Марина Недряга
Занятие по изобразительной деятельности и конструированию «Барыни-франтихи. Дымковская роспись» для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
• учить расписывать сложные по форме дымковские изделия, сочетая гладкоокрашенные части с узором;
• учить шахматному расположению элементов в узоре, сочетанию в узоре крупных элементов с мелкими, нанесению мелких элементов поверх крупных;
• учить самостоятельно подбирать цвета для росписи куклы;
• формировать умение делать полуобъемную игрушку из двух частей (двойная верхняя часть куклы наклеивается на юбку-конус);
Публикация «Занятие по изобразительной деятельности и конструированию „Барыни-франтихи, Дымковская роспись“ для детей старшей группы» размещена в разделах
- Барышня. Дымковская игрушка барыня
- Дымковская игрушка. Знакомство с Дымкой
- Дымковские игрушки. ИЗО, поделки, рисование
- Дымковские игрушки. Конспекты занятий
- Дымковские игрушки. Рисование, роспись
- ИЗО. Конспекты занятий, изодеятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Конструирование, ручной труд, поделки
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2017
• развивать наблюдательность, побуждать видеть красоту глиняной игрушки её выразительность, яркость узора;
• развивать творческую инициативу детей;
• воспитывать интерес к народному творчеству, уважение к труду народных мастеров, упорство в достижении цели, аккуратность.
Словарная работа: дымковская игрушка, народный промысел, барыня-франтиха, гусар, проплывать павой, няня, водоноска, шляпа, жакет, муфта, выкройка, гладкоокрашенный, пестрый.
Материалы и оборудование:
• демонстрационный материал: образец куклы, сделанной из бумаги, выкройка игрушки – двойная верхняя часть и круг с надрезом по радиусу, фотографии дымковских кукол (барыня, няня, водоноска);
• раздаточный материал: выкройки куклы, гуашь, кисти. Баночка для воды, клеёнки, тканевые салфетки, клей-карандаш.
Предварительная работа: рассматривание дымковских игрушек; разучивание этюда на создание музыкально-игрового образа «Барыня».
Ход занятия
/Дети сидят за столами. Воспитатель демонстрирует фотографии кукол. /
Воспитатель: Ребята, рассмотрите, пожалуйста, эти фотографии. На них вы видите красивых кукол. Скажите, к какому народному промыслу относятся подобные игрушки?
Дети: Этот народный промысел называется дымка.
Воспитатель: Вы правы, перед вами дымковская игрушка, дымковская кукла. Все они разные, попробуйте по одежде и по тому, что куклы держат в руках догадаться, кто они и чем занимаются.
/Дети высказывают свои предположения. /
Эти куклы называются по-разному. Одну мастера называют барыней, другую – водоноской, третью – няней. Как вы узнали, кто из них кто?
Дети: Няня и водоноска занимаются работой: у няни в руках ребёнок, у водоноски – вёдра. Барыня прогуливается, она держит в руках маленькую собачку (или зонтик, или греет руки в муфте).
Воспитатель: У кого более яркая, нарядная одежда?
Дети: Более яркая и нарядная одежда у барыни.
Воспитатель: Совершенно верно, послушайте, пожалуйста, стихотворение о дымковских барынях, в котором описывается их красота.
Дымковские барыни всех на свете краше
А гусары-баловни – кавалеры наши!
С лентами да бантами мы гуляем с франтами.
Мы гуляем парами, проплываем павами.
Мы игрушки знатные, складные, да ладные.
Мы повсюду славимся. Мы и вам понравимся!
П. Синявский
Ребята, рассмотрите внимательнее наряд барыни, чем он отличается от нарядов няни и водоноски?
Дети: У няни и водоноски на голове –кокошники, а у барыни – шляпа, у няни и водоноски – кофточка, а у барыни – жакет. У няни и водоноски – фартуки, а у барыни – нет.
Воспитатель: Сегодня мы будем делать артисток – дымковских барынь для настольного театра. Все они франтихи, то есть модницы. Рассмотрим подробнее их одежду.
- Какая одежда на кукле гладкоокрашенная? (жакет, шляпа)
- Какие узоры чаще всего можно увидеть на юбке? (крупные кольца, «паутинка»)
Обратите внимание, что шляпа и жакет окрашены в один цвет и эти цвета повторятся также в узоре на юбке. Это убирает лишнюю пестроту в окраске кукол.
Изготовление кукол мы начнем с росписи их нарядов.
/ Воспитатель показывает последовательность раскрашивания выкройки куклы:
1. Отделить линией шляпу и закрасить переднюю и заднюю её части.
2. Нарисовать волосы и части лица (можно концом тонкой кисти или фломастером).
3. Равномерно наметить простым карандашом кольца на выкройке юбки (узор располагается на половине круга) : разделить половину круга на четыре части – провести простым карандашом три линии от центра к краю круга и нарисовать в каждой части кольца нижнего ряда. Потом на линиях нарисовать кольца второго ряда меньшей величины. Получится шахматное расположение колец.
4. Дополнить кольца и пространство между ними мелкими элементами узора. /
/Самостоятельная работа детей. Воспитатель оказывает индивидуальную помощь конкретным детям. /
Воспитатель: Молодцы, ребята, аккуратно раскрасили наших барынь, настоящие мастера. Теперь необходимо подождать пока краска просохнет.
Физкультминутка «Барыня».
(этюд на создание музыкально-игрового образа)
Дети делятся на три команды. У каждой команды своя партия. Педагог - дирижер. Дети внимательно следят за действиями дирижера. На какую команду покажет дирижер, та и должна петь свою партию и выполнять движения.
1-я команда: – В ступе пряники толчены. – кулачком стучать о кулачок;
2-я команда: – В бане веники мочены. – руками изображать, как парятся веником в бане;
3-я команда: – Барыня, барыня, – пританцовывать на месте.
Сударыня -барыня!
/Когда краска просохнет, можно приступить к соединению деталей:
1. намазать клеем незакрашенную половину круга и свернуть так, чтобы закрыть её узорчатой половиной, обжать верхушку конуса.
2. намазать верхнюю часть игрушки и приклеить её на обжатую часть конуса. /
Воспитатель: Вот и готовы артистки для настольного театра, обратите внимание, как разнообразны их наряды, все барыни хороши! Предлагаю вам оживить наших кукол, разыграть веселую сценку: будто встретились знакомые барыни-франтихи на улице, стали нахваливать свои наряды (шляпку, жакет, серьги, бусы, узоры на юбке).
/Выступают несколько пар детей. Воспитатель оценивает выразительность их диалогов. /
Список литературы:
1. Программа воспитания и обучения в детском саду. / Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – М. : Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2004.
2. Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду. / Под ред. В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. - 2-е изд., испр. и доп. – М. : «Мозаика-Синтез», 2006.
3. Грибовская А. А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации. Конспекты занятий. – М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2008.
4. Родина М. И., Буренина А. И. Кукляндия: Учеб. -метод. пособие по театрализованной деятельности. – Спб. : Музыкальная палитра, 2008.