Ольга Белякова
Консультация для родителей «Использование в образовательной деятельности блоков Дьенеша и палочек Кюизенера»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное
учреждение №18 «Мишутка»
города Дубны Московской области
«Использование в образовательной
деятельности блоков Дьенеша
Воспитатель высшей
квалификационной категории
Белякова О. Ю.
г. Дубна
2019 г.
Использование в образовательной
деятельности блоков Дьенеша и палочек Кюизенера
Публикация «Консультация для родителей „Использование в образовательной деятельности блоков Дьенеша и палочек Кюизенера“» размещена в разделах
Подготовка к консультации – разложить наборы на столах.
Одна из важнейших задач воспитания ребенка — развитие его умственных способностей, формирование таких мыслительных умений, которые позволяют легко осваивать новое. На решение этой задачи должны быть направлены содержание и методы подготовки развития мышления дошкольников к школьному обучению и в помощь педагогам дошкольных образовательных учреждений являются логические блоки Дьенеша и палочки Кюизенера.
Данные дидактические пособия направлены на:
1. Развитие логического мышления. Развитие представления о множестве, операциях над множествами (сравнение, разбиение, классификация, абстрагирование). Формирование представления о математических понятиях (алгоритм, кодирование и декодирование информации, кодирование со знаком отрицания).
2. Развитие умения выявлять свойства в объектах, называть их, адекватно обозначать их отсутствие, обобщать объекты по их свойствам (по одному, двум, трем, объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения.
3. Ознакомление с формой, цветом, размером, толщиной объектов.
4. Развитие пространственных представлений.
5. Развитие знаний, умений, навыков, необходимых для самостоятельного решения учебных и практических задач.
6. Развитие творческих способностей, воображения, фантазии, способности к моделированию и конструированию.
Блоки Дьенеша разработал венгерский психолог и математик Золтан Пал Дьенеш. Объемный материал именуется логическими блоками, а плоскостной – логическими фигурами. Логические блоки в большей мере привлекают дошкольников, так как они обеспечивают выполнение более разнообразных предметных действий. Представленное учебно – игровое пособие «Логические блоки Дьенеша» в качестве набора из 48 объемных геометрических фигур. В наборе нет двух одинаковых фигур. Логические блоки представляют собой эталоны форм – геометрические фигуры. Данный комплект дает возможность детям оперировать свойствами предметов. Сначала одним свойством, благодаря которому можно сравнивать блоки, классифицировать или обобщать их. Затем двумя свойствами и, когда дошкольники окончательно овладеют умением пользоваться при классификации этими свойствами в разных ситуациях, педагог может дать третье и четвертое свойства. При этом одни и те же предлагаемые упражнения для работы с блоками Дьенеша можно менять, усложняя их.
Например, строя дорожку из блоков один ребенок придерживается одного свойства, а другой двух.
Формы организации работы с блоками Дьенеша
1. Занятия (комплексные, интегрированные, обеспечивающие наглядность, системность и доступность, смену деятельности.
2. Совместная и самостоятельная игровая деятельность (дидактические игры, настольно-печатные (рассели жильцов, какой фигуры не хватает, найди место фигуре и т. д., подвижные (предметные ориентиры, сюжетно-ролевые игры (деньги, билеты, места, адрес на посылке и т. д.).
3. Вне занятий, в предметно-пространственной развивающей среде группы при моделировании, конструировании.
С чего начать?
Прежде чем приступить к играм и упражнениям, предоставьте детям возможность самостоятельно познакомиться с логическими блоками. В процессе разнообразных манипуляций с блоками, дети установят, что блоки имеют различную форму, цвет, толщину, размер. В общении с детьми целесообразнее использовать термин «фигура». В целях более эффективного ознакомления детей со свойствами логических блоков можно предложить следующие задания:
• Найди такие же фигуры, как эта и предлагаете детям какое – либо свойство;
• Найди не такие фигуры, как эта и тоже предлагаете свойство; найди синие фигуры;
• Назови, какая эта фигура по…свойству.
Далее можно переходить к играм и упражнениям.
В работе с блоками используют карточки свойств, благодаря которым ребенок учится кодировать и декодировать информацию.
В дальнейшем эти карточки заменяются на кубики. Количество кубиков зависит от количества усвоенных свойств фигур.
Игра «Найди пару». Используются карточки свойств, их нужно выложить, перевернув картинку вниз. Или используются сами блоки, педагог показывает фигуру и просит найти такую же, проговаривая одно или несколько свойств.
Игра «Угощение для медвежат». Смотри «Методические советы по использованию д/и с блоками Дьенеша и логическими фигурами».
Игра «Укрась елку бусами». Смотри «Методические советы по использованию д/и с блоками Дьенеша и логическими фигурами».
Палочки Кюизенера
Дидактический материал, разработан бельгийским математиком Дж. Кюизенером. Он предназначен для обучения математике и используется в работе с детьми, начиная с младших групп детского сада. Палочки Кюизенера называют еще цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками, счетными палочками.
Использование «чисел в цвете» позволяет развивать у дошкольников представление о числе на основе счета и измерения, к чему дети приходят в практической деятельности.
С помощью цветных палочек детей можно:
• Легко подвести к осознанию соотношений «больше-меньше», «больше на…», «меньше на …»;
• Научить делить целое на части;
• Измерять объекты;
• Упражнять в запоминании чисел;
• Помочь в овладении арифметическими действиями;
• Организовать работу по усвоению некоторых понятий (левее, правее, длиннее, короче, между, каждый, какой-нибудь, быть одного и того же цвета, быть не такого цвета, иметь одинаковую длину и др.)
Набор представляет собой 116 палочек десяти цветов. Палочки разных цветов имеют разную длину – от 1 до 10 см. Каждая палочка – это число, выраженное цветом и величиной, то есть длиной в см. палочки одинаковой длины окрашены в один и тот же цвет, а значит, обозначают одно и то же число. Чем больше длина палочки, тем больше значение того числа, которое она выражает. Близкие по цвету объединяются в одну «семью». Цвета, в которые палочки, зависят от числовых отношений, определяемых простыми числами первого десятка натурального ряда чисел. Палочки можно предлагать детям с двух лет строго под присмотром взрослого, а вообще рекомендуется начинать работу с трех лет. С палочками можно работать как с группой, так и индивидуально.
Этапы работы с палочками Кюизенера
1. Использование палочек в качестве игрового материала (2-4 лет).
Игровые упражнения «Выложи по образцу», «постой по образцу или с условием» и т. д.
1. Работа с палочками, где дети знакомятся с пространственными и количественными характеристиками материала (4-9 лет). Дети учатся декодировать игру красок в числовые отношения.
«Давайте познакомимся с цветными счетными палочками». Далее смотри исследование (1, 2, 3, 4).
Дать понять детям, что цвет – это число.
1. Предлагаю построить поезд из розовой, голубой, красной и желтой палочки. Нужно вывезти детей в лес на прогулку. Нужно знать, сколько мест в поезде. Белая палочка это одно место. Определите сколько мест в каждом вагоне.
2. Число – это цвет. Постройте вагончик из двух белых палочек. Какой одной палочкой можно заменить две белые? Постройте трехместный вагончик, четырехместный и т. д.
3. Дети строят разноцветные вагончики. Воспитатель заменяет несколько палочек на одну, соответствующую числу, и просит детей назвать число. Потом воспитатель называет число, а дети показывают или называют цвет палочки.
4. Цифры ходили гулять, а когда вернулись, забыли, где, чей домик. Помогите цифрам найти свой домик.
5. Постройке 5 вагончиков в порядке возрастания чисел. Чем длиннее палочка, тем больше число.
Для более эффективной работы палочки Кюизенера используют вместе с блоками Дьенеша. Дети дошкольного возраста, умеющие работать с данными дидактическими материалами, в школе легко справляются с математикой и информатикой.