к рефлексии (анализу и самоанализу);
Делятся впечатлениями; выражают собственные чувства к проделанной работе; выражают эмоциональный отклик.
Если кто-то не успел нарисовать :
В: Расскажи ребятам, что ты хотел нарисовать?
Рассказывает
В: Как интересно, мы будем с нетерпением ждать, какой же чудесный у тебя получиться рисунок.
В: Ребята, а как нам удалось, запечатлеть красоту морозных узоров? С помощью чего? А потом? Дети отвечают.
В: А с помощью чего у вас получились такие сказочные картины, чем вы рисовали?
Д: Воском.
В: Катя, какой рисунок тебе нравиться больше всех?
К: Этот. (показывает)
В: Почему? Тебе наверное понравилась композиция – то как Ваня расположил свои узоры? Или может быть необычный оттенок, такой холодный и голубой как иней?
Катя высказывает своё мнений, затем другой ребёнок.
В: У каждого получились такие неповторимые морозные рисунки, которые, я уверена, понравились бы самому Морозу. Когда наши рисунки подсохнут, мы разместим их на выставке, чтобы на ваше чудо могли полюбоваться родители.
Когда все рисунки выполнены, их выставляют на стенде. Дети убирают рабочее место, моют руки.
Затем, воспитатель привлекает детей к подведению итогов, к рефлексии (анализу и самоанализу);
Делятся впечатлениями; выражают собственные чувства к проделанной работе; выражают эмоциональный отклик.
Если кто-то не успел нарисовать :
В: Расскажи ребятам, что ты хотел нарисовать?
Рассказывает
В: Как интересно, мы будем с нетерпением ждать, какой же чудесный у тебя получиться рисунок.
В: Ребята, а как нам удалось, запечатлеть красоту морозных узоров? С помощью чего? А потом? Дети отвечают.
В: А с помощью чего у вас получились такие сказочные картины, чем вы рисовали?
Д: Воском.
В: Катя, какой рисунок тебе нравиться больше всех?
К: Этот. (показывает)
В: Почему? Тебе наверное понравилась композиция – то как Ваня расположил свои узоры? Или может быть необычный оттенок, такой холодный и голубой как иней?
Катя высказывает своё мнений, затем другой ребёнок.
В: У каждого получились такие неповторимые морозные рисунки, которые, я уверена, понравились бы самому Морозу. Когда наши рисунки подсохнут, мы разместим их на выставке, чтобы на ваше чудо могли полюбоваться родители.
Когда все рисунки выполнены, их выставляют на стенде. Дети убирают рабочее место, моют руки.