Анастасия Полякова
Конспект занятия по математике с использованием палочек Кюизенера и блоков Дьенеша в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Путешествие в страну Математики».
Программные задачи: продолжать формировать у детей представления о числах и цифрах в пределах 5 и умения устанавливать взаимоотношения между ними с помощью палочек Кюизенера; закреплять порядковый счет пределах 5, прямой и обратный;
уметь различать геометрические фигуры по форме, цвету, величине;
Учить детей зрительно воспринимать и понимать алгоритм, умения выполнять задания по картинкам-схемам;
Развивать логическое мышление, внимание, доказательную форму речи.
Публикация «Конспект занятия по математике с использованием палочек Кюизенера и блоков Дьенеша в средней группе» размещена в разделах
- Блоки Дьенеша
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Палочки Кюизенера
- Средняя группа
- Темочки
Материал : наборы цветных палочек Кюизенера ; загадки; блоки Дьенеша; карточки с изображением свойств фигур; цифры 1 ,2 ,3, 4 ,5 - на каждого ребенка; геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник).
Ход занятия:
Воспитатель: Дети давайте поприветствуем друг друга.
Игра – приветствие «Поздороваемся».
Друг к другу лицом повернулись, улыбнулись.
Руку правую подали, а потом ее пожали.
И друг друга мы обняли
Отошли, и поклонились,
И немного покружились.
Все готовы заниматься?
Дети: очень будем мы стараться.
-Раздается стук в двери, входит Незнайка.
Незнайка: Здравствуйте! Меня зовут Незнайка.
Мне сказали, что в вашей группе очень дружные ребята, всегда приходят друг к другу на помощь. Вы не могли бы мне помочь?
Воспитатель: а что, случилось, Незнайка?
Незнайка: на день рождения мне подарили красивые цветные палочки и фигурки, а что с ними делать, как играть я не знаю. Может быть, вы мне поможете?
Воспитатель: Незнайка, сегодня мы с ребятами отправляемся в волшебную страну математики и нам как раз пригодятся твои цветные палочки и фигуры.
-Ребята возьмем с собой Незнайку? (дети — «Да»)
— Пусть Незнайка поучится у вас!
— Ребята, наш космический корабль к полету готов. Незнайка, раздай, пожалуйста, свои фигуры по одной всем детям. Они нам послужат проходными билетами на космический корабль. (Незнайка раздает блоки Дьенеша детям)
Воспитатель: ребята, билет получите и займите свое место. ( на стульчиках прикреплены геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник)
— Внимание! Проверка билетов.
— Дима, какого цвета твой билет?
— Дарина, какой формы твой билет?
— Покажите только синие билеты.
— Доминика, расскажи какой у тебя билет.
— Ребята пока мы с вами летим, давайте поиграем в игру «Верно-неверно». (если вы услышите то, что считаете верным — хлопните в ладоши, если неверно – покачайте головой)
— Сейчас время года – весна? (хлоп)
— Утром солнышко встает? (хлоп)
— Нельзя умывать по утрам? (качают головой)
— По утрам нужно делать зарядку? (хлоп)
— Ночью люди обедают? (качают головой)
— После дня будет вечер? (хлоп)
Воспитатель: ну вот наш корабль приземлился. (дети выходят. Обращаю внимание детей на письмо, читаю.)
«Ребята волшебная страна математики очень большая. В ней много жителей и все они хотят поиграть с вами. Но войти в нее можно только по волшебной лесенке». (дети садятся за столы и выкладывают лесенку из цветных палочек Кюизенера)
Воспитатель: пусть наша лесенка состоит из 5 ступенек.
— Катя, расскажи Незнайке, как ты будешь строить лесенку. (сначала я возьму самую короткую палочку — белую)
— Какое число означает белая палочка? (1)
— Ребенок: справа от белой палочки поставим розовую палочку.
Воспитатель: дети, какое число означает розовая палочка? (2) и т. д. до 5.
«Составим все палочки четко по росту
От низкой к высокой – это очень просто».
— Дети, что означают цветные палочки? (числа)
— Правильно, значит вы построили числовую лесенку.
— Давайте посчитаем все ступеньки по порядку. (дети считают)
— Дима, какая по счету розовая палочка? (вторая)
— Между какими двумя ступеньками находится красная? (между 3 и 5)
— Какая палочка обозначает самое большое число на вашей лесенке? (желтая) Назовите это число (5)
— Какая палочка обозначает самое маленькое число? (белая) Назовите это число (1)
— Из скольки единиц состоит число 5?
— Ребята теперь давайте посчитаем ступеньки лесенки в обратном порядке – от высокой к низкой. (5, 4, 3, 2, 1)
Незнайка: ребята, пока вы строили лесенку из цветных палочек, я сочинил стихотворение. «Мы по лесенке шагаем, и ступеньки все считаем, все ступеньки до одной знаем в лесенке цветной». (счет в прямом порядке)
Воспитатель: молодцы ребята! С заданием справились, а теперь давайте отдохнем.
Пальчиковая гимнастика:
Пальчики уснули, в кулачки свернулись.
Один, два, три, четыре, пять, захотели поиграть!
Разбудили дом, соседей, там проснулись шесть и семь.
Восемь, девять десять, веселятся все!
Но пора обратно всем, десять, девять, восемь, семь.
Шесть – калачиком свернулся, пять зевнул и отвернулся.
Четыре, три, два, один, снова в домике мы спим.
Воспитатель: ребята, а теперь мы с вами направляемся в город геометрических фигур.
— А где же жители этого замечательного города?
— Ребята, вы их не видите? Наверное они играют с нами в прятки. (фигуры лежат на столах и накрыты салфеткой)
— Ребята, а здесь для вас новое задание. (читаю письмо)
«Чтобы нас найти отгадайте загадки».
1 – загадка. Три угла, три стороны. Могут разной быть длины.
Если стукнешь по углам, То скорей подскочишь сам! (Треугольник)
— Дима выбери карточку, на котором есть треугольник, и расскажи про него. (это треугольник, красного цвета, он толстый и большой)
Другой ребенок открывает салфетку и находит первого жителя (треугольник)
2 — загадка. Не овал я и не круг, Треугольнику не друг
. Прямоугольнику я брат, А зовут меня … (квадрат)
— Ребенок выбирает карточку с квадратом и рассказывает о нем.
(это квадрат, синего цвета, он не маленький, выставляется следующая фигура – квадрат синий большой)
3 – загадка. Прикатилось колесо, Ведь похожее оно,
Как наглядная натура Лишь на круглую фигуру.
Догадался, милый друг? Ну, конечно, это … (круг)
— Ребенок рассказывает (круг не красный, не синий, маленький – значит он желтый и маленький) дети находят соответствующую фигуру.
4 — загадка. Два квадрата-близнеца – Половинки их отца.
Сторонами приложи, Имя их отца скажи. (Прямоугольник)
— Ребенок рассказывает о прямоугольнике (это прямоугольник красный, не тонкий, большой – значит он красный, толстый, большой). Дети находят соответствующую фигуру.
Воспитатель: вот какие молодцы! Нашли всех жителей. А теперь давайте поиграем с фигурами.
— Наши фигуры волшебные и могут превращаться в картинки.
Задание: дети составляют картинки по образцу – схеме.
Воспитатель: дети, расскажите Незнайке, что можно сделать из фигур?
— Незнайка, тебе понравилось вместе с нами?
Незнайка благодарит детей за совместные игры.
Воспитатель: Молодцы ребята! Спасибо! Вы справились с заданием.
Сегодня мы с вами много путешествовали по волшебной стране Математики. Ее жители остались очень довольны вами. Они видели, как вы хорошо знаете и умеете работать с цветными числами, знаете геометрические фигуры. Они говорят вам спасибо и до скорой встречи в их волшебной стране.