Светлана Cумская
Конспект занятия по познавательному развитию (ФЭМП) с использованием блоков Дьенеша в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Упражнять в классификации и обобщении геометрических фигур по четырем признакам помощью логических блоков Дьенеша.
Задачи:
Образовательные:
- способствовать обобщению знаний о геометрических фигурах: треугольнике, круге, прямоугольнике, квадрате; в умение различать фигуры по форме, цвету, размеру, толщине; упражнять в умении работать со схемами, по воображению.
Развивающие:
- способствовать развитию познавательного интерес, творческого воображения, умения производить логические операции.
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию (ФЭМП) с использованием блоков Дьенеша в средней группе» размещена в разделах
- Блоки Дьенеша
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2019
- развивать умение выполнять задания в группе и подгруппе, активно действовать в условиях проблемной ситуации.
Воспитательные:
- способствовать воспитанию самостоятельности, трудолюбия, навыков культуры, поведения и общения со сверстниками, доброжелательного отношения друг другу, взаимопомощь и взаимовыручку.
Предварительная работа:
- дидактические игры с блоками Дьенеша,
- индивидуальная работа с детьми по использованию модели описания свойств блока,
- чтение Н. Носова «Незнайка на Луне»
Методы и приемы:
Моделирование игровой ситуации с целью постановки проблемы и создания
мотивации, задания на логическое мышление и творческого характера, вопросы к детям, использование дидактических пособий, наглядного материала, физминутки.
Оборудование:
Раздаточный материал: печатные карточки – схемы с заданием, учебно-игровое пособие «Логические блоки Дьенеша».
Демонстрационный материал): изображение Незнайки, мольберт, карточки – символы (модель описания свойств блока, печатные карточки со схемами.
Словарная работа: блоки Дьенеша, блок, наземный транспорт, водный транспорт, воздушный транспорт
Ход НОД:
Воспитатель: Ребята, вы любите, когда к вам приходят гости? А чтобы узнать какой сегодня гость к нам пришел, нужно отгадать загадку:
Он известный коротышка,
Озорник и шалунишка.
Шляпа, галстук — вот приметы.
Угадали? Кто же это? (Изображение Незнайки)
Воспитатель: Правильно, ребята! Незнайка пришел к нам не просто так, он просит у нас помощи! Незнайка очень хочет полететь на луну, но не знает, на чем туда улететь, он совсем запутался в технике. Давай мы с вами поможем нашему гость разобраться с видами транспорта и найдем ему подходящий транспорт для полета на луну, а для этого нам необходимо отправится в «Волшебную страну техники». Чтобы Незнайка хорошо запомнил виды транспорта и не забыл, как выглядит ракета, мы сделаем схемы ракет при помощи логических блоков Дьенеша, сфотографируем их и потом отправим Незнайке, сейчас, в наше время, у всех есть интернет и электронная почта. Давайте расскажем Незнайке про блоки Дьенеша «Модель описания свойств блока» (рис. №1).
Дети: Блоки отличаются четырьмя свойствами: формой – круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные; цветом – красные, желтые, сини; размером – большие и маленькие; толщиной – толстые и тонкие.
Воспитатель: А какие виды транспорта вы знаете? (Ответы детей)
Воспитатель: Молодцы! Чтобы узнать какой первый вид транспорта мы покажем Незнайке, и на чем отправимся в «Волшебную страну техники» необходимо отгадать загадку:
Железный уж ползет,
Пассажиров вдаль везет.
Воспитатель: Правильно, поезд. А к какому виду транспорта относится поезд? Ребята, посмотрите внимательно и скажите, из каких блоков состоит поезд? (рис. 2) «Модель описания свойств блока».
Дети: Для построения поезда использовали квадрат большой красный тонкий, прямоугольник большой красный тонкий, прямоугольник большой желтый тонкий, прямоугольник большой синий тонкий; для колес использовали круг маленький красный тонкий, круг маленький желтый тонкий, круг маленький желтый толстый, круг маленький синий толстый; для трубы использовали треугольник маленький красный тонкий; для пара использовали круг маленький синий тонкий и круг большой синий тонкий.
Самостоятельная деятельность детей в парах с логическими блоками.
Воспитатель: Вот мы приехали в «Волшебную страну техники» (рис. 3, но перед тем как зайти туда, мы сначала сделаем гимнастику для глаз:
«Машины».
По городу мчатся с утра и до ночи
Машины всех марок, красивые очень.
(Дети выполняют круговые движения глазами.)
Поедут направо, налево, кругом-
(Выполняют движения глазами влево, вправо.)
Свободны машины и ночью и днем.
(Хлопают глазами.)
Воспитатель: Давайте посмотрим, какая техника здесь есть. Второй вид транспорта:
В любое время,
Днём и ночью,
Везу груз важный,
Нужный очень!
Воспитатель: Правильно, грузовик! К какому виду транспорта относится грузовик? Посмотрите внимательно и скажите, из каких блоков состоит грузовик (форма блока, цвет, толщина, размер? (рис. 4). Самостоятельная деятельность детей в парах с логическими блоками.
Воспитатель: Третий вид транспорта:
По волнам дворец плывет,
На себе людей везет.
Воспитатель: К какому виду транспорта относится корабль? Из каких блоков состоит корабль? (форма блока, цвет, толщина, размер? (рис. 5). Самостоятельная деятельность детей в парах с логическими блоками.
Воспитатель: Четвертый вид транспорта:
Толстый, длинный и могучий
Он летит, пронзая тучи
Громко в облаках ревёт
Пассажиров он везёт
(Самолет)
Воспитатель: Правильно, а какому виду транспорта относится самолет? Из каких блоков состоит самолет? (форма блока, цвет, толщина, размер? (рис. 6) Самостоятельная деятельность детей в парах с логическими блоками.
Воспитатель: Физкультминутка
Раз, два — стоит ракета. (Стойка на носках, руки вверх, ладони образуют «купол ракеты».)
Три, четыре — самолет. (Стойка ноги врозь, руки в стороны.)
Руки в стороны — в полет
Отправляем самолет.
Правое крыло вперед,
Левое крыло вперед.
Раз, два, три, четыре,
Полетел наш самолет.
А без точного расчета
Не получится полета.
Так скорее за работу,
Сядем быстро за расчеты.
Раз, два - выше голова,
Три, четыре - руки шире,
Пять, шесть - тихо сесть.
Посидим и отдохнем. (Дети закрывают глаза.)
Воспитатель: Пятый вид транспорта:
Чудо-птица, алый хвост
Прилетела в стаю звезд.
Воспитатель: Ребята, а из каких деталей состоит ракета? Ответы детей.
Воспитатель: А давайте каждая пара придумает свою ракету, построит ее, а мы сфотографируем и отправим фотографии схем Незнайке. Самостоятельная деятельность детей в парах с логическими блоками.
Из каких блоков состоит ваша ракета? (форма, цвет, толщина, размер)
Воспитатель: Давайте подойдем и посмотрим друг у друга, какие замечательные у нас получились ракеты. (Обсуждение с детьми)
Молодцы, ребята! Все схемы ракет у нас готовы и мы можем сфотографировать и отправить Незнайке! (рис. 7).
Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, так на каком транспорте Незнайке нужно отправиться на луну? Правильно, на ракете! Незнайке пора возвращаться и собираться в Путешествие, а нам нужно вернуться обраться в детский сад. И мы с вами тоже полетим на ракете, но дело в том, что в ракете есть бортовой компьютер и нам нужно настроить наши координаты, а без правильных координат, мы можем оказаться в любой точке мира или даже на другой планете. Для того чтобы бортовой компьютер показывал правильные координаты, необходимо навести порядок: разложить блоки в обручи: в красный обруч – все красные; в синий обруч – все квадратные; в желтый обруч – все большие! Молодцы ребята! Пристегнули ремни, мы возвращаемся!
Воспитатель: Ну, вот мы и вернулись в детский сад. Ребята, вы все молодцы, хорошо постарались, правильно выполнили все задания! Давайте вспомним, кому мы сегодня помогали? Чем мы сегодня занимались? Что было самым интересным?