ИРИНА РУЖНИКОВА
Конспект занятия по логико-математическому мышлению в подготовительной к школе группе «Поездка в Простоквашино»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: создать условия для формирования элементарных математических представлений, мыслительной активности, направленной на поиск способов решения поставленных задач.
Задачи:
Развивающие - совершенствовать навыки порядкового и количественного счета в пределах 10, закреплять представления о треугольниках и четырехугольниках; умении ориентироваться на листе бумаги; развивать мелкую моторику рук; способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
Публикация «Конспект занятия по логико-математическому мышлению в подготовительной к школе группе „Поездка в Простоквашино“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2018
Обучающие – дать представления о весе и длине предметов, способах измерения предметов и составлению сериационного ряда; учить измерять объем сыпучих веществ с помощью условной меры, определять движение объектов на плане (в данном случае – лабиринте)
Воспитательные – воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно; слышать и выполнять инструкцию педагога; воспитывать познавательный интерес.
Дидактический наглядный материал
Демонстрационный: магнитная доска, лист с недорисованными цифрами, нарисованные персонажи из мультфильма, маршрутная карта-лабиринт, одинаковые по объему коробки, наполненные водой, лист бумаги расчерченный на квадраты и треугольники, 7 «косточек», вырезанных из картона, крупа, линейка, ложечка, простой стакан, мерный стакан.
Раздаточный: листы в крупную клетку, простые карандаши, белые листы, круги красного, оранжевого, желтого, коричневого, зеленого цвета.
Ход занятия:
1. Педагог подзывает к себе группу детей и спрашивает :
– Ребята, вы любите мультфильмы? Назовите самые любимые. Ребята, вам знаком мультфильм «Трое из Простоквашино»? Кто герои этого мультфильма? Предлагаю вам сегодня отправиться к ним в гости. А на чем мы с вами поедем? (дети предлагают свои варианты). Возьмите листы бумаги, которые нам подскажут, на каком транспорте мы отправимся в гости.
Дети выполняют графический диктант по указанию воспитателя, в результате которого должна получиться машина. Дети дорисовывают колеса.
2. - Ребята, на каждом транспорте есть номерной знак, но на нашей машине цифры стерлись и их нужно восстановить, иначе ни один полицейский нас их города не выпустит (дети угадывают и дорисовывают цифры). Ну вот, мы выехали их города, но дорога в Простоквашино нам не известна. Нам необходимо найти правильный маршрут, чтобы дорога привела нас к домику друзей.
Воспитатель вывешивает на доску кару-лабиринт.
- Нужно следовать от стрелки до домика, пытаясь не попасть в тупик.
Дети поочередно следуют по маршрутным дорожкам, пытаясь найти правильный маршрут. После его нахождения на доске появляются персонажи мультфильма: д. Федор, кот Матроскин и пес Шарик.
- И так, мы в гостях у д. Федора и его друзей. Как вы считаете, что любит кот Матроскин? (молочные продукты). Давайте угостим Матроскина его любимым лакомством. У меня на столе коробки с молочными продуктами. Но не все коробки на моем столе наполнены одинаково. Надо выбрать для кота самую наполненную коробку. Она должна быть самой тяжелой. Чтобы не ошибиться в выборе, нужно начинать с самой легкой коробки.
Дети поочередно выставляют коробки с молочной продукцией от самой легкой до самой тяжелой. Воспитатель проверяет правильность выполнения задания.
- А что любит пес Шарик? (косточки) Давайте выберем для него самую большую сахарную косточку.
На магнитной доске хаотично расположены «косточки», вырезанные из бумаги.
- Будем действовать по тому же принципу, что и с коробками. Сначала найдем самую маленькую косточку, постепенно добираясь до самой большой.
Дети поочередно отбирают косточки, прикладывая их к горизонтальной линии, создавая сериационный ряд.
- Посмотрите, у нас получился ряд косточек от самой маленькой до самой большой. Теперь хорошо видно различие косточек, чем когда они были расположены хаотично.
- Пес Шарик и кот Матроскин любят полежать на коврике. Давайте рассмотрим его. Из каких геометрических фигур состоит рисунок на коврике? (квадратов и треугольников). Посчитайте сначала количество квадратов, затем треугольников. Сколько у вас получилось?
Если дети не увидели больших треугольников при объединении двух малых, воспитатель показывает их детям, и они вместе досчитывают количество треугольников.
Динамическая пауза:
Детям раздаются карточки с цифрами от 1 до 10. Пока педагог произносит четверостишие, дети бегают по группе
10 спортсменов бегут на зарядку,
Но не желают бежать по порядку
Последний, случается, первым придет –
Такой вот бывает неправильный счет.
По команде: «Раз, два, три – по порядку становись!» дети должны выстроиться слева направо в соответствии с цифрами от 1 до 10. Затем меняются карточками, и игра повторяется снова. После паузы дети вновь садятся за столы.
- Ребята, чем любит заниматься Шарик? (фотоохотой) Предлагаю узнать, кого сфотографировал Шарик во время последней фотоохоты.
Дети выполняют графический диктант, в результате которого должна появиться фигурка собаки.
- Давайте теперь заглянем в погреб к д. Федору и поможем ему разложить овощи (погреб – лист белой бумаги).
Воспитатель называет фигуры, символизирующие овощи (зеленый круг – капуста, красный – свекла, желтый – репа, коричневый – картофель, оранжевый – морковь).
- А теперь слушайте меня и выкладывайте овощи по моему указанию. Положите капусту посередине, морковь в правый верхний угол, репу в левый нижний угол, свеклу в левый верхний угол, картофель в правый нижний угол.
После выполнения работы воспитатель показывает образец, чтобы дети смогли исправить свои ошибки.
- Ребята, д. Федор любит рисовую кашу. Чтобы ее сварить, надо знать, какое количество рисовой крупы нам потребуется. А чтобы узнать, какое количество риса лежит в меше, надо его измерить. У меня на столе лежит линейка, ложка и стакан (на столе стоит еще мерный стакан, но воспитатель намеренно не обращает на него внимания детей). Какой предмет мы выберем для измерения? (дети предлагают свои варианты) Если большинство детей выбирают простой стакан, педагог предлагает измерить им количество риса. Один ребенок набирает рис и пересыпает его в кастрюлю, другие дети считают количество стаканов. После того, как весь рис высыпан в кастрюлю, воспитатель спрашивает, удобно ли было ребенку измерять рис? (ответ ребенка отрицательный, так как мешок, в котором лежал рис мягкий, потому не всегда удавалось набрать полный стакан, особенно измеряя остатки риса. Если дети не замечают мерный стакан, то воспитатель показывает его детям, и говорит, что самый простой способ измерить крупу, пересыпать ее в мерный стакан, так как на нем есть шкала со специальными делениями, указывающими объем любых сыпучих продуктов или жидкости.
3. В заключении занятия педагог собирает детей в круг и спрашивает, понравилась ли им поездка в Простоквашино? Какие задания показались детям сложными, а какие – легкими? Что нового они узнали и чему научились? После ответов детей педагог предлагает поупражняться в измерении, прохождении лабиринта и других заданиях, используемых на занятии.