Руденко Елена
Занятие по математике «Понятие мерка. Измерение с помощью условной мерки» в подготовительной группе
▼ Скачать +Заказ
Занятие по математике на тему : «Понятие мерка. Измерение с помощью условной мерки» (подготовительная группа)
Подготовительная группа. Тема. Измерение предметов при помощи условной мерки.
Цель: Развитие творческого потенциала личности в процессе проблемного обучения на занятиях по математике.
Публикация «Занятие по математике „Понятие мерка, Измерение с помощью условной мерки“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Подготовительная группа
- Темочки
Задачи: Обучающая: Учить самостоятельно, проводить исследования, путём экспериментирования. Учить детей пользоваться некоторыми приёмами разрешения противоречий. Учить детей измерять предметы при помощи условной мерки.
Развивающая: Способствовать развитию логического мышления, внимания. Развивать творческую активность в процессе решения проблемы.
Воспитывающая: Воспитывать интерес к математике
Формы работы: индивидуальная, фронтальная.
Методы и приемы:Наглядный (использование мультфильма).
Словесный (вопросы к детям, повторение и уточнение, напоминание, поощрение).
Практический (решение математических упражнений с использованием дидактического материала).
Исследовательский метод (решение проблемной ситуации)
Игровой (использование мяча).
Здоровьесберегающие технологии: физминутка.
Раздаточный материал : геометрические фигуры, полоски цветной бумаги.
Материал : Условная мерка, линейка, шнурок, карандаш, полоски цветной бумаги, мультфильм,альбомный лист.
Ход занятия.
Организационный момент.
Ребята, сегодня мы с вами отправимся в страну в которой живут цифры.
Кто помнит как называется эта страна? Математика!
Но чтобы попасть в страну математики нам нужно правильно выставить время на часах! Становитесь в круг.
Ходя стрелочки по кругу….
- Ребята, обратите внимание на доску. А на доске у нас цифры,которые поругались между собой и теперь не хотят стоять друг с другом, их нужно помирить и поставить их по порядку. Если цифры расставлены правильно по порядку, мы похлопаем, а если нет – потопаем.
А теперь давайте посчитаем цифры по порядку. Какой это счёт? (прямой).
И обратно посчитаем. Какой это счёт? (обратный).
“Математическая разминка”
1. Вспомнить порядковый счет от 10 до 1
2. Назовите соседей чисел 3,5,7,9
3. Угадайте число, живущее между числами 5 и 7, 4 и 6, 9 и 7, 5 и 3
4. Назовите предыдущее число чисел 3, 6, 8
5. Назовите последующее число чисел 2, 5, 9.
6. Сколько ушей у трёх мышей(6)
7. Сколько дней в неделе? (7) Давайте вспомним как они называются?
8. Каким по счёту днём недели является понедельник, среда, пятница?
9. Сколько пальцев на одной руке? (5)
10. Сколько лап у двух собак? (8)
11. Сколько пальцев на двух руках? (10)
12. Сколько солнышек на небе ночью? (0)
13. Что длиннее неделя или месяц?
14. Сколько времён года вы знаете? Назовите их.
15. Сколько глаз у светофора? (3)
16. Сколько месяцев в году?
17. Сколько всего частей в сутках? Перечислите их.
18. Что мы делаем за столом утром, в обед, вечером?
19. Сколько пальцев на двух ногах? (10)
Воспитатель: Молодцы ребята! Вот вы и размялись.
- На листе бумаги написано слово, прочитав его, мы с вами определим, чем же мы сегодня с вами будем заниматься (МЕРКА). А кто скажет, что означает это слово? МЕРКА - это определённая величина,с помощью мерки мы можем определить размер кого-либо или чего-либо.
- Ребята, сегодня мы с вами научимся измерять предметы при помощи условной мерки. А теперь вспомним какие геометрические фигуры мы с вами знаем.
Почему их так называют?
- Возьмём 2 треугольника. Одинаковые они? (нет). Как вы узнали? (можно наложить их друг на друга).
-Ребята на столе перед вами карточки, которые нужно разложить, домики раскладываем по высоте в порядке уменьшения. (Измерение на глаз) А деревья раскладываем по высоте в порядке увеличения.
- Теперь обратите внимание на полоски из цветной бумаги, поднимите самую короткую полоску. А что значит короче? (меньше по длине). А теперь самую длинную. Что значит длиннее? (больше по длине).
-Поднимите самую широкую полоску, теперь самую тонкую. (измерение на глаз, способом наложения) -Ребята, не всегда удобно использовать способ наложения.
-Есть другие способы для того, чтобы измерить длину предмета. Этому я сегодня вас научу.
- Любой предмет можно измерить при помощи условной мерки.
- Условной меркой может быть линейка. С ней вы уже знакомы, циркуль, с ним вы познакомитесь в школе, портные используют сантиметр, условной меркой может быть шнурок, ручка или любой предмет. А сегодня у нас условной меркой будет красная полоска бумаги. Ребята, внимательно посмотрите, как я буду измерять. Я наложу условную мерку так, чтобы уголок мерки совпадал с началом отрезка. Где конец условной мерки - там отмечаю карандашом. Там начинается следующая мерка. Теперь давайте посмотрим и посчитаем скольким условным меркам равен мой отрезок.
- А теперь каждый возьмёт свою красную полоску бумаги и измерит с её помощью свой отрезок. -Все справились с заданием? -Сколько получилось мерок?
Физминутка.
Первый гном присел и встал…
- А ведь ещё есть простой способ измерения - это измерение шагами, шаги тоже могут быть нашей условной меркой.
-Ребята мы сейчас с вами посмотрим не большой эпизод из мультфильма «38 попугаев», в котором герои тоже занимаются измерением.
Показ мультфильма.
-Кого мерили в мультфильме? Удава -Кто его мерил? Попугай,мартышка и слоненок!
-Скажите, пожалуйста, почему получилось разное количество мерок? (потому, что шаги слона больше, чем у попугая или у мартышки)
-Какие шаги были у слона? У попугая? У мартышки?
Сколько шагов получилось у слона? (2) У попугая? (38) У мартышки? (5)
Почему получилось разное количество мерок, ведь Удав один?
-Давайте сделаем вывод: чем длиннее условная мерка, тем количество мерок меньше. Чем короче условная мерка, тем количество больше.
-Измерить условной меркой можно почти всё. Давайте шагами измерим ширину паласа. Шаги – это тоже условная мерка. Внимательно смотрите и считайте, сколько условных мерок у меня получится.
· Сколько же условных мерок у меня получилось?
· Кто хочет тоже измерить ширину паласа?
· Сколько условных мерок получилось у (имя ребёнка?
-Ребята, почему же у нас получилось разное количество мерок? Ведь расстояние одинаковое (разная длина шагов).
Теперь немного поиграем в игру «Лишнее слово».
-Тарелка, кружка, линейка, стакан
- Понедельник, вторник, среда, пятница, утро.
- Март, апрель, неделя, май июнь.
- Лето, осень, зима, воскресенье.
- Утро, вечер, ночь, день, месяц.
- Секунда, минута, день, час.
Весёлые задачки. Ну и как всегда ребята, будем решать наши весёлые задачки.
1. В садике гулял павлин, подошёл ещё один
Три павлина за кустами. Сколько их считайте сами? (5)
2. На большом диване в ряд
Куклы Танины стоят:
Две матрёшки, Буратино
И весёлый Чиполлино
Помогите же Танюше сосчитать её игрушки. (4)
3. Лисичка пять рыбок в ведёрке несла
Этой покупкой довольна была,
Если три рыбки ещё ей купить
Сколько их будет, ты сможешь сложить(8)
4. Вышла курочка гулять,
Забрала своих цыплят,
3 бежали впереди,
2 остались позади.
Беспокоится их мать
И не сможет сосчитать
Сосчитайте-ка, ребята,
Сколько было всех цыплят. (5)
- Молодцы, ребята, решили весёлые задачки.
Самостоятельная работа детей.
- Ребята, а сейчас даю вам очень важное задание, у вас на столе лежат синие и красные полоски бумаги. Попробуйте доказать, какая из полосок длиннее? Красная полоска-это условная мерка. Какая же полоска длиннее (Голубая) Почему голубая полоска длиннее? Скольким условным мерка равна голубая полоска? (3) Скольким условным меркам равна фиолетовая полоска полоска? Так что же больше … или? Молодцы, ребята, вы смогли доказать, что голубая полоска длиннее, чем фиолетовая.
-Вывод: чем длиннее условная мерка, тем количество мерок меньше. Чем короче условная мерка, тем количество больше.
Пальчиковая гимнастика
Планеты «Раз меркурий….»
Графический диктант; "Слоник"
Итог занятия.
-Что нового было на занятии?
(научились измерять предметы при помощи условной мерки. А условной меркой у нас были : полоска бумаги, шаги. Шагами измеряли ширину паласа. Сравнивали две полоски. Решали весёлые задачки).
-Что вам понравилось на занятии?
-Молодцы, ребята, вы были очень активны.
Ну что же, милые друзья,
Я рада, что вы не подвели меня.
Каждый – просто молодец!
Знания свои копите.
Пусть помогут вам старанье,
Память, логика, внимание!